Бондарчук Александра Сергеевна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Космос» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Образовательные:
• Закреплять знания детей об истории развития космонавтики
• Познакомить детей со свойствами Луны
• Расширить представление детей
• Познакомить детей со строением солнечной системы;
• Сформировать первоначальное представление о планетах (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях);
2. Воспитательные.
• Воспитывать бережное отношение
• Вызвать интерес к космосу
• Прививать любовь к родному краю и стране
3. Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим „Космос“ в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, мышление
• Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы
Словарная работа:
Обогащать словарь детей словами:
Активизация словаря: планета, ракета, спутник, космос
Предварительная работа:
• Беседы на тему «Космос»
• Чтение художественной литературы, разгадывание загадок.
• Наблюдение за солнцем во время прогулок.
• Изготовление поделок, рисунков о космосе
Материал для занятия :
• Иллюстрации с изображением звездного неба, солнечной системы
• Фотографии: К. Д. Циолковского, С. П. Королева, Ю. А. Гагарина, В. Терешковой, А. А. Леонов, Г. С. Титов.
• Глобус
• Плакат «Земля Луна»
• 2 мяча
• Модули Земли, Луны, звезд
Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в космос, где много небесных тел: планет, звезд, спутников планет. Во время путешествия вы узнаете много интересного о них.
Посмотрите на глобус. Глобус – это копия планеты, на которой мы с вами живем, и которую называют Земля.
Глобус круглый, и наша Земля тоже круглая.
А откуда же мы узнали, что Земля круглая? Кто нам рассказал?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин
Педагог: А кто такой Ю. А. Гагарин?
Дети: первый космонавт
Педагог: Как вы считаете, кто такой космонавт? Какие качества должны быть у космонавта?
Дети: Это человек, должен быть смелым, отважным, умным, здоровым, не боятся высоты.
Педагог: Почему нашу планету называют голубой?
Педагог: А на чем летают в космос?
Дети: На ракете
Педагог: А кто первый сконструировал ракету?
Дети: Сергей Павлович Королев (инженер - конструктор)
Педагог: После Ю. А. Гагарина еще много космонавтов летали в космос, может назовете их?
Дети: Алексей Архипович Леонов, Герман Степанович Титов, Валентина Владимировна Терешкова)
Педагог: Летая в космос, космонавты узнали, что кроме нашей планеты есть и другие планеты.
(показываю иллюстрацию)
Вокруг Солнца, кроме Земли, обращается еще 8 больших планет.
Давайте назовем эти планеты первая - Меркурий, затем Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечная система. Среди планет есть большие и маленькие. Одни из них находятся ближе к Солнцу, другие – дальше от него. У каждой планеты своя «дорога», по которой она движется вокруг Солнца, – орбита. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает Солнечной системы.
Педагог: Как называется наша планета, на которой мы с вами живем?
Дети: Земля
Педагог: Как вы думаете, Земля вращается вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли?
Верно, Земля движется вокруг Солнца, Солнца стоит на одном месте. Рисую на доске
Этот путь Земля проходит ровно один год. Именно за это время на смену зиме приходит весна, затем лето, потом осень и снова наступает зима.
Опыт
Подвижная игра «Космонавты».
На полу раскладываются обручи –
«ракеты». «Космонавты», взявшись
за руки, ходят по кругу, приговаривая:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.
С последним словом дети отпускают
руки и бегут занимать места в «ракетах».
Тех, кому не хватило места в «ракетах», остаются на «космодроме». Затем все снова встают в круг, и игра повторяется
Также наша планета безостановочно вращается вокруг самой себя и подставляет солнечным лучам то один бок, то другой. На той стороне, которую Солнце освещает, – день, на противоположной – ночь. Повернется Земля к Солнцу другим боком, и на ночную сторону приходит день, а на дневную – опускается ночь.
Чтобы вы поняли, как день и ночь сменяют друг друга, проделаем вместе небольшой опыт.
Для него нам понадобятся: мяч и лампа. Лампа – Солнце, мяч – наша Земля.
Итак. Половина мяча освещена, половина – темная, сейчас день…. Наша игрушечная Земля сделала полный оборот. Настоящая Земля оборачивается вокруг себя за 24 часа. Это время называется сутками.
Дети, а как мы называем того, кто идет с нами рядом, кто находится с нами в пути?
Дети: Спутник
Педагог: Так вот, у Земли есть свой спутник.
Кто знает, как называется спутник у нашей планеты?
Верно, Луна. (Показать иллюстрацию «Земля и Луна»). Видите, художник нарисовал, как Земля держит Луну за ручку.
Луна – самая близкая соседка Земли в Космосе. Она ходит вокруг нее. На Луне нет воздуха и, поэтому, там не может быть жизни. Мы никогда не видим другой стороны Луны, так как она обращена к Земле всего одной и той же стороной.
Вспомните сказку, почему месяц без одежды гулял?
Правильно, Луна никогда не меняет форму, хотя мы ее видим разной, то она похожа на большой светящий шар, то – на половину шара, то на тоненький серп.
Просто при ее движении вокруг Земли солнечный свет падает на Луну и освещает различные участки.
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня.
Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели.
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
Посмотрите, как художник изобразил Землю, наша планета кажется живой, с добрым улыбающим лицом, для всех живущих на ней людей. Наша планета – как мама,все люди должны любить и беречь нашу планету, как любят и берегут свою маму.
А как мы можем беречь и охранять нашу планету? Что мы можем делать?
Если каждый человек будет беречь нашу планету, то спустя много лет, наша планета останется самой красивой планетой солнечной системы.