Кузовкова Дарья
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Чтение и анализ рассказа Льва Кассиля»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: знакомить с художественной литературой о войне; формировать представления старших дошкольников о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войне, воспитывать патриотические чувства.
Расширять знания детей о том, как чтится память о погибших. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Задачи:
1. Воспитательная: воспитывать уважение к солдатам Советской Армии.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой „Чтение и анализ рассказа Льва Кассиля“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
2. Развивающая: развивать умение детей в разговоре, при рассказывании выражать отношение к поступкам солдат;
3. Обучающая: продолжать обучать детей навыкам последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
Оборудование и технологическое обеспечение: текст рассказа, фотография «Памятника советскому солдату» (Берлин).
Ход занятия:
Вводная часть.
Игра с мячом: «Сядет тот, кто быстро и правильно ответит на вопрос».
- «как называется страна, в которой мы живём?»;
- «как называются люди, живущие в нашей стране?»;
- «какие есть символы у нашей страны?» (герб, флаг, гимн);
- «какого цвета российский флаг?;
- «что означает каждый цвет»?;
- «что изображено на гербе?»;
- «как зовут нашего президента?»;
- «как называется самый главный город нашей страны?»;
- «какое событие отмечает наша страна 9 мая?». Дети отвечают на вопросы.
Основная часть:
Физкультминутка
– Ребята, а давайте поучимся маршировать как солдаты:
Мы пока что дошколята,
Но шагаем как солдаты.
Раз, два – дружно в ногу,
Три, четыре – твёрже шаг!
На парад идут солдаты,
Они смелые ребята. Дети выполняют физкультминутку. Повторяют движения за воспитателем.
Воспитатель: – Ребята, а я знаю историю, которая произошла с одним солдатом во время войны. Хотите послушать? Проходите к своим стульчикам, садитесь.
Дети садятся на стульчики. Внимательно слушают, проявляют интерес.
Воспитатель: – Рассказ называется «Памятник Советскому солдату», написал его Лев Кассиль.
Чтение рассказа Льва Кассиля «Памятник Советскому солдату».
- Долго шла война. Начали наши войска наступать по вражеской земле. Фашистам уже дальше и бежать некуда. Засели они в главном немецком городе Берлине.
Ударили наши войска по Берлину. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты – не устояли. Стали брать солдаты Советской Армии в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются.
И вдруг увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. А те с перепугу о ней забыли… Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт… Видит наш солдат – пропадает девчонка… «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную.»
Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя. А скоро и бойцы наши уже подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы.
Сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир. И построили теперь в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня – солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой – маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.
Обсуждение рассказа со схемами.
– Понравился вам рассказ? Чем?
Воспитатель: - В каком немецком городе «начался последний бой войны?»
Дети: - В Берлине.
Воспитатель выставляет схему 1.
– Кто главные герои в рассказе?
Дети: - Солдат и девочка.
Воспитатель: - Какие они?
Дети: - Немецкая девочка маленькая, испуганная, а русский солдат – смелый, отважный; он рискует жизнью, спасая девочку.
Воспитатель выставляет схему 2.
– Как автор описывает последний бой?
Дети: - Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт.
Воспитатель выставляет схему 3.
– Что случилось с солдатом на улице Берлина?
Дети: - Увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда.
Воспитатель выставляет схему 4.
– Почему автор называет солдата «добрая душа»?
Дети: - Потому что солдату стало жалко девочку, он испугался за неё.
Воспитатель: – Что он подумал о ней?
Дети: - «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную».
Воспитатель: – Какой героический поступок совершил солдат?
Дети: - Подхватил на руки, прикрыл своим плечом от огня и вынес из боя девочку.
Воспитатель выставляет схему 5.
– Почему солдату поставили памятник?
Дети: - Потому что он совершил подвиг. Его поступок его был отважным, героическим, бесстрашным, чтобы люди помнили его подвиг.
Воспитатель: – Расскажите, как он выглядит?
Дети: - Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня – солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой – маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата.
Воспитатель выставляет схему 6.
– Сейчас я прочитаю рассказ еще раз, слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.
Повторное чтение рассказа.
– Назовите автора и название рассказа.
Дети: - Лев Кассиль «Памятник Советскому солдату».
Воспитатель: – Ребята, подойдите к гостям и перескажите рассказ. Пересказы детей.
Итоговая часть занятия.
Рассказавшие дети подходят к воспитателю и выбирают смайлики – грустные – что-то не понравилось, весёлые – понравилось.
Воспитатель: – Ребята, покажите свои смайлики (выясняют что понравилось – не понравилось).
– Почему у тебя веселый смайлик? Почему грустный?
Педагог задает детям вопросы:
– Как назывался рассказ, который мы читали?
– Какой героический поступок совершил советский солдат?
– Какие добрые дела можете сделать вы для людей?
– Как называется наша страна?
– У тебя, София, папа служил в армии?
– Егор, а ты хотел бы стать солдатом? Почему?
Дети отвечают на вопросы.