Екатерина Федотова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке «Путешествие в весенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение и закрепление знаний и умений, полученных детьми в течение года о лесе.
Задачи.
Образовательные:
- закрепить у детей знания о характерных признаках весны, о лесе и его обитателях;
- формировать осознанно-правильное отношение к объектам природы;
- закрепить умение лепить птиц, животных, насекомых.
Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (загадки, стихотворения);
- развивать в детях чувства сопричастности ко всему животному и прекрасному посредством музыки;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке „Путешествие в весенний лес“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Лепка, пластилин
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- развивать диалогическую речь у детей.
Воспитательные:
- воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе;
- воспитывать у детей любознательность, наблюдательность;
- воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам природы.
Интегрирование образовательных областей:
художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие: познавательное развитие.
Методы и приемы.
Словесные: приветствие, загадки, вопросы, беседа о бережном отношении к природе.
Наглядные: показ изображений отгадок к загадкам; показ приемов работы.
Практические: разминка «Цветы»; пальчиковая гимнастика «Пальчики пошли гулять»; самостоятельная деятельность.
Словарная работа: водопад, шёрстка, подушечки-присоски, лекарь.
Предварительная работа: чтение художественной литературы; беседы о лесе и жизни животных и растений, о характерных признаках весны; рассматривание иллюстраций, дидактические игры.
Оборудование и материалы: фонограмма «Пение птиц», картинки с животными, с насекомыми, с цветами, с деревьями, с птицами, декорации леса, пластилин, стеки, дощечки, салфетки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой сегодня прекрасный день, природа просыпается ото сна, настроение веселое. К нам на занятие пришла гостья, давайте с ней познакомимся. А сейчас встаем в круг и поприветствуем нашу планету «Земля».
«Здравствуй, небо голубое!
(Ладони вверх и смотрим на руки).
Здравствуй, солнце золотое!
(Ладони вверх).
Здравствуй, вольный ветерок!
(Покачивают поднятыми руками).
Здравствуй, матушка-Земля!
(Ладони вниз).
Мы проснулись очень рано
И приветствуем тебя!
(Руки вверх).
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
«Светает рано по утрам,
Весь снег растаял тут и там,
Ручей шумит как водопад,
Скворцы в скворечники летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?»
Дети: Это время года весна.
Воспитатель: Ребята, вы любите играть? (Ответы детей).
Воспитатель: Поиграем в игру «Волшебная веточка». (Дети передают веточку и отвечают на вопрос «Какая у нас весна»)
Дети: Холодная, теплая, мокрая, грязная, дождливая, ветреная, поздняя, долгожданная, зеленая, ласковая, красивая, солнечная и т. д.
Воспитатель: Назовите весенние месяцы?
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: А какой сейчас месяц идет?
Дети: Май.
Воспитатель: Вот в такой весенний день я предлагаю вам отправиться, а куда догадайтесь сами. Слушайте загадку.
«В этом доме сто осин,
Травы, ягоды, грибы,
Сто берез и сто рябин,
Много жителей в нем,
Сосны, ели и дубы,
Назовите этот дом».
Дети: Лес.
Воспитатель: Я приглашаю вас отправиться в путешествие в весенний лес, чтобы посмотреть, как пробуждается природа в лесу. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Но прежде, чем нам отправиться, давайте вспомним правила поведения в лесу. Готовы?
Правила «Как вести себя в лесу».
Дети: В лесу нельзя громко шуметь и разговаривать.
Воспитатель: Скажите мне, почему нельзя громко разговаривать в лесу?
Дети: Потому что можно напугать лесных жителей.
Воспитатель: Правильно, чтобы не напугать лесных жителей.
Дети: В лесу нельзя жечь костры.
Воспитатель: Почему нельзя жечь костры?
Дети: Может возникнуть сильный пожар, который причинит большой вред.
Воспитатель: Молодцы!
Дети: В лесу нельзя разбрасывать мусор.
Воспитатель: Почему нельзя разбрасывать мусор в лесу? (Ответы детей).
Дидактическая игра «Да – Нет».
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру «Да – Нет». Я буду называть действия, а вы, если я буду поступать правильно, говорите «Да», если плохо «Нет». Слушайте внимательно.
Воспитатель: Я пойду сейчас в лесок и сорву ромашку…
Дети: Нет.
Воспитатель: Лишний хлебушка кусок на пеньке оставлю…
Дети: Да.
Воспитатель: Разведу большой костер, и тушить не стану…
Дети: Нет.
Воспитатель: Ветку ели подвяжу, колышек поставлю…
Дети: Да.
Воспитатель: Съем я вкусный пирожок и выброшу бумажку…
Дети: Нет.
Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете правила поведения в лесу. Теперь мы с вами можем отправляться в лес. А на чем мы можем туда отправиться?
Дети: На автобусе, на машине, пешком.
Воспитатель: Мы с вами пойдем пешком, полюбуемся красотой весенней природы. В лес отправимся гулять, будем весело шагать. По тропинке мы пойдем, друг за другом мы гуськом. Вот мы с вами в весеннем лемму. Давайте поздороваемся с ним.
«Здравствуй, лес,
Весенний лес,
Полный сказок и чудес!»
Воспитатель: Ребята, а в какой лес мы попали?
Дети: весенний, красивый, сказочный, волшебный, дремучий, чудесный и т. д.
Воспитатель: Давайте подышим свежим воздухом.
Упражнение на дыхание «Ах, как пахнет!» (Предложить понюхать, как пахнет весной воздух, трава, первые цветы. Включить фонограмму пения птиц).
Воспитатель: Вот мы пришли на лесную полянку, ребята послушайте, что вы слышите?
Дети: Пение птиц.
Воспитатель: Правильно. Это птицы поют, они радуются приходу весны. Они тоже обитатели леса. Каких птиц вы знаете? (Ответы детей).
Дидактическая игра «Назови птицу».
Воспитатель: Ребята, а какие птицы прилетели?
Дети: Грачи, скворцы, журавли, ласточки и т. д.
Воспитатель: А как они называются?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: А какие птицы с нами зимовали?
Дети: Воробьи, вороны, галки, синицы, дятлы, сороки и т. д.
Воспитатель: А как они называются?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Как мы заботимся о птицах, которые остаются зимовать?
Дети: Вешаем кормушки на деревья, насыпаем туда хлебные крошки, пшено, сало не соленого.
Воспитатель: Молодцы, что вы заботитесь о пернатых друзьях.
Игра на развитие внимания.
Воспитатель: Сейчас, я буду называть птиц, ваша задача слушать очень внимательно и как только я назову что-то другое, вы должны дружно хлопать в ладоши. Готовы? Слушайте внимательно: прилетели птицы голуби, синицы, мухи и стрижи…
Дети: Хлопают.
Воспитатель: Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Аисты, вороны, галки, макароны…
Дети: Хлопают.
Воспитатель: Почему? (Ответы детей). Молодцы, вы были очень внимательны и справились с этим заданием на отлично. Ребята, посмотрите вокруг, вы видите, сколько много растет деревьев в лесу. Назовите их.
Дети: Дуб, клен, береза, рябина, ель, сосна, осина.
Воспитатель: Ребята, а если все деревья исчезнут на земле, что произойдет? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте здесь отдохнем и поиграем в игру «Чьи детки с ветки». Ребята, представьте себе, подул ветер, и с деревьев упало много листьев. Подумайте и скажите мне, если лист упал с березы он какой?
Дети: Березовый.
Воспитатель: Если лист упал с клена он какой?
Дети: Кленовый.
Воспитатель: Если лист упал с осины он какой?
Дети: Осиновый.
Воспитатель: Если лист упал с рябины он какой?
Дети: Рябиновый.
Воспитатель: Если лист упал с дуба он какой?
Дети: Дубовый.
Воспитатель: Если лист упал с тополя он какой?
Дети: Тополиный.
Воспитатель: Молодцы, ребята много о деревьях вы знаете. Наше путешествие по весеннему лесу продолжается. Ребята, а вы знаете, что происходит с животными весной?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда расскажите. Перед нами картинки с животными. Вы должны взять картинку и рассказать, как меняется жизнь животных весной. (Ответы детей).
Еж. Зимой ежи спят, под деревьями спрятавшись в гнезде из травы. Весной у ежа появляются ежата.
Медведь. Медведь весной просыпается и выходит из берлоги со своими медвежатами.
Лиса. У лисицы в норе рождаются детеныши – лисята.
Заяц. Заяц весной линяет, меняя белую шерстку на более легкую серую.
Белка. Белочка всю зиму в холодные дни проводит в дупле. Весной у нее рождаются бельчата. Белочка линяет, меняя серую шерстку на рыжую.
Волк. Весной у волчицы в логове рождаются волчата.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, какие эти животные? (Ответы детей).
Воспитатель: Как называются жилища лесных животных?
Дети: У лисы – нора, у белки – дупло, у волка – логово, у медведя – берлога, у мышки – нора, у крота – нора.
Воспитатель: Молодцы, все знаете о диких животных. Лес красив в любое время года. Давайте посмотрим и послушаем тишину.
К следующей поляне вышли
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки,
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.
Воспитатель: Угадайте, ребята, кого можно увидеть на этой полянке?
Дети: Насекомых.
Воспитатель: Правильно, на этой полянке живут насекомые. Они тоже обитатели леса. Каких насекомых вы знаете? (Ответы детей). Поиграем в игру «Знаешь ли ты?»
1. Сколько ног у насекомых? (3 пары).
2. У какого насекомого есть на ногах подушечки? (У мухи).
3. У кого из насекомых на ногах целый набор инструментов. Кисточки, корзиночки, щеточки? (У пчел).
4. Сколько крыльев у насекомых? (4 крыла).
5. Кто враги у насекомых? (Птицы, звери, пауки и другие насекомые).
6. Кто из насекомых умеет притворяться дохлым и предупреждает: «Не трогайте меня, я не вкусная!» (Божья коровка, гусеница, жук).
7. Кто из насекомых умеет слушать ногами? У них уши на передних ногах. (Кузнечики и сверчки).
Воспитатель: Какие еще насекомые живут в лесу? (Ответы детей). Молодцы, вы много знаете о насекомых. Продолжим нашу прогулку по лесу. Посмотрите, ребята, какая красивая лужайка, а на ней красивые цветы. А какой запах! Почувствуйте его. А лужайка называется «Отгадай-ка». Слушайте внимательно загадки.
1. Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом фонарь потух
И превратился в пух.
Дети: Одуванчик.
2. На зеленом, на шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные…
Дети: Ландыши.
3. На проталинке в лесу
Первым встретил я весну,
Я мороза не боюсь
Первым из земли пробьюсь.
Дети: Подснежник.
4. У дорог и у дорожек
Зеленый лекарь…
Дети: Подорожник.
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали все загадки. Какие вы сообразительные, смекалистые.
Физкультминутка «Цветы».
«Раз – два – три выросли цветы
(сидели на корточках, встаем).
К солнцу потянулись высоко:
(тянутся на носочках).
Стало им приятно и тепло!
(смотрят вверх).
Ветерок пролетел, стебелёчки качал
(раскачивают руками влево – вправо над головой).
Влево качнулись – низко прогнулись.
(наклоняются влево).
Вправо качнулись – низко прогнулись.
(наклоняются вправо).
Ветерок убегает!
(грозят пальчиком).
Ты цветочки не сломай
(приседают).
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут
(медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики).
Воспитатель: Ребята, хорошо весной в лесу, но нам пора возвращаться домой и поделиться своими впечатлениями. Я хочу предложить вам слепить то, что вам больше понравилось в лесу. Но сначала пальчиковая гимнастика.
«Пальчики пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять.
Были в поле и в лесу,
Видели они лису
Пальчики пришли домой,
Потерялся пальчик, ой!»
Самостоятельная работа детей.
В конце занятия дети рассматривают все работы. Воспитатель подводит итог занятия, хвалит активных детей.
Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие в весенний лес?
- Что вам запомнилось?
- А что вас порадовало?
- Что было интересного?
А меня порадовало то, что вы можете беречь природу и научить этому других.
Список использованной литературы:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., Мозаика-Синтез, 2016.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Познавательное развитие в старшей группе.
3. Горькова Л. П., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Экологическое воспитание дошкольников».
4. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Развитие речи в старшей группе.
5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду(5-6 лет). – М., Мозаика-Синтез, 2016.
6. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду в старшей группе (5-6 лет). – М., Мозаика-Синтез, 2014.