елена рамазанова
«Законы доброты». Внеклассное занятие для учащихся начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект внеклассного занятия для учащихся начальной школы.
Тема: «Законы доброты».
Цель: способствовать социализации учащихся через формирование нравственной установки на проявление доброты.
Задачи:
1. Формирование у учащихся стремления совершать добрые дела.
2. Расширение знаний о доброте и ее роли в жизни каждого человека.
3. Воспитание доброты и уважения к окружающим.
Технические средства, атрибуты, наглядность: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, школьная доска, аудиозапись мелодии Е. Крылатова «Музыка добра и света», «Твори добро на всей земле…», карточки с частями пословиц, клубок, силуэты человечка из бумаги, нарисованное дерево, магниты, сердечки, карандаши, ручки, бумага для записей, словари С. Ожегова.
Столы расставлены по кругу (по периметру помещения, педагог занимает место в круге, замыкая его.
Ход занятия.
Педагог: У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди. (аудиозапись мелодии Е. Крылатова «Музыка добра и света)
А что такое доброта? Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.
Тема нашего мероприятия " Законы доброты".
Прочитайте план занятия:
Будем: Говорить речевую зарядку
Слушать
Думать
Узнавать
Составлять пословицы
Писать слова
Объяснять
Играть
Педагог: Будем говорить речевую зарядку: Творите добро и мир ответит
Вам тем же.
Доброта нужна всем людям
Пусть побольше добрых будет.
Педагог: - Какого человека можно назвать добрым?
(добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.) (Слайд).
- А теперь обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова. (Учащиеся работают со словарём).
Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Добрый человек– несущий доброту своим ближним, отзывчивый человек. (Слайд).
Педагог: Давно замечено, что добрый человек всегда окружен искренними людьми. Доброту и любовь нельзя купить за деньги. Добрый человек всегда найдет поддержку и утешение. Доброта как лекарство вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть ко всему окружающему добрым.
Со словом «Добро» очень много слов в русском языке. Предлагаю игру:
Игра «Составь слово прилагательное из 2-х слов».
добро + желать; добро + душа; добро + совесть; добро + порядок; добро + сердце; (доброжелательный, добродушный, добросовестный, добропорядочный, добросердечный) (слова выведены на слайд)
Неслучайно народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце». Солнышко озаряет всех своими лучами. Так и от добрых людей мы можем ощутить такие качества, как… Ответы учащихся. (внимание, теплота, милосердие, заботливость, отзывчивость, взаимовыручка, сострадание).
Педагог: Давайте с вами поищем положительные и отрицательные качества людей.
Я прочитаю стихотворение, а вы разделите эти качества на две группы: положительные и отрицательные. (Стихотворение выведено на слайд).
Жизнь наша, как сама природа, непроста:
С жестокостью соседствует в ней доброта,
Сраженье мудрость с глупостью ведёт,
Отвага рядом с трусостью идёт.
А справедливости стрела,
С пороком счёты так и не свела,
За трудолюбием как тень,
Из века в век плетётся лень.
Задание «Разделите эти качества»
Педагог: - Назовите качества, которые вы выписали.
Доброта жестокость
Мудрость глупость
Отвага трусость
Справедливость порок
Трудолюбие лень
Педагог: Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто.
Доброта – это признак силы, а не слабости.
Добро - все положительное, хорошее, доброе дело, поступок, приносящий пользу.
У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Путь к доброте - нелегкий, долгий путь. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Помните:
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца - сады.
Педагог: Через что проявляется доброта в общении? (через слова).
Через какие слова? Назовите эти слова? (Слайд слова-комплименты, слова-приветствия, слова-просьбы, слова-прощание и благодарности).
Игра «Клубок добрых слов». (учащиеся передают клубок и называют добрые слова).
Педагог: Как нам нужны слова добра!
Слова надежды и тепла!
Слова поддержки и участья.
Они несут любовь и счастье!
От слов таких в душе подъем.
И все проблемы нипочем. (Слайд)
Педагог: Чем больше в мире доброты, тем счастливей я и ты. Ласковое доброе слово согревает нашу душу и сердце.
Упражнение «Назови ласково своих друзей». (Миша-Мишенька, Ксения, Вика).
Педагог: Где можно увидеть доброту? (ответы учащихся, в поступках, глазах, словах, действиях)
Педагог: Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта, - не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети. (Слайд)
Педагог: Сейчас мы поиграем, я буду называть действия, а вы будете хлопать в ладоши если это хорошо, и топать ногами если это плохо.
Игра «Хорошо – плохо».
Пожалел, обидел, порвал, ударил, утешил, толкнул, поделился, развеселил, разрушил, защитил.
Педагог: Когда мы совершаем добрые дела, иногда нам приходится жертвовать собственными интересами. Например, тебе хочется сидеть в автобусе, но ты уступаешь место женщине или старшим. Или тебе хочется поиграть, посмотреть телевизор, но ты помогаешь родителям по дому. И от этого ты становишься не только добрее, но и сильнее. Добрые дела должны доставлять вам удовольствие, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.
Чтобы заметить, какие добрые дела вы делаете, полезно завести ТАЙНЫЙ ДНЕВНИК ДОБРЫХ ДЕЛ. Записывайте в него свои успехи. Каждая маленькая удача – это ваша победа над СОБОЙ.
Игра «Собери пословицу».
Работа в группах. На карточках написаны части пословицы. В группах учащиеся собирают пословицы и пытаются дать им объяснение. (Пословицы выводятся на слайд).
Делать добро что есть добрые люди
Без добрых дел добрые дела
Жизнь дана добрый ответ
Злой не верит кто добра не делает никому.
Доброе слово лечит, злое калечит.
Худо тому, платят
Не одежда красит человека, а нет доброго имени.
За добро добром и на добрые дела
Тренинг «Обида». (Демонстрирует силу словесного воздействия на человека. Убеждает осторожно выбирать слова в общении с людьми, относиться к ним с уважением, с добротой).
Педагог: а сейчас мы проведём эксперимент. Перед вами лежат бумажные «человечки». Пока я считаю до пяти, вы будете говорить обидные слова своему человечку, но только мысленно, потому что обидные слова вслух нельзя произносить. С каждым обидным словом вы будете её сминать.
(Педагог считает, учащиеся действуют).
Отложите человечка. Посмотрите на него. Как он теперь выглядит? А можно это как-то исправить? Как? (Предположения учащихся).
Хорошо, тогда давайте извинимся перед нашим человечком, скажем ему приятные слова. Я буду считать до пяти, а вы вслух будете произносить слова извинений и комплиментов, и с каждым приятным словом разворачивать, расправлять человечка. Только слова должны произноситься громко, потому что добрых слов не надо стесняться, их нужно говорить уверенно и решительно. (Педагог считает, учащиеся действуют).
Посмотрите на него. Он теперь лучше выглядит? Стал ли он прежним?
Какой вывод вы сделали для себя, проведя этот эксперимент?
Вывод: обидные слова оставляют раны в душе человека навсегда, поэтому нужно осторожно выбирать слова, которые произносим, с уважением относиться друг к другу и к окружающим нас людям. (Слайд).
Педагог: Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами законы доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. (учащиеся предлагают …помогать людям, защищать слабого, делиться с другом, не завидовать, прощать ошибки другим).
ПОМНИ:
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить. (Слайд).
ЗАКОНЫ ДОБРОТЫ (слайд)
Помогать людям.
Защищать слабого.
Делиться последним с другом.
Не завидовать.
Прощать ошибки другим.
Педагог: Я предлагаю вам создать «Дерево добра». Прошу вас написать на сердечках одно доброе дело, которое вы сделали и приклеить к дереву «Добра». И у нас получиться одно общее большое дерево с вашими добрыми поступками.
Создание «Дерева Добра».
(Слайд: -говорить пожалуйста, не перечить родителям, замечать в людях хорошее, не смеяться над товарищами из-за ошибки, помогать маме нести тяжелую сумку, защищать слабых, не допускать грубости, стараться во всем помогать взрослым).
Работа на слух. (индивидуальная работа)
Слушайте: доброта, помощь, ласка, внимание, улыбка.
Доброе слово лечит. Жизнь дана на добрые дела.
Педагог: 17 февраля – отмечается по всему миру день добра. В России этот праздник пока еще мало известен, но ряд компаний организуют к празднику благотворительные мероприятия. Главное в этот день, нужно стараться быть добрым ко всем. Добрым безгранично и бескорыстно. Помните, если человек ожидает благодарности за свою доброту, это не может считаться истинной добротой.
Педагог: Я верю, что вы будете жить по законам добра, приходить другим на помощь. Я вам желаю идти по жизни дорогою добра. Творите добро, приучайте себя к добрым поступкам. Благодарю всех за работу.
(Звучит песня «Твори добро на всей земле…»)