Ангелина Токарева
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Секреты Йоника»
▼ Скачать + Заказать документы
Средняя группа
Автор-составитель:
Воспитатель
Токарева А. Ш.
2015 г.
Задачи:
Образовательные:
подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
дать представление о том, что воздух имеет свойства (не видим, легкий, не имеет запаха);
дать представление о значении воздуха жизни человека, связь с живой природой;
способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
формировать умение выдвигать предположения, догадки, делать умозаключения, выводы на основе практического опыта
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Секреты Йоника“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность;
расширять кругозор о неживой природе;
расширять словарный запас.
Воспитательные:
воспитывать основы коллективного сотрудничества;
воспитывать самостоятельность.
Словарная работа:
Опыт, эксперимент, лаборатория, прозрачный, не видимый, ветер-это движение воздуха.
Предварительная работа:
наблюдении на прогулке за ветром, облаками;
проведение экспериментов,доказывающих легкость воздуха;
изготовление корабликов с парусами, вееров из бумаги;
чтение русской-народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь».
Оборудование:
Полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, пластилиновые шарики, мыльные пузыри, ёмкость с водой, кораблики с парусами, апельсин, чеснок, кукла Йоник, цветовые таблички на столах для опытов, аудиозапись «песенка Йоника»,поднос с игрушками.
Ход занятия:
Ребята, кто это к нам летит на воздушном шарике (под песню «Йоник- сын воздуха» появляется Йоник)
Й: Здравствуйте, я Йоник- сын воздуха, прилетел к вам с планеты Симитония, со страны Эферия,я хочу вам открыть один секрет. А вы хотите его узнать?
Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Й: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого мы превратим нашу группу в лабораторию.
(Дети с воспитателем сдвигают столы, делятся на 4-е группы по цветным жетонам)
Воспитатель: Вот наша лаборатория и готова. Йоник хочет нас удивить интересными открытиями.
Воспитатель: Скажите, ребята, Йонику, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Й: он везде и в комнате, и в воде, и в земле. Его нельзя увидеть глазом и потрогать руками. Где его искать? Как вы думаете?
(ответы детей)
Опыт 1
Воспитатель: проведем эксперимент «Ловим воздух».
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Йоник! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Й: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!
Воспитатель: Конечно, Йоник! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!
Й: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?
Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»
(дети поочерёдно достают из сундучка игрушки и раскладывают на 2 подноса)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Йонику! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Опыт 2
Воспитатель: Интересно, можно ли увидеть воздух? А вы ребята, как думаете?
Й: Ребята, помогите мне провести эксперимент, который называется «Воздух внутри нас»
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель: Давайте и мы попускаем вместе с Йоником мыльные пузыри.
Опыт 3
«Мыльные пузыри»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей (ответы детей)
Воспитатель: В каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Й: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Йонику, как дышат наши носики.
Послушайте песенку «У всех зверей, у всех людей имеются носы. Носы важны, носы нужны не только для красы, и не чихнуть, и не вздохнуть без носа нам нельзя.»
Упражнение «Не дышу»
Дети задерживают дыхание. Вывод: Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Дыхательная гимнастика:
1,2,3,4,5 все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше и тихонечко подышим.
Игра «Узнай по запаху»
Йоник предлагает детям с закрытыми глазами определить по запаху апельсин и чеснок.
Й: Воздух не имеет запаха, но он помогает нам почувствовать запах.
Опыт 4
«Может ли воздух двигать предметы в воде»
Воспитатель: Йоник предлагает нам поиграть с пластилиновыми шариками.
Ход: опустить пластилиновый шарик в стаканчик с водой, дуем в трубочку на шарике появились пузырьки-это воздух. Поиграем с шариками: дуем в трубочку, из трубочки выходит воздух и шарик начинает двигаться. Вывод: воздух двигает предметы в воде.
Понравилась ли вам игра?
Дети: да
Опыт 5
Игра «Кораблики»
Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Й: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?
Опыт 6 «С веером»
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась. Вывод: ветер- это движение воздуха.
Воспитатель: Йоник, спасибо тебе! Как много мы узнали сегодня о воздухе. Йоник придёт к нам на следующее занятие и расскажет о том, почему одни воздушные шарики остаются на земле, а другие улетают высоко в небо. И ещё о том, как можно на воздушных шарах путешествовать по воздуху.
Воспитатель:
И так подведём итог.
*Воздух - невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.
*Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы. *Воздух бесцветен. Мы его не видим
*воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.
Йоник :
Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали. О своих открытиях вы можете рассказать своим родителя и друзьям.
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.