Наталья Пуховская
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Знакомство с русскими традициями»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе
«Знакомство с русскими традициями»
Цель:
Приобщение детей к истокам русской культуры;
Знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа;
Приобщение к народным традициям и обычаям;
Развитие психологических процессов: внимание, память, мышление, умение поддерживать беседу;
Обогащение словарного запаса.
Темочки:
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня утром с вами позабыли что-то сделать?
(Поздороваться)
Воспитатель: Верно, поздороваться. Как поздороваемся? (Ласково)
Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени.
Воспитатель: (Дети берутся за веревочку) Держитесь крепко, чтобы не потеряться.
Воспитатель: Ну, что, отправляемся? На пути лежит «камень». На нё м надпись:
Направо пойдёшь – заблудишься,
Налево пойдёшь – ничего не найдёшь,
Прямо пойдёшь – много интересного узнаешь.
- Куда же вы хотите отправиться? (прямо).
Воспитатель: Путешествие наше в прошлые времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.
(Звучит фонограмма русской народной мелодии).
Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия).
А в старину, в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь.
Воспитатель: (макет избы) Ребята, раньше люди жили в скромных домах. А знаете, Русь называли деревянной? (Ответы детей.) Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
Воспитатель: В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Одежду они хранили в сундуках, давайте, посмотрим.
Воспитатель: Женщины и мужчины носили головные уборы – платки и картузы. Давайте, наденем такие головные уборы и пройдем в горницу, посмотрим на другую одежду.
(Демонстрация старинной русской одежды).
Воспитатель: Дети, как выдумаете, а что же в избе было самым главным? Послушайте, загадку:
Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь)
Воспитатель: Ваши мамы и бабушки умеют стряпать пироги, ватрушки? (Ответы детей)
Эта традиция – выпекание всяких вкусностей пошла с давних времён. Стояла раньше у хозяек печь посреди горницы. Печь самая главная. Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали, сушили одежду и даже мылись. А самые маленькие детки спали в кроватке, которая называлась люлька.
Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.
Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда.
Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Про него даже есть загадка, слушайте:
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок). И рассматривают другую кухонную утварь.
Воспитатель: А после сытного обеда или ужина, занимались разными делами: рассказывали дуг другу сказки, которые сами и сочиняли:
Д/и «Угадай сказку»
Воспитатель: А так же выходили на улицу в игры поиграть или на карусели покататься. Давайте же и мы с вами прокатимся на карусели.
Подвижная игра «Карусель»
Еле-еле, еле-еле закрутились карусели,
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите, карусель остановите!
Раз-два, раз-два, вот и кончена игра!
Воспитатель: Вот и наше путешествие закончилось.
Проводится д/и «Подбери нужную картинку» (старинные вещи и современные)
Воспитатель: Вы, молодцы! Справились с заданием, все запомнили. А, какое настроение у вас сейчас? Понравилось вам путешествие в прошлое?