Марина Рябова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Рассказ «Анна, не грусти!»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭТАП 1 Организационный момент
Деятельность воспитателя
Утром солнышко проснулось
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбки подарила.
Оглядело все вокруг
Слева друг, справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте.
Здравствуйте!
-Ребята, сегодня мы познакомимся с творчеством писателя Н. Булгакова и его рассказом «Анна не грусти!»
Вступительная беседа о писателе:-
Священник Николай Булгаков родился в 1950 в Москве.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой, Рассказ „Анна, не грусти!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Учился на факультете журналистики МГУ, а также в литературном институте. Первый рассказ был опубликован в 1966 в «Комсомольской правде». В 1976-м вышла первая книга. В 1975-1976 – нес армейскую службу. Работал в редакциях целого ряда газет, журналов, писал для телевидения и радио. Член Союза писателей. В 1981-м принимает крещение. С 1987 пишет на православную тематику: о святых, монастырях, взаимоотношениях Церкви и государства.
В 1995 принимает дьяконский и почти сразу — священнический сан.
Отец Николай является автором части печатаемой литературы, над другой — работает в качестве редактора. Самые известные его авторские труды: «Душа слышит свет», «Аня и Катя», «Еще успеем? 33 «причины» не ходить в храм». Член издательского отдела Московской епархии. Постоянный автор и сотрудник ряда православных изданий и интернет-сайтов. В 2010 награжден наперсным крестом.
Деятельность детей
Приветствуют друг друга
Внимательно слушают.
ЭТАП 2
Первичное чтение рассказа.
Деятельность воспитателя
-Как вы думаете, о ком или о чём может идти речь в рассказе?
-Сейчас мы с вами это узнаем.
- Прежде чем прочитать рассказ, сначала я произнесу трудные слова, которые встретятся в этом произведении. ( по принципу: произнесение труднопроизносимого слова воспитателем – лексическое значение - хоровое чтение слова детьми)
Специальная, прокорябал, незнакомых, кудрявыми, встрепенулась, счастливая, улыбнулась, не закрашенную, заплаканное, троллейбус, оказывается.
-Прочитаем с вами это произведение.
Деятельность детей
Предположения детей.
Внимательно слушают
ЭТАП 3 Проверка первичного восприятия (эмоционально-оценочная беседа).
Деятельность воспитателя
-Понравился ли вам рассказ?
-С кем знакомит нас автор?
-Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
-Какие герои вам понравились?
-Какой отрывок понравился больше всего?
Деятельность детей
Да
С Аней и Катей.
Сочувствие, сопереживание.
Аня и Катя.
Ответы детей.
ЭТАП 4 Физкультминутка.
Проводит физкультминутку.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Повторяют действия за воспитателем
ЭТАП 5 Вторичное чтение. Работа с текстом.
- Как зовут девочку, попавшую в беду?
- Что произошло на горке?
- Что узнали про Катю, когда пришел доктор?
- Как описана в рассказе больница?
- Какой Аня увидела палату?
- Что делала Катя?
- Почему Аня заплакала?
- А как отреагировала на приход подруги Катя?
- Как девочки разговаривали через стекло?
- Кто из девочек был печальным Аня или Катя? Почему?
- А чему радовалась Катя, лежа в больнице?
Катя.
Что у неё сломан позвоночник.
Больница у Кати особая, строгая, дети лежат на специальных кроватях, широких и жёстких — чтобы всё правильно срасталось. У кого рука сломана, у кого нога. И никого не пускают к ним в гости, даже взрослых.
Стекло почти доверху замазано белой краской, но кто-то раньше прокорябал в нём дырочку, и Аня стала смотреть в неё, искать Катю. Она видела палату, многих незнакомых ей детей — они лежали, или медленно ходили с толстой перевязанной шеей, или смотрели куда-то вдаль. Ане не было видно, где кончается их взгляд, что они видят.
Катя полулежала в кровати и медленно играла с надувным утёнком. Просто держала его перед собой, и смотрела на него, и что-то ему тихонько иногда говорила.
Ответы учеников.
Она встрепенулась, улыбнулась и стала вдруг совсем другая, весёлая, не больничная. Она стала смотреть на окно, но ещё не видела Аню — через какую дырку Аня смотрит, где Анин глаз. Наконец, нашла, и стала совсем счастливая.
Аня опять посмотрела на Катино окно и увидела, что Катя держит записку, которую написала и приложила к стеклу. Аня прочитала — что Катя всё время кричала:
"СПАСИБО!"
Аня нашла в портфеле кусочек бумажки и карандаш и тоже стала прикладывать свои записки к стеклу и держать, пока Катя не прочтёт. Так они записками и разговаривали.
Аня. Ей было жалко Катю.
Она радовалась тому, что пришла Аня.
ЭТАП 6 Рефлексия
- С чем познакомились на занятии?
- Как вы думаете, можно ли назвать Аню настоящим другом?
С рассказом Н. Булгакова «Анна, не грусти!»
Да, Аня очень переживала за Катю, навещала её в больнице и общалась с Катей через специальное окошко как могла, то записками, то мимикой. Аня чувствовала одиночество Кати и очень хотела, чтобы Катя скорее выздоровела. Катя почувствовала, благодаря Ане, что она не одинока. Катя хотела, чтобы Аня перестала волноваться и грустить, она тоже чувствовала волнение и грусть Ани, поэтому написала ей записку со словами: "Анна, не грусти!"