Залина Дзгоева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы «В гости к черному дрозду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: - расширить знания детей о природе родного края, уточнить их знания о том, что такое заповедник; продолжать знакомить с обитателями Северо-Осетинского государственного природного заповедника, в частности, с черным дроздом;
- учить образовывать относительные прилагательные, множественное число существительных, согласовывать существительные с числительными;
- развивать логическое мышление, память, речь, внимание, умение делать выводы; развивать интерес к изучению родного края и эстетическое восприятие природы;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы „В гости к черному дрозду“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- воспитывать ответственное отношение к природе; формировать любовь к Родине посредством уважительного и бережного отношения к природе родной земли.
Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативное развитие, развитие речи.
Предварительная работа: беседы о заповедниках, рассказ о том, для чего они создаются; просмотр презентаций о Северо-Осетинском заповеднике, Красной книге; беседа «Растительный и животный мир Северо-Осетинского заповедника»; выучить четверостишье про черного дрозда.
Оборудование и материалы: большой конверт с письмом; изображение эмблемы Северо-Осетинского заповедника на бумаге формата А4; фотография макета черного дрозда, разделенная на 4 части; макет черного дрозда; мяч; аудиозапись «голоса» дрозда; проектор; ноутбук; экран; колонка; мультимедийные изображения: схема заповедника, правила поведения в заповеднике и вообще на природе, Красная книга России, Красная книга РСО-Алания; видеоролик «Северо-Осетинский государственный природный заповедник».
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Сегодня нас ждет очень увлекательное приключение. А знаете, почему? Потому что только что курьер принес нам вот этот большой конверт. Я, конечно, спросила от кого он. Но он сказал, что это секрет и мы с вами должны сами все узнать и во всем разобраться. Вы готовы попробовать? Ну, тогда для начала давайте откроем его и посмотрим, что там внутри. Может быть, никакого секрета и нет. Согласны?
Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает:
«Здравствуйте, друзья! Я приглашаю вас отправиться в путешествие. А вот куда вы отправитесь, и кто же я – вам предстоит догадаться. Если вы выполните все задания, то узнаете, к кому в гости вы сегодня отправитесь».
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать, кто же нас приглашает в гости? (ответы детей).
Воспитатель читает письмо дальше
«За каждое выполненное задание вы будете получать подсказку. Первое задание уже в конверте. Я желаю вам удачи и с нетерпением жду нашей встречи!»
- Ну, что, ребята, вам интересно попробовать разобраться? Тогда давайте посмотрим, какое же первое задание от нашего таинственного друга.
Воспитатель достает из конверта большое изображение эмблемы Северо-Осетинского заповедника. Дети с ним знакомы из предыдущих бесед.
- Давайте вспомним, что же это за изображение? (ответы детей)
- Вы совершенно правы! А что такое заповедник вообще? (ответы детей)
- Все верно. Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, которое охраняется государством. В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
- Ребята, а как вы думаете, для чего создается заповедник? (ответы детей).
- Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека. Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают.
- А что мы знаем о нашем, Северо-Осетинском, заповеднике? (ответы детей).
- Северо-Осетинский заповедник является единственным в Северной Осетии-Алании, находится на территории нашего, Алагирского, района республики и занимает северные склоны центральной части Кавказских гор. Был создан в 1967 г. для сохранения горных форм рельефа, бурных горных рек и водопадов, разнообразия растительного и животного мира, а кроме того археологических памятников и памятников истории и культуры: крепостей, родовых башен и склепов.
- Вы молодцы, ребята! Отлично справились с первым заданием. Так куда же мы отправимся? (в заповедник)
- Совершенно верно! Вы честно заслужили подсказку. Только где же она? Может быть, она тоже в конверте?
Воспитатель заглядывает в конверт и достает часть фотографии
Воспитатель: - Ребята, в конверте есть часть фотографии. Как вы думаете, что это может значить?
Дети: - Наверное, это фотография того, кто нас пригласил в гости.
Воспитатель: - Точно! Только по этому фрагменту совсем ничего не понятно. Нам нужно собрать все части фотографии и тогда мы поймем, кто же нас ждет в заповеднике.
- Итак, мы сегодня отправимся в Северо-Осетинский государственный природный заповедник (показать схему на слайде).
- Но прежде, чем мы отправимся в заповедник, давайте посмотрим, что возьмем с собой. (демонстрируются слайды)
- Вот есть лукошко для сбора грибов и ягод, возьмем его? (нет). Почему? (в заповеднике нельзя ничего собирать).
- А вот магнитофон. Давайте его с собой возьмем, чтобы не скучно было в пути (нет). Почему в лесу нельзя слушать громкую музыку? (громкая музыка может напугать обитателей леса).
- А давайте возьмем с собой топор, нарубим дров для костра (нет). Почему не берем топор? (в заповеднике запрещено рубить лес и разводить костер).
- Какие правила поведения на природе вы ещё знаете? (ответы детей по слайду).
- Правила вы знаете, молодцы! Теперь мы можем отправляться в заповедник. А возьмем мы с собой глазки, чтобы все увидеть и полюбоваться красотой природы, наши ушки, чтобы послушать голоса природы и нашу улыбку, чтобы весело было в пути. Кстати, на самом деле это было второе задание от нашего друга. И вы с ним отлично справились. И где-то поблизости должна быть заслуженная подсказка.
Дети находят второй фрагмент фотографии
- Теперь давайте закроем глазки, повернемся вокруг себя и скажем : «Раз, два, три – заповедник, нас впусти!» Открывайте глазки, присаживайтесь. Вот мы свами и в заповеднике, где человек охраняет природу. (демонстрируется короткий видеоролик).
- В нашем заповеднике оберегают… подскажите мне, что и кого? (ответы детей).
Игра с мячом: вопрос – бросок ребенку, ответ – бросок воспитателю
- Теперь в заповеднике не один зубр, а много… (зубров)
не один тур, а …
не одна серна, а…
не один олень, а …
не один кабан, а…
не одна косуля, а…
не один медведь, а…
не одна белка, а…
- На склонах гор растут рощи деревьев: дуб – дубовая
бук – буковая
граб – грабовая
сосна – сосновая
береза – березовая
ольха – ольховая
- Вы снова отлично поработали и, конечно, заслужили подсказку. Давайте ее поищем.
Дети находят третий фрагмент фотографии
На экране появляются изображения Красной книги России и Красной книги РСО-Алания
- Ребята, вы знаете что это за книги и для чего их создали? (ответы детей)
- Верно. Существуют растения, животные, птицы, которым грозит исчезновение, и поэтому их занесли в специальную книгу, Красную книгу.
- А почему эту книгу назвали именно красной? (ответы детей).
- Красный цвет – это предупреждение об опасности, цвет, привлекающий внимание. Именно поэтому книгу, в которой содержится перечень вымирающих видов, назвали Красной.
- Можете ли вы перечислить растения и животных, которых занесли в эти книги?
- Ну, что же, я думаю, вы заслужили еще одну подсказку. Кстати, она последняя. И сейчас мы, наконец, узнаем, кто нас пригласил в заповедник.
Дети находят четвертый фрагмент и собирают фотографию
- Вы узнали кто это? (ответы детей)
- Помните, мы учили с вами короткое стихотворение про черного дрозда? Давайте мы его повторим для нашего друга.
Черный дрозд,
Как уголь, чёрен.
Только клюв - оранжевый,
Очень даже праздничный!
Воспитатель из-за ширмы достает муляж птицы. Раздается голос:
- Друзья, я рад вас приветствовать в моем заповеднике! Мне очень приятно, что вы справились со всеми заданиями, которые я для вас приготовил. Отрадно, что вы так много знаете о природе родного края. Надеюсь, вы и дальше будете так же ответственно относиться к ней, будете ее любить и беречь.
И напоследок еще одно маленькое задание: перечислите, пожалуйста, каких еще птиц, обитающих в моем заповеднике, вы знаете. (черный аист, кавказский тетерев, стервятник, беркут, орел, кавказский улар, филин, черный гриф).
Воспитатель: - Ребята, вы большие молодцы, я вами очень горжусь! Но у меня для вас есть еще один, самый трудный вопрос: каких животных называют птицами?
Данный блок занятия может идти двояко. Если дети называют разные второстепенные признаки, воспитатель, превращая диалог в шутку, противоречит им. (Например, дети говорят, что птицы откладывают яйца. Воспитатель возражает: кроме птиц, яйца откладывают черепахи, змеи, насекомые многие другие животные. Примеры других таких противоречий приведены ниже.)
Если они сразу называют ключевой признак – наличие перьев – воспитатель избирает иную тактику. Он задает серию вопросов, рассчитанных на то, чтобы вовлечь детей в спор. Ответ на вопросы должны придумать сами дети.
- Можно ли назвать птицами животных, которые ходят на двух ногах? (Нет. На двух ногах ходят и человек, а раньше ходили динозавры.)
- Можно ли назвать птицами животных, которые питаются зернами? (Нет, зернами питаются многие животные – грызуны, насекомые, лошади.)
- Можно ли назвать птицами животных, которые летают? (У которых есть крылья) (Нет. Кроме птиц летают бабочки, жуки, комары, летучие мыши.)
- Можно ли назвать птицами животных, которые откладывают яйца? (нет. Кроме птиц откладывают яйца все насекомые, черви, черепахи, змеи)
- Можно ли назвать птицами животных, у которых есть клюв? (Нет, клюв есть и у некоторых зверей, например, у утконоса. Этот вопрос можно и не задавать, если занятие вышло нагруженным.)
- Так что же такое есть у птиц, чего нет ни у каких других животных?
После некоторых раздумий дети самостоятельно приходят к выводу, что у названных видов животных нет перьев.
- Правильно. Ведь у птиц есть и второе название: пернатые. Ни у кого, кроме птиц, перьев нет.
-Ну, а теперь встали, дети, все в кружок, нам пора возвращаться в детский сад. Все закрыли глазки, обернулись один раз вокруг себя и сказали : «Раз, два, три – мы домой уже пришли!»
Рефлексия:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Где мы сегодня побывали?
- Что интересного узнали?
- Кто нас пригласил в заповедник?
- Что запомнили из нашего путешествия?
- Все вы молодцы! В заповеднике вели себя хорошо: птиц, зверей не напугали, костер не разжигали, хорошо все отвечали, много нового узнали!