Марина Рябова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Рассказ В. А. Осеевой «Три товарища»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Занятие Ознакомление
с художественной литературой Группа
Тема «Знакомство с рассказом В. А. Осеевой «Три товарища».
Цели • 1. Знакомство детей с произведением В. А. Осеевой
• «Три товарища».
2. Работать над развитием читательских умений.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой „Рассказ В, А, Осеевой „Три товарища“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Осеева В.А.
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
3. Расширять кругозор, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное, развивать критическое мышление.
4. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, чувство помощи, сопереживания, великодушия, привитие духовно – нравственных ценностей, как основы личностной компетентности.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Организационный этап
Деятельность воспитателя Деятельность детей
- Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
Повторяют движения
1 этап. Актуализация знаний. Целеполагание.
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
-Какое произведение И. П. Токмаковой мы изучали на прошлом занятии?
-На прошлом занятии мы с вами выяснили, что это стихотворение написано в форме монолога.
-Что же такое монолог?
-Посмотрите на слайд.
( На слайде пословица: жизнь дана на добрые дела).
-Как вы думаете, о чём будет идти речь сегодня на занятии?
-Верно, мы будем говорить о добрых делах и хороших поступках.
-Посмотрите на слайд и прочитайте по стрелочкам фамилию писательницы, с творчеством которой мы познакомимся сегодня на занятии.
-Верно, это Осеева В. А.
(на слайде портрет писательницы).
Вступительная беседа о писательнице:
Родилась Валентина Александровна в семье инженера в городе Киеве. С детства маленькая Валя мечтала стать актрисой. Поэтому после окончания гимназии она поступает в Киевский институт имени Лысенко на актёрский факультет. Очень активно участвует в самодеятельном студенческом театре и даже пробует писать для него пьесы.
Но закончить институт не пришлось, так как семья переехала в Москву, а там понадобились деньги для родных, и Валентина Александровна устраивается на работу педагогом и воспитателем в детский дом для беспризорных детей, у которых нет родителей. В своём общении с детьми Осеева заметила, что ребятам очень сложно в жизни отличить хорошее от плохого. И тогда Валентина Александровна решает написать короткие рассказы, в которых участвуют дети, чьё поведение неправильно, и читатели через прочитанные ситуации понимают, что так поступать нехорошо, и стараются сами так не делать. Так Осеева становится известной и любимой детской писательницей.
-Стихотворение «Ну зачем».
-Монолог- это речь одного человека, обращённая к самому себе или другому лицу.
-О добрых делах.
Читают со слайда фамилию писательницы.
2 этап. Первичное восприятие рассказа.
(чтение рассказа воспитателем)
- Сегодня мы познакомимся с творчеством В. А. Осеевой и её рассказом «Три товарища».
-Посмотрите на слайд.
- Как вы думаете, глядя на иллюстрации к рассказу, о ком будет это произведение?
-Сейчас я прочитаю вам рассказ, внимательно следите за моим чтением.
-С кем знакомит нас автор?
-Прочитайте рассказ по цепочке, каждый читает по одному предложению.
-Молодцы!
-Сколько товарищей было у Вити?
-Какое настроение вы испытали, читая этот рассказ?
-Какими были Коля и Миша?
-Почему?
-А Володя?
-Так кто оказался настоящим другом для Вити?
-С кем из мальчиков вам хотелось бы дружить?
-Конечно, хорошо иметь друга, который заметит твою беду, не останется равнодушным и придёт на помощь.
Внимательно слушают.
-О друзьях.
Слушают воспитателя.
-С Витей, Колей, Мишей и Володей.
Читают рассказ хорошо читающие дети.
-Три. Коля. Миша и Володя.
-Грустное, печальное.
-Равнодушными, безразличными.
-Они не помогли Вити.
-Внимательный, щедрый, заботливый, отзывчивый, добрый.
-Володя.
-С Володей.
3 этап. Проверка первичного восприятия.
(эмоционально-оценочная беседа).
-Понравилась ли вам рассказ?
-Какой из героев вам понравился больше?
-Почему?
-А понравились ли вам Коля и Миша?
-Почему?
-Какой отрывок понравился больше всего? -Да
-Витя и Володя.
-Витя скромный, добрый. Володя- щедрый, внимательный, заботливый, не жадный.
-Нет.
-Они не помогли своему товарищу.
-Где Володя поделился своим куском хлеба с Витей.
4 этап. Вторичное чтение рассказа по отрывкам.
(выборочное чтение)
Деятельность воспитателя Деятельность детей
- Прочитайте, что случилось с Витей.
-Что сказал Коля?
-Какой совет дал Миша?
-А как поступил Володя?
Работа с пословицами.
-Объясните значение пословиц на слайде.
-Какие из них можно соотнести с рассказом?
-Верно, настоящий друг всегда заметит твою беду и поможет. В трудной ситуации мало говорить и давать советы, нужно скорее помочь. -Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
-Плохо, – сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко ещё!
-А ты где его потерял? – спросил Миша.
- Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, – сказал Миша.
-А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу :
-Бери, ешь!
Объясняют значение пословиц.
-Друзья познаются в беде. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Внимательно слушают.
5 этап. Рефлексия.
-С каким рассказом познакомились сегодня на занятии?
-Что же автор осуждает в отношениях героев?
- Над чем заставляет нас задуматься рассказ?
- Как вы думаете, почему Осеева написала этот рассказ?
-Три товарища.
-Равнодушие, безразличие к чужой беде.
-Заставляет нас задуматься над тем, каким должен быть настоящий друг.
-Друзьям нужно помогать. Она хотела показать какими могут быть друзья. Как плохо не помочь другу.