Соковых Татьяна
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.
Задачи:
Образовательные: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»; познакомить об использовании магнита человеком.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Удивительные свойства магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Развивающие: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.
Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Оборудование и материалы: магниты разной величины, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы, стаканы с водой, автомобильные трассы, нарисованные на картоне формата А 4, тарелки одноразовые, мяч.
Предварительная работа: беседа о научно-исследовательских институтах (чем занимаются, кто работает).
Ход занятия:
В нашу группу пришло письмо где было написано:
3дравствуйте, ребята! Я профессор Почемучкин. Я знаю, что вы очень любознательные, сообразительные, умные, и поэтому я хочу пригласить вас в лабораторию Волшебников. А вы знаете, что делают в лаборатории?
Дети: (опыты, изучают предметы, их свойства)
Воспитатель: Правильно, в лаборатории делают опыты, изучают свойства предметов.
Воспитатель: ребята, вчера поздно вечером к нам в институт привезли какой- предмет для исследования, попробуйте угадать, что же это за предмет?
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним.
Ответы детей (Магнит)
- Правильно, магнит!
(Воспитатель достает из коробки магнит и показывает.)
Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель: Кто знает, что такое магнит? Ответы детей:
(Это камень, который притягивает к себе железные предметы)
Воспитатель:Правильно!
Воспитатель:А вы знаете, почему этот камень так называют?
Ответы детей (Нет! Да)
- Тогда я предлагаю вам послушать одну старинную легенду о необычном камне…
Легенда
В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает. Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым, и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?
Ответы детей: (Магнитная гора)
Воспитатель: Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?
Ответы детей: (Снял доспехи, сделанные из металла, железа)
Воспитатель: Правильно! Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я приглашаю вас отправиться в волшебный мир опытов и экспериментов с этим удивительным камнем на базе нашего института им. Магнитолика.
Я вас приглашаю в нашу лабораторию, но перед этим мы вспомним ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛАБОРАТОРИИ:…
Воспитатель приглашает детей к столам. На столах стоит все необходимое для опытов и экспериментов с магнитом.
Опытно-экспериментальная часть
Воспитатель: Ребята, что вы видите на своих рабочих столах?
Ответы детей: (Магниты, металлические скрепки, монеты, гвоздики, крышки от бутылок, счетные палочки, кусочки картона и ткани)
Воспитатель: Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. И сейчас мы с вами проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда.
Опыт № 1 (Раздели предметы на 2 группы)
Воспитатель: У вас на столах, находятся предметы из разных материалов. Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы : в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом. Те предметы, которые притягивает магнит, мы положим на розовую тарелочку, а те которые не притягивает – на синюю.
Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам
Воспитатель: Назовите, какие предметы притянул магнит.
Ответы детей: (Скрепки, монеты, гвоздики)
Воспитатель: Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?
Ответы детей: (Из металла, железа, они металлические)
Воспитатель: А какие предметы не притянул магнит?
Ответы детей: (Счетные палочки, крышки от бутылок, карточки)
Воспитатель: Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?
Ответы детей: (Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)
Воспитатель: Значит, магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются.
- Это свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
Опыт № 2 (езда машинкой через преграду картон)
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, стекло, воду?
Ответы детей: (Да! Нет)
Воспитатель: хорошо. Давайте проверим.
- Первой преградой у нас будет лист картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (машинку) с помощью магнита через преграду - картон.
- Представьте, это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать автомобиль с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.
- Готовы?
- На старт, внимание, марш!
- Видите, авто двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном.
- Отчего так происходит?
Ответы детей: (Магнит действует на автомобиль через преграду - картон)
Воспитатель: Совершенно верно. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические машинки и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через преграду.
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду – картон.
Опыт № 3 (вытащи скрепку или монетку из стакана с водой
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через другие преграды, например - стекло, воду и другие препятствия?
Ответы детей (Да! Нет)
Воспитатель: Давайте проверим.
- На столе стоят стаканы с водой. Бросьте в него скрепку, в другой стакан монетку и представьте, что это затонувший корабль.
- Как вы думаете, можем ли мы с помощью магнита через стекло достать затонувший корабль со дна моря и очистить море от мусора?
Ответы детей (Да! Нет)
Воспитатель:Тогда давайте проверим.
- Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки и монетки. После того как скрепка или монетка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
- Что мы видим?
Ответы детей
(Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх.)
Воспитатель:Магнит магнит притягивать через преграду - стекло?
Ответы детей (Да)
Воспитатель:Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду - стекло.
Воспитатель: Пора немного отдохнуть, и я приглашаю вас поиграть в игру
Воспитатель приглашает детей на ковер
Игра с мячом «Притянет - не притянет»
(Мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловят или не ловят мяч).
Воспитатель предлагает детям вернуться к рабочим местам
Опыт № 4 (Найди детали в песке).
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, как найти небольшие детали в песке? Как же это сделать? Кто нам скажет?
Ответы детей: (попробовать приложить магнит к песку).
Воспитатель: Магнит притягивает предметы и через песок.
Воспитатель: А что помогло в этом?
Дети: Магнит.
Воспитатель: Что делает магнит с металлическими предметами?
Ответы детей: Примагничивает.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у магнита существует два полюса: северный и южный?
Ответы детей (Да! Нет)
Воспитатель: Кто знает? Какие полюса притягиваются, а какие отталкиваются?
Ответы детей (Если полюса разные – притягиваются, если одинаковые – отталкиваются)
Воспитатель: Хотите проверить? Тогда возьмите из магнитного конструктора одну деталь, я сейчас подойду к вам и вы приложите к каждой из сторон моего магнита и узнаете так ли это.
Воспитатель подходит к каждому, дети прикладывают магнитик
ИТОГ
- На этом наша работа на сегодня окончена. Давайте вспомним:
- С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились? (Магнитом)
- Какие предметы притягивает магнит? (Металлические)
- Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими)
- Какие свойства магнита вы запомнили?
(Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду…; Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами).
- Сколько полюсов у магнита?
Ответы детей: (Два - северный и южный)
- Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?
Ответы детей
(Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами)
- Ребята, а вы знаете, где еще используются магниты?
Ответы детей
(В медицине, в различных приборах, для очистки водоемов, в качестве поисковиков, при строительстве и ремонте подводных сооружений, так как с их помощью удобно держать инструменты)
Если дети затрудняются ответить, то воспитатель им помогает
- Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, много нового узнали об удивительном камне магните. Вы были настоящими исследователями. Спасибо, вам, за вашу научную работу.