Марина Кравченко
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «В гости к животным Арктики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему
миру в старшей группе «В гости к животным Арктики»
Цель: дать детям представления об особенностях географического положения Арктики, животном мире этого материка.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе „В гости к животным Арктики“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
Развивать способность анализировать и делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Обогащать речь ребенка, сложноподчиненными предложениями. Воспитывать любовь к животным.
Задачи:
1. Продолжать знакомство детей с животными Арктики
2. Расширение кругозора детей.
4. Развитие внимания и зрительного восприятия.
5. Расширение словарного запаса.
6. Воспитание у детей любви и бережного отношения к природе.
Обогащение предметного словаря (Арктика, айсберг, белый медведь, буревестник, гренландский кит, копыта, косатка, континент, ласты, ледяной, льдина, морж, олень, овцебык, песец, полярный, полярная акула, полярный дельфин, полярный заяц, полярный волк, полярная сова, рога, северный, север, синий кит, тюлень, шторм и т. д.).
Методы и приемы: беседа, дидактические игры: «Чьи следы», «Назови животного и его детёныша», физминутка.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, Оборудование: Глобус, Макет Арктики, картинки животных Севера и их детенышей.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам, отправится в гости к животным, одного из континентов нашей планеты. Вы готовы к путешествию?
Воспитатель: Сегодня мы отправимся с вами туда, где царит царство холода, снега и льда! Здесь очень холодно, зима длится очень долго, а лето совсем короткое. Отгадайте, куда мы отправимся?
Дети: В Артику, Северный полюс.
Воспитатель: Правильно в Арктику или можно сказать Северный полюс! Покажите мне на глобусе Арктику.
Здесь вечная мерзлота – снег круглый год, даже летом, а также длинная полярная ночь – темная ночь длиться всю зиму и только звезды освещают землю. Температура воздуха достигает до 70 ’C. Здесь кругом льдины, айсберги.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, здесь кто - нибудь живет?
Дети: Да! Животные и птицы
Воспитатель: Давайте подойдем к макету Арктики и внимательно посмотрим. Назовите тех животных, которых вы знаете.
Дети: Морж, песец, тюлень, морской котик, северный олень, белый медведь, овцебык, волк, кит.
Воспитатель: А как вы думаете какие растения растут среди снегов?
Дети: Карликовая береза, мох.
Воспитатель: А люди живут в таких условиях?
Дети: Постоянно нет, но приезжают полярники, которые ведут исследования воды, животных, птиц и снега.
Воспитатель: Молодцы, вы много знаете про этот континент! А теперь, чтобы нам отправится в путешествие, проведем физминутку.
Физминутка «Север»
Здесь всюду холод, лед и тень, (Дети обнимают себя за плечи)
Полгода – ночь, (Закрывают глаза ладонями)
Полгода – день. (Поднимают руки вверх)
Из льда здесь люди строят дом, (Показывают «крышу»)
И океан покрыт весь льдом. (Разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь (Поставить ладонь над бровями)
И птиц ты в небе не заметишь. (Машут руками, как крыльями)
Лишь мишка белый, словно иней, (Идут вперевалочку)
Хозяин ледяной пустыни. (Ставят руки на пояс)
Вы большие молодцы.
Воспитатель; Что бы нам определить к какому животному мы отправимся первому, нужно крутить стрелку. Проходите в центр группы. И так мы отправляемся к медведю.
Белый медведь - это самый крупный хищник на земле. Медведь прекрасный пловец. Он охотиться за рыбой, тюленями и даже моржами. У Белого медведя густая беля шерсть и толстый слой жира, который предохраняет его от сильных морозов. Когда медведь вылезает из воды, он встряхивается. От него во все стороны летят брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, давайте проведём опыт.
Опыт: В ёмкость с водой опустить руку и тут же вынуть её. Посмотрите на неё внимательно. Она мокрая. А если бы ударил мороз, то вода превратилась бы во что? (корочку льда). Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром. Снова опустите руку в воду и выньте. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. Если руку встряхнуть, эти капельки слетят. Значит на руке воды не будет, она останется сухой. Так же у медведя.
Воспитатель: Вам понравилось в гостях у медведя?
Крутите стрелку, сейчас мы отправляемся в гости….к моржу.
На ледниках можно увидеть огромные по численности стада моржей.
Эти громадные, неуклюжие на суше животные очень проворны и быстры в воде.
Видит плохо, но имеет хорошее обоняние. На верхней губе у него находятся длинные, толстые усы, похожи на щетку. С помощью их морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, подо льдом, почти ничего не видно. Приходится ему пищу искать на ощупь.
В рацион моржей входят моллюски, ракообразные, рыба.
Моржи очень сильны и обладают мощным оружием: бивнями, которыми при опасностях они защищаются.
- с помощью бивней удерживаться на льдинах, цепляясь как крючками
- защищаться от белых медведей
- бивнями морж, взрывает ил на дне и лакомится микроорганизмами, которые в нём живут (Микроорганизмы - это группа животных и растений очень малого размера, различить которые можно только при помощи микроскопа. Они могут быть вредными и полезными для человека).
Моржиха считается самой заботливой матерью в мире млекопитающих. Если мать погибает, заботу о сироте берут на себя остальные члены стада. И в любом случае, все моржи трепетно относятся ко всем детенышам, охраняют и при необходимости помогают. Например, при заплыве уставший детеныш может отдохнуть, забравшись на спину любого члена стада. Когда они не голодны, то отдыхают и нежатся под лучами такого редкого солнца.
Воспитатель: У животных Арктики есть детеныши, я предлагаю вам теперь поиграть в игру «Назови животного и его детёныша»
Я сейчас буду показывать вам картинки с изображением животного, а вы будете называть детеныша.
Медведь - медвежонок;
Тюлень – тюленёнок;
Олень - оленёнок;
Морж – моржонок;
Кит – китенок;
Сова – совенок;
Воспитатель: Молодцы ребята, но нам пора двигаться дальше. Крутите стрелку. Ребята, а это кто такой? Что это за животное? Я вам о нем сейчас расскажу.
Это Нарвал - обитатель суровых арктических вод.
Морское животное нарвал примечателен своим длинным рогом, растущим изо рта. У нарвалов есть 2 верхних зуба, левый зубу самцов развивается в огромный бивень, длиной до 3 метров. Бивни – высокоэластичные, прочные, они служат предметом споров ученых всего мира. Для чего он им нужен? До сих пор неизвестно их предназначение есть мнение, что это орган чувствительности.
Живёт нарвал до 55лет. Попав в плен, он начинает чахнуть день ото дня и по прошествии трёх недель умирает. Нарвалы обладают острым зрением.
Смотрите конверт, нарвал хочет чтобы мы поиграли в игру «Чьи следы»
Воспитатель: крутите стрелку. Ну и к кому идем сейчас?
Дети: это тюлень.
Воспитатель: Правильно, это один из видов тюленей - нерпа.
Нерпа - это кольчатый тюлень (получил свое название из-за уникальности окраса. Тело украшено светлыми кольцами, которые имеют окантовку, водное морское млекопитающее семейства настоящих тюленей отряда ластоногих. Нерпы прекрасно плавают и ныряют благодаря наличию конечностей, похожих на ласты. Размер нерпы достигает 1м 70 см. при весе от 50 до 130 килограммов. Нерпа выживает в столь суровых условиях благодаря наличию большой жировой прослойки. В среднем нерпа живет 5 лет. Питаются различной рыбой.
Нерпа является одним из тех животных, которые вымирают и их становится с каждым годом все меньше и меньше. Ребята, как вы думаете, почему это происходит?
Дети: загрязнения природы мусором, загрязнения воздуха и воды.
Воспитатель: Правильно. А как мы можем помочь?
Дети: не загрязнять природу. Не разбрасывать мусор.
Воспитатель; правильно. Для этого нужно сортировать мусор. Не выбрасывать батарейки, а сдавать их на переработку.
А еще, ребята, мы можем рассказывать взрослым, как это делать, научить их.
Давайте, нарисуем нерпу и расскажем о ней своим родителям.
Воспитатель: Ребята, вам понравится наше путешествие?
Дети: Да, понравилась.
Воспитатель: Тогда, поиграем в игру «Закончи предложение» (со снежком передаю).
- Арктика находиться? (Северном полюсе).
- Погода в Артике? (Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед).
- В Арктике можно встретить? (белого медведя, моржей, тюленей, полярную сову, нарвала).
- Что же помогает выжить животным в Арктике? (Толстый слой жира, густая тёплая шерсть, широкие лапы, окраска меха.)
- Как можно спасти животных Арктики от исчезновения? (заботится о природе, не загрязнять ее мусором)
Воспитатель: Ребята, мы сегодня совершили путешествие на северный полюс, узнали много интересного, но нам пора заканчивать наше путешествие и возвращаться обратно.