Получи документы

«Как птицы зиму переживают?» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе

Золотухина Надежда
«Как птицы зиму переживают?» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: «Как птицы зиму переживают?»

Цель: закреплять знания детей о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах: о внешнем виде, образе жизни, о способах приспособленности птиц к жизни в зимнее время года;

- закреплять умение детей отвечать на вопросы полными ответами;

- закреплять умение детей преобразовывать существительное во множественном числе;

- активизация словаря по теме.

Развивающие:

- развивать наблюдательность;

Темочки:

- развивать речь, память, внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать заботливое отношения к зимующим птицам.

Оборудование: предметные картинки, кормушки, корм для птиц.

Предварительная работа: беседы об образе жизни и повадках зимующих и перелётных птиц, чтение художественной литературы, наблюдения во время прогулок за птицами, рассматривание альбома «Зимующие птицы», изготовление кормушек.

Ход НОД:

В небесах они летают,

На деревьях восседают

И живут и там, и тут.

А еще они поют,

Как одежду перья носят,

Радость в нашу жизнь привносят. (Птицы)

Воспитатель показывает наглядно по картинке строение птицы на примере голубя

Воспитатель: А почему вы думаете что это птицы? Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. (Голова, глаза, клюв, шея, туловище, два крыла, две лапки, хвост. Тело покрыто перьями)

Воспитатель: А все ли птицы одинаковые? Чем они отличаются?

Воспитатель: Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д.

Воспитатель: Давайте поиграем.

Дидактическое упражнение «Для чего?»

- Для чего птице клюв? - для добывания пищи, а также для строительства жилья, защиты от врагов и нападения

- Для чего птице крылья? - крылья нужны птицам для полёта

- Для чего птице лапки? – лапки помогают птицам ходить, бегать, плавать, сидеть на ветках, хватать предметы

- Для чего птице пёрышки? - перья придают телу и крыльям обтекаемую форму, лучше приспособленную для полёта, защищают птицу от ветра и дождя

- Для чего птице хвост? – хвост помогает в полёте

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

На юг они от нас не улетают,

А вместе с нами холода встречают,

Пернатые друзья наши, подружки,

Для них сооружаем мы кормушки. (Зимующие птицы)

Воспитатель: Правильно! А почему их называют зимующими? (Потому что они остаются зимовать, не бояться холода)

Воспитатель: Сегодня, ребята, разговор пойдёт о птицах, которые не улетают в тёплые края, а остаются рядом с нами?

Воспитатель: Какие птицы остаются с нами зимовать? (Снегири, синицы, воробьи, сороки, вороны)

Воспитатель: Верно. А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло!

Воспитатель: Почему же, ребята, одни птицы остаются с нами зимовать, а другие улетают от нас в теплые края? (Недостаточно пищи)

Воспитатель: Чем питаются птицы, которые от нас улетели? (Жуками, мухами, мошками)

Воспитатель: Правильно. Перелетные птицы в основном питаются насекомыми. Когда становится холодно, насекомые прячутся в щели, залезают глубоко под кору, птицы не могут их достать. Поэтому они улетают в тёплые края, где тепло и много корма.

Воспитатель: Чтобы случилось с перелетными птицами, если бы они не улетели на юг? (Они погибли бы от голода, потому что не нашли бы насекомых)

Воспитатель: Правильно! Перелетным птицам нечего есть зимой, вот они и улетают в теплые края.

Воспитатель: А чем питаются зимующие птицы? (Они питаются шишками, ягодами, семенами)

Воспитатель: Да. Поэтому зимующие птиц и могут даже зимой найти себе пропитание. Вот они и остаются с нами зимовать и селятся ближе к человеку, потому что возле домов легче прокормиться.

Воспитатель: Послушайте небольшой рассказ о споре птиц.

Рассказ «Где лучше жить?»

Встретились как-то воробей, синичка и снегирь и стали спорить, где жить лучше.

– Мы, воробьи, круглый год в городах и деревнях живём, – начал воробей. – Рядом с людьми не пропадёшь. Зимой не голодно, нас то хлебными крошками подкормят, то семечками, то пшеном. А летом для нас сладкие ягоды в садах выращивают – вишню, смородину, малину. То-то наступает раздолье! Нам по соседству с людьми круглый год хорошо, так что мы птицы не перелётные, а зимующие.

– И мы зимующие, – сказала синичка. – Вот только летом в лесу и парках привольнее, чем в городах. И насекомых больше, и деток выращивать спокойнее. Правда, в холода там голодно становится, поэтому мы тоже на зиму поближе к людям перебираемся. И очень рады, когда они про нас не забывают, кормушки вешают и зёрнышки кладут. Но всё-таки жить хорошо и в городе, и в лесу.

– Не согласен я с вами, – вступил в разговор снегирь, – хотя мы тоже в тёплые края не улетаем. Что может быть лучше леса? И насекомых много, и семян на деревьях и кустах. Рядом с людьми шумно, беспокойно. Правда, рябина у них вкусная, совсем как наша, лесная. Так что в холодную пору и мы из леса вылетаем. Но больше любим парки да тихие местечки подальше от дорог. Мы всё же птицы лесные, не городские.

– В городе жить лучше!

– И в городе, и в лесу!

– В лесу!

Так и не договорились птички. Покричали, поспорили, да и разлетелись каждая по своим делам.

Вопросы по тексту:

- Каких птиц мы встретили в рассказе? (Воробей, синичка и снегирь)

- Это зимующие или перелетные птицы? (Это зимующие птицы)

- О чем спорили птицы? (Где лучше жить)

– Где воробьям жить нравится? Почему? (В городах и деревнях, потому что рядом с людьми не пропадёшь)

– Где синичкам нравится жить? Почему? (Летом им нравится жить в лесу и парках, потому что насекомых больше, и деток выращивать спокойнее. А зимой синицы поближе к людям перебираются, потому что люди их подкармливают)

– Где любят жить снегири? Почему? (Снегири больше любят жить в лесу, в парках, подальше от шумных мест)

Воспитатель: Предлагаю сделать музыкальную паузу.

Физминутка «Птички-невелички»

Вот летали птички

Птички -невелички. (бегают и машут ручками, как крылышками)

Все летали, все летали крыльями махали.

Все летали, все летали крыльями махали.

На дорожку сели, (присаживаются на корточки зернышек поели и стучат пальчиком по полу)

Клю-клю-клю-клю - как я зернышки люблю.

Клю-клю-клю-клю - как я зернышки люблю.

Перышки почистим, (отряхиваются с обеих сторон)

Вот так и вот так, чтобы были чище!

Вот так и вот так, чтобы были чище!

Прыгаем по веткам, (прыгают, размахивая крылышками)

Чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок - прыгаем по веткам.

Прыг-скок, прыг-скок - прыгаем по веткам.

А собачка прибежала (разбегаются)

И всех птичек распугала.

Воспитатель: Зима – очень тяжелое время года для птиц. Как же птицы переносят зимой морозы? (Ответы детей)

Воспитатель: Оказывается, они готовятся к зиме! Птицы меняют свое оперение на более теплое и густое.

Воспитатель: Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться?

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, в сильные морозы, птицы не летают. Мы можем их увидеть на ветках деревьев. Они сидят молча, как шарики, распушив свое оперение. Как вы думаете, зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают?

Воспитатель: Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит – нахохлившись, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло, а на лету птица сильно мерзнет.

Интересный способ согревания лапок используют воробьи, пока одна нога прижата к телу и греется, воробей стоит на второй лапке.

Многие зимующие птицы на ночь собираются в стайки, ведь вместе гораздо теплее. А, например, рябчики, тетерева, глухари и белые куропатки на ночь или в особо морозные дни зарываются в снег.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему? (Голод)

Воспитатель: Правильно самое страшное для птиц - это не холод, у них к зиме вырастает пушок под перышками. А самое страшное - это голод. Есть такая пословица: «Сытому морозы не страшны». Так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утора до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом – поиском пищи. Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом.

За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы, легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. И если мы не будем помогать им, они погибнут.

Воспитатель: Как мы с вами можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать в них корм)

Воспитатель: Давайте вспомним, чем питаются птички? Чем мы можем их покормить? (Хлеб, зерно, семечки, сало, семена растений)

Воспитатель: У разных птиц есть свои предпочтения в еде.

- семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, воробьев;

- пшено- любимая еда воробьев;

- ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей;

- хлебные крошки едят синицы дятлы;

- сало – любят синички, вороны, галки.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение З. Александровой «Новая столовая».

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь–сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

Воспитатель: Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? (Воробей, снегирь, синица, ворона, голубь, сорока)

Упражнение «Кормушка»

Воспитатель: Назовите этих птиц со словом много.

Воробей – много воробьев;

Снегирь – много снегирей;

Синица – много синиц;

Ворона – много ворон;

Голубь – много голубей;

Сорока – много сорок.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, а какую пользу приносят нам птицы? (Они поедают вредных насекомых и грызунов)

Воспитатель: Ребята, как нужно относиться к птицам? (Заботиться о птицах, делать им кормушки, подкармливать их зимой)

Воспитатель: Молодцы, ребята. К птицам нужно относиться бережно. Птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.

Итог

- О ком мы сегодня с вами говорили? (О зимующих птицах)

- Какие птицы остаются с нами зимовать?

- Зачем птицам нужно много двигаться зимой? (Чтобы согреться)

- Что нужно птицам, чтобы им не страшна была зима? (Много корма)

- Как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и подкармливать птиц)

Воспитатель: Все сегодня молодцы. Занятие окончено.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда»Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда» Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда». Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего.

Конспект занятия по окружающему миру «Домашние птицы» для детей 4–5 лет. Ко Дню домашних птиц на МAAMКонспект занятия по окружающему миру «Домашние птицы» для детей 4–5 лет. Ко Дню домашних птиц на МAAM Тема: «Домашние птицы» для детей 4-5 лет. Цели: познакомить с названиями домашних птиц, их детенышами; учить описывать домашних птиц; упражнять.

Конспект занятия по окружающему миру «Перелётные птицы» (старшая группа)Конспект занятия по окружающему миру «Перелётные птицы» (старшая группа) Цель:расширять представления о перелетных птицах, закреплять знания об осени, осенних изменениях в природе. Развивать познавательную активность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Как птицы зиму переживают?» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе
Опубликовано: 3 января 2025 в 13:17
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Как птицы зиму переживают?» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Золотухина Надежда (УИ 2286920) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 января 2025 понедельник
07 января 2025 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД