Ирина Шаломина
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительная соль
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Великосельский детский сад № 14»
Конспект опытно-экспериментального занятия
в старшей группе «Земляничка»
"Удивительная соль"
Воспитатель:
Шаломина И. А.
2023 – 2024 уч. год
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Обучающие задачи:
1.1. Познакомить детей с основными свойствами, видами, формами соли.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Удивительная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
1.2. Учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с солью.
1.3. Научить использовать соль, как средство для творчества.
1.5. Вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
Развивающие задачи:
2.1. Развивать интерес к исследовательской деятельности, умение устанавливать и обобщать причинно-следственные связи в процессе проведения опытов умение делать выводы.
2.2. Развивать активный и пассивный словарный запас по теме.
2.3. Развивать мелкую моторику рук.
2.4. Упражнять в умении отгадывать загадки.
2.5. Развивать любознательность, логическое мышление и речь.
Воспитательные задачи:
3.1. Воспитывать любознательность, потребность в получении новой информации о знакомом продукте – соль.
3.2. Воспитывать умения соблюдать правила поведения и необходимые меры безопасности при проведении опытов.
3.3. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
3.4. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Материал и оборудование:
Презентация на мультимедийном оборудовании;
Соль поваренная (пищевая);
Одноразовая пластиковая посуда: тарелки, стаканчики, ложки, лупы;
Трубочки на каждого ребенка;
Лед, вода кипяченая;
2 банки по 0,5 литра;
2 картофелины среднего размера;
Цветные школьные мелки, натертые на терке;
Баночка для декорирования;
Цветочки на клейкой основе оранжевого и синего цветов.
Место занятия: групповая комната.
Вид занятия: опытно-экспериментальное, интегрированное.
Форма организации по составу: фронтальное.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
• Наблюдение «Как мама использует соль?».
Ход занятия:
Организационный момент 1 этап занятия
Приветствие
Утро доброе настало
В детский сад нас всех позвало.
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг, и ты - мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Дети, сегодня я пришла к вам в группу не с пустыми руками: в этом красивом сундучке находится посылка от ребят из другого детского сада. Они просят вас помочь им разобраться, что это за вещество. А прежде чем мы с вами посмотрим, что лежит в этом сундучке, предлагаю отгадать загадку.
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это…
Ребята: СОЛЬ.
Воспитатель: Давайте проверим, что там лежит и правильно ли вы отгадали загадку? Да, ребята, вы правы! Это соль!
Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос:
Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль?
Ответы детей: Дома, на кухне.
А для чего она нужна вам дома?
Ответы детей: Для приготовления пищи.
Воспитатель: Да, ребята, соль – удивительный продукт. Про нее даже сказки есть. Вот послушайте, ребятки, сказку, коротенькую, но очень поучительную.
Полина Р. : Сказка про соль. Она называется — «Соль и золото». Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Спрашивает король дочерей: — Как вы, доченьки, любите меня? — Как золото, — ответила старшая дочь. — Как венок свой зеленый, — сказала средняя. — Как соль, — сказала младшая. Разгневался король на младшую дочь и выгнал ее из дворца. А добрая волшебница, узнав об этом, решила проучить короля. В один прекрасный день исчезла вся соль в королевстве. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным. И пришлось королю покупать соль по очень дорогой цене. Тогда король понял, какая необходимейшая вещь — щепотка соли.
2 этап занятия
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать учеными. А кто такие ученые?
Ребята: Люди, которые проводят опыты и эксперименты, работают в научных лабораториях.
Воспитатель: Вот и мы сегодня будем учеными, будем проводить опыты и эксперименты. А что мы будем сегодня исследовать, как вы думаете?
Ребята: СОЛЬ.
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы с вами приступим к исследованиям, послушайте мой рассказ о соли.
Соль - один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся?
1. Морская. Источниками соли являются моря, океаны и соляные озёра. Добытая там соль называется морская.
2. Каменная или пищевая соль. Соль добывается в горах. Такая соль называется каменная. Дома у каждого из вас есть поваренная соль. Как мы уже сказали, соль нужна для приготовления пищи, а также для приготовления заготовок на зиму.
3. Йодированная соль.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре. Поэтому люди придумали пословицы о соли. Кто из вас знает пословицы о соли?
Дети: Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Пуд соли вместе съесть.
Без соли и стол кривой
Без соли и хлеб не естся.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без соли, без хлеба за стол не садятся.
Без соли, без хлеба худая беседа.
Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.
Воспитатель: А ещё, как вы думаете, для чего нужна соль?
Игра «Соль нужна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8. Соль нужна для животных
Воспитатель: Правильно, соль нужна и для лечения, например, промывания носа и полоскания горла.
А ещё солью посыпают дороги во время гололёда.
Животным, как и человеку соль тоже необходима для правильного пищеварения. Посмотрите, как животные любят соль. Что делает коза?
Ребята: Лижет соль.
Воспитатель: Правильно, поэтому такая соль называется лизунец.
Ребята, сегодня в нашей лаборатории мы будем изучать соль и её свойства. Но перед этим, нам необходимо ознакомиться с правилами поведения в лаборатории. Что нельзя делать во время опытов?
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину.
3. Не пробовать без разрешения.
4. Не толкать соседа во время работы.
5. Сначала посмотри, а потом повтори.
6. Выполнил и положи на место.
Воспитатель: Не все вещества во время эксперимента можно трогать, нюхать и пробовать!
В нашем эксперименте это делать будет необходимо, но выполнять все только по словесной инструкии.
Воспитатель: Все готовы? Надеваем шапочки и нарукавники, как настоящие ученые! Итак, старшим научным сотрудником буду я, а вы младшими научными сотрудниками. Прошу вас выполнять мои рекомендации. Теперь мы с вами можем приступить к экспериментам! Результат экспериментов будем заносить в таблицу, чтобы отправить ребятам в письме.
Опыт № 1: «Внешний вид соли».
Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчик с солью. Какого она цвета?
Ребята: Белого.
Воспитатель: Попробуйте посмотреть, ребята, сквозь соль, видно что-нибудь, например, дно тарелки?
Ребята: Нет!
Воспитатель: Значит соль какая?
Ребята: Непрозрачная.
Воспитатель: Ребята, какой вывод мы с вами можем сделать, исходя из первого опыта? (Задать наводящие вопросы: какого цвета соль, прозрачная или нет).
Вывод: соль белого цвета, непрозрачная.
Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).
Опыт №2 «Соль сыпучая, хрустит»
Воспитатель: Ребята, возьмите щепотку соли и затем разожмите пальчики. Что произошло с солью?
Ребята: Она сыпется.
Воспитатель: Значит, соль какая?
Ребята: Сыпучая.
Воспитатель: А теперь, ребята, надавите на неё ложкой. Что вы слышите?
Ребята: Хруст.
Воспитатель: Как вы думаете, на что похож этот хруст?
Ребята: Ответы детей.
Воспитатель: Это похоже на хруст снега в морозный день. Как вы думаете, ребята, почему соль хрустит?
Ребята: Ответы детей.
Воспитатель: Потому что кристаллики соли трутся друг о друга. Посмотрите на соль через увеличительное стекло. Правда ли соль состоит из кристалликов?
Ребята: Да, правда.
Воспитатель: Ребята, какой вывод мы с вами можем все сделать, исходя из второго опыта? (Задать наводящие вопросы: какая соль, из чего состоит соль).
Вывод: Соль сыпучая, она, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль мы слышим хруст.
Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).
Опыт №3 «Есть ли у соли запах и вкус»
Воспитатель: Ребята, приступаем к опыту №3. Нам с вами нужно будет исследовать, есть ли у соли запах и вкус? Наберите, пожалуйста, в ложечки немного соли и понюхайте. Имеет ли запах соль?
Ребята: Нет.
Воспитатель: Предлагаю вам попробовать соль на вкус! Имеет ли она вкус? Какой?
Ребята: Да, соленый вкус.
Вывод: У соли есть вкус, но нет запаха.
Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).
Опыт № 4. «Соль растапливает лёд»
Перед детьми в тарелке лежат кусочки льда.
Воспитатель: Ребята, мы говорили, что солью посыпают дорожки зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда. Один кусочек льда оставьте, а другой посыпьте солью и прислушайтесь. Что происходит?
Ребята: Соль начинает трещать.
Воспитатель: Ребята, чтобы исследование получилось верным, нам необходимо немного подождать. Мы с вами пока отставим блюдца в сторонку, а, чтобы нам не было скучно, выйдем в центр группы и поиграем в игру «Солят – не солят».
(Ребята выходят из-за столов и встают в круг.)
Воспитатель: Правила игры такие: если услышите продукт, который солят – нужно присесть.
Если нет – нужно встать.
Малоподвижная игра «Солят – не солят».
Варенье
Чай
Борщ
Компот
Кисель
Вареная картошка
Мармелад
Шоколад
Котлеты
Винегрет
Мороженое
Дети выполняют упражнения: приседают или стоят на месте.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Весело поиграли! Проходите, пожалуйста, на свои места.
Ребята проходят за столы и садятся на свои места.
Посмотрим, как проходит наше исследование. Что мы с вами можем наблюдать? Что случилось со льдом, который мы посыпали солью?
Ребята: Он почти растаял, а другой кусочек льда еще нет.
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, какой вывод мы с вами можем сделать?
Вывод: соль помогает льду таять быстрее. Вот для чего посыпают дорожки солью.
Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).
Опыт № 5. «Соль растворяется в воде»
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам приступить к опыту №5. Нам с вами предстоит исследовать, растворяется соль в воде или нет? Перед вами стоят стаканчики с жидкостью. Предлагаю вам попробовать содержимое, используя трубочки, и, ответить, что за вещество у вас в стаканчике.
Дети пробуют воду.
Воспитатель: Что вы попробовали, ребята?
Ребята: Воду.
Воспитатель: Правильно! Это вода. Имеет ли она вкус?
Ребята: Нет.
Воспитатель: Теперь, ребята, возьмем одну ложку соли и положим в стакан с водой, хорошенько размешаем. Что произошло?
Ребята: Соль растворилась.
Воспитатель: Правильно, ребята, соль растворилась в ваших стаканчиках. Пробуем на вкус, какой стала вода? А какой была?
Ребята: Стала соленой. А была без вкуса, пресная.
Воспитатель: Правильно, ребята! Молодцы! Вода стала соленая, а была безвкусная, пресная. Какой мы с вами можем сделать вывод, исходя из этого опыта?
Вывод: Соль растворяется в воде, делает воду солёной.
Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).
Опыт №6. «Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности»
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам проверить такую гипотезу: «Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности».
Перед воспитателем в миске лежат 2 картофелины и стоят 2 банки с водой.
Воспитатель: Ребята, я сейчас насыплю в одну банку с водой 7ложек соли и хорошо размешаю. Вы считайте вместе со мной.
Дети дружно считают до 7.
Воспитатель: А теперь осторожно опустим картошку в банку и понаблюдаем. Что произошло?
Ребята: В одной банке картофелина утонула, а у в другой нет.
Воспитатель: Ребята, может эта картофелина волшебная? Предлагаю поменять картошку местами (воспитатель вынимает из одной банки и кладет её в другую). Посмотрите, теперь она утонула. Как вы думаете, ребята, почему в одной банке картофелина плавает, а в другой – тонет? Почему так происходит?
Дети делают вывод, что соль помогает держаться предметам на поверхности).
Воспитатель: Те, кто был на море, наверняка заметили, что в морской воде плавать легче, чем в речной. Морская вода держит нас на плаву. Значит, соленая вода что делает?
Вывод: соленая вода помогает предметам держаться на поверхности.
Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу, чтобы потом отправить их ребятам в другой детский сад. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).
Рисование солью на тарелках.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все у нас получилось! Вы оказались настоящими учеными! Сегодня мы много узнали про соль, но это только лишь часть того как люди используют ее. К примеру, на соли можно рисовать точно так же как на песке. А сейчас я вам предлагаю отгадать мои загадки и попробовать нарисовать пальчиком отгадку на тарелочке с солью.
Загадки:
Воспитатель:
1. Утром рано я проснусь, посмотрю и засмеюсь.
Ведь в моё оконце, ярко светит …
Ребята: СОЛНЦЕ
Воспитатель:
Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло — заплачет вмиг
И растает…Снежный важный.
Ребята: СНЕГОВИК
Воспитатель:
2. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год…
Ребята: ЕЛКА
Воспитатель:
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Ребята: СНЕЖИНКА…
3 этап занятия
А сейчас я хочу показать, для чего люди еще используют соль. Мы с вами сейчас будем окрашивать соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.
Творческая работа.
У вас на столах стоят стаканчики с мелкой солью и стаканчики с цветным порошком (мелками). Содержимое из этих двух стаканчиков пересыпьте, пожалуйста в тарелочки и аккуратно перемешайте одноразовой ложечкой. И вот перед вами – цветная соль для творчества.
Теперь этой цветной солью, мы с вами будем заполнять сосуд - вазочку. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались. Вот какая красота у нас получилась!
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, кем вы сегодня были? Что исследовали? Какими свойствами обладает соль?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Теперь можно отправлять письмо ребятам. Я думаю, они очень обрадуются. Ребята, вы - большие молодцы! С вами было приятно работать. Наше занятие подошло к концу.
Дети, а сейчас давайте украсим свою поделку цветами. Кому понравилось занятие приклеивают к веточкам цветочки оранжевого цвета, кому не понравилось или было скучно – цветочки синего цвета!
Ребята: Делятся впечатлениями, выражают собственные чувства о проделанной работе, эмоции.
Воспитатель: Уважаемые младшие сотрудники лаборатории, за хорошую работу вам полагается премия, получите ее, пожалуйста!
Воспитатель угощает детей.
Предлагаю вам попрощаться с гостями и пройти в свою группу. Спасибо за внимание!