Золотухина Надежда
«Как птицы зиму переживают?» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: «Как птицы зиму переживают?»
Цель: закреплять знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах: о внешнем виде, образе жизни, о способах приспособленности птиц к жизни в зимнее время года;
- закреплять умение детей отвечать на вопросы полными ответами;
- закреплять умение детей преобразовывать существительное во множественном числе;
- активизация словаря по теме.
Развивающие:
- развивать наблюдательность;
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2025
- развивать речь, память, внимание, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать заботливое отношения к зимующим птицам.
Оборудование: предметные картинки, кормушки, корм для птиц.
Предварительная работа: беседы об образе жизни и повадках зимующих и перелётных птиц, чтение художественной литературы, наблюдения во время прогулок за птицами, рассматривание альбома «Зимующие птицы», изготовление кормушек.
Ход НОД:
В небесах они летают,
На деревьях восседают
И живут и там, и тут.
А еще они поют,
Как одежду перья носят,
Радость в нашу жизнь привносят. (Птицы)
Воспитатель показывает наглядно по картинке строение птицы на примере голубя
Воспитатель: А почему вы думаете что это птицы? Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. (Голова, глаза, клюв, шея, туловище, два крыла, две лапки, хвост. Тело покрыто перьями)
Воспитатель: А все ли птицы одинаковые? Чем они отличаются?
Воспитатель: Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д.
Воспитатель: Давайте поиграем.
Дидактическое упражнение «Для чего?»
- Для чего птице клюв? - для добывания пищи, а также для строительства жилья, защиты от врагов и нападения
- Для чего птице крылья? - крылья нужны птицам для полёта
- Для чего птице лапки? – лапки помогают птицам ходить, бегать, плавать, сидеть на ветках, хватать предметы
- Для чего птице пёрышки? - перья придают телу и крыльям обтекаемую форму, лучше приспособленную для полёта, защищают птицу от ветра и дождя
- Для чего птице хвост? – хвост помогает в полёте
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
На юг они от нас не улетают,
А вместе с нами холода встречают,
Пернатые друзья наши, подружки,
Для них сооружаем мы кормушки. (Зимующие птицы)
Воспитатель: Правильно! А почему их называют зимующими? (Потому что они остаются зимовать, не бояться холода)
Воспитатель: Сегодня, ребята, разговор пойдёт о птицах, которые не улетают в тёплые края, а остаются рядом с нами?
Воспитатель: Какие птицы остаются с нами зимовать? (Снегири, синицы, воробьи, сороки, вороны)
Воспитатель: Верно. А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло!
Воспитатель: Почему же, ребята, одни птицы остаются с нами зимовать, а другие улетают от нас в теплые края? (Недостаточно пищи)
Воспитатель: Чем питаются птицы, которые от нас улетели? (Жуками, мухами, мошками)
Воспитатель: Правильно. Перелетные птицы в основном питаются насекомыми. Когда становится холодно, насекомые прячутся в щели, залезают глубоко под кору, птицы не могут их достать. Поэтому они улетают в тёплые края, где тепло и много корма.
Воспитатель: Чтобы случилось с перелетными птицами, если бы они не улетели на юг? (Они погибли бы от голода, потому что не нашли бы насекомых)
Воспитатель: Правильно! Перелетным птицам нечего есть зимой, вот они и улетают в теплые края.
Воспитатель: А чем питаются зимующие птицы? (Они питаются шишками, ягодами, семенами)
Воспитатель: Да. Поэтому зимующие птиц и могут даже зимой найти себе пропитание. Вот они и остаются с нами зимовать и селятся ближе к человеку, потому что возле домов легче прокормиться.
Воспитатель: Послушайте небольшой рассказ о споре птиц.
Рассказ «Где лучше жить?»
Встретились как-то воробей, синичка и снегирь и стали спорить, где жить лучше.
– Мы, воробьи, круглый год в городах и деревнях живём, – начал воробей. – Рядом с людьми не пропадёшь. Зимой не голодно, нас то хлебными крошками подкормят, то семечками, то пшеном. А летом для нас сладкие ягоды в садах выращивают – вишню, смородину, малину. То-то наступает раздолье! Нам по соседству с людьми круглый год хорошо, так что мы птицы не перелётные, а зимующие.
– И мы зимующие, – сказала синичка. – Вот только летом в лесу и парках привольнее, чем в городах. И насекомых больше, и деток выращивать спокойнее. Правда, в холода там голодно становится, поэтому мы тоже на зиму поближе к людям перебираемся. И очень рады, когда они про нас не забывают, кормушки вешают и зёрнышки кладут. Но всё-таки жить хорошо и в городе, и в лесу.
– Не согласен я с вами, – вступил в разговор снегирь, – хотя мы тоже в тёплые края не улетаем. Что может быть лучше леса? И насекомых много, и семян на деревьях и кустах. Рядом с людьми шумно, беспокойно. Правда, рябина у них вкусная, совсем как наша, лесная. Так что в холодную пору и мы из леса вылетаем. Но больше любим парки да тихие местечки подальше от дорог. Мы всё же птицы лесные, не городские.
– В городе жить лучше!
– И в городе, и в лесу!
– В лесу!
Так и не договорились птички. Покричали, поспорили, да и разлетелись каждая по своим делам.
Вопросы по тексту:
- Каких птиц мы встретили в рассказе? (Воробей, синичка и снегирь)
- Это зимующие или перелетные птицы? (Это зимующие птицы)
- О чем спорили птицы? (Где лучше жить)
– Где воробьям жить нравится? Почему? (В городах и деревнях, потому что рядом с людьми не пропадёшь)
– Где синичкам нравится жить? Почему? (Летом им нравится жить в лесу и парках, потому что насекомых больше, и деток выращивать спокойнее. А зимой синицы поближе к людям перебираются, потому что люди их подкармливают)
– Где любят жить снегири? Почему? (Снегири больше любят жить в лесу, в парках, подальше от шумных мест)
Воспитатель: Предлагаю сделать музыкальную паузу.
Физминутка «Птички-невелички»
Вот летали птички
Птички -невелички. (бегают и машут ручками, как крылышками)
Все летали, все летали крыльями махали.
Все летали, все летали крыльями махали.
На дорожку сели, (присаживаются на корточки зернышек поели и стучат пальчиком по полу)
Клю-клю-клю-клю - как я зернышки люблю.
Клю-клю-клю-клю - как я зернышки люблю.
Перышки почистим, (отряхиваются с обеих сторон)
Вот так и вот так, чтобы были чище!
Вот так и вот так, чтобы были чище!
Прыгаем по веткам, (прыгают, размахивая крылышками)
Чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок - прыгаем по веткам.
Прыг-скок, прыг-скок - прыгаем по веткам.
А собачка прибежала (разбегаются)
И всех птичек распугала.
Воспитатель: Зима – очень тяжелое время года для птиц. Как же птицы переносят зимой морозы? (Ответы детей)
Воспитатель: Оказывается, они готовятся к зиме! Птицы меняют свое оперение на более теплое и густое.
Воспитатель: Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться?
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, в сильные морозы, птицы не летают. Мы можем их увидеть на ветках деревьев. Они сидят молча, как шарики, распушив свое оперение. Как вы думаете, зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают?
Воспитатель: Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит – нахохлившись, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло, а на лету птица сильно мерзнет.
Интересный способ согревания лапок используют воробьи, пока одна нога прижата к телу и греется, воробей стоит на второй лапке.
Многие зимующие птицы на ночь собираются в стайки, ведь вместе гораздо теплее. А, например, рябчики, тетерева, глухари и белые куропатки на ночь или в особо морозные дни зарываются в снег.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему? (Голод)
Воспитатель: Правильно самое страшное для птиц - это не холод, у них к зиме вырастает пушок под перышками. А самое страшное - это голод. Есть такая пословица: «Сытому морозы не страшны». Так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утора до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом – поиском пищи. Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом.
За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы, легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. И если мы не будем помогать им, они погибнут.
Воспитатель: Как мы с вами можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать в них корм)
Воспитатель: Давайте вспомним, чем питаются птички? Чем мы можем их покормить? (Хлеб, зерно, семечки, сало, семена растений)
Воспитатель: У разных птиц есть свои предпочтения в еде.
- семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, воробьев;
- пшено- любимая еда воробьев;
- ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей;
- хлебные крошки едят синицы дятлы;
- сало – любят синички, вороны, галки.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение З. Александровой «Новая столовая».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
Воспитатель: Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? (Воробей, снегирь, синица, ворона, голубь, сорока)
Упражнение «Кормушка»
Воспитатель: Назовите этих птиц со словом много.
Воробей – много воробьев;
Снегирь – много снегирей;
Синица – много синиц;
Ворона – много ворон;
Голубь – много голубей;
Сорока – много сорок.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, а какую пользу приносят нам птицы? (Они поедают вредных насекомых и грызунов)
Воспитатель: Ребята, как нужно относиться к птицам? (Заботиться о птицах, делать им кормушки, подкармливать их зимой)
Воспитатель: Молодцы, ребята. К птицам нужно относиться бережно. Птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.
Итог
- О ком мы сегодня с вами говорили? (О зимующих птицах)
- Какие птицы остаются с нами зимовать?
- Зачем птицам нужно много двигаться зимой? (Чтобы согреться)
- Что нужно птицам, чтобы им не страшна была зима? (Много корма)
- Как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и подкармливать птиц)
Воспитатель: Все сегодня молодцы. Занятие окончено.