Александра Медведева
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему «Моя Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Города - самоцветы».
Возраст детей: подготовительная группа (дети 6 – 7 лет).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Формирование гражданской идентичности у дошкольников, посредством осознания своего российского гражданства, принадлежности к одной из российской нации, формирование восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, уважения истории и культуры каждого народа.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему „Моя Родина“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать представление об общекультурном наследии родного края. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.
Развивающие:
2. Развивать понятие детей о принадлежности к одной из российских наций. Познакомить с национальными ценностями и традициями одной из национальностей страны России и республики Мордовия – татар. На примере камней – самоцветов ознакомить детей с городами России (Саранск, Москва).
Воспитательные:
3. Воспитывать интерес к различным национальным культурам народов, живущих на территории России (русские, татары, мордва). Уважительно относиться к их культуре и традициям.
Словарная работа: расширять словарный запас с помощью знакомства с новыми словами, обозначающими мордовскую национальную одежду:«панго».
Оборудование:
Раздаточный материал:
1. Магнитная карта России в виде пазла, на каждого ребенка (8 шт.)
2. Корзинки для деталей – пазлов.
3. Разноцветные стразы на липкой основе.
4. Муляж «панго» на каждого ребенка.
Демонстрационный материал:
1. Большая магнитная карта России в виде пазла.
2. Сундук с камнями – самоцветами.
3. Тюбетейка для игры.
Ход организованной образовательной деятельности.
Дети вместе с воспитателем заходят в компьютерный класс, встают полукругом.
Воспитатель:
Давным-давно придумано на свете
Здороваться при встрече:
- Здравствуйте, дети!
В круг широкий вижу я. встали все мои друзья.
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Скажем дружно, не спеша,
Здравствуйте, мои друзья
Здравствуй, вся наша страна.
Воспитатель: а теперь, ребята я вас приглашаю сесть на стульчики. (Дети садятся на стулья - полукругом).
Воспитатель: я вам принесла вот такой волшебный сундучок (показывает сундучок, открывает его, в сундучке разноцветные камни - самоцветы).
Воспитатель: как вы думаете, что это?
Ответы детей: камушки, самоцветы, бриллианты.
Воспитатель: представьте себе, что вот эта шкатулка наша страна, а разноцветные камушки, это города нашей страны. Ребята, в какой стране мы живём?
Ответы детей: в России.
Воспитатель: совершенно верно, в России!
Давайте посмотрим на карту нашей страны, посмотрите какая она большая.
Воспитатель демонстрирует карту на слайде. Обводит ее границы. Посмотрите на ее границы. В нашей стране много разных городов. Посмотрите самые крупные можно увидеть на карте. У каждого города есть своя удивительная история, есть свои отличия это флаг, герб, гимн, а также национальный костюм, по которым можно узнать город. Ребята, скажите, а в каком городе мы с вами живём?
Ответы детей: Мы живём в Саранске.
Воспитатель: А хотите послушать и посмотреть интересную историю о нашем городе?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: (воспитатель показывает мультипликационную презентацию про республику Мордовию).
- Россия - самая большая страна в мире. На ее просторах живут разные народы и у каждого народа свои обычаи и традиции. В междуречье Мокши и Суры расположилась Мордовия. Столица Мордовии – старинный город Саранск, его построили, как крепость еще в 1641 году, для защиты государства. Сейчас Саранск красивый, современный и культурный город, где много музеев, театров, концертных залов и стадионов. А, наверное, главная достопримечательность Саранска - это Собор Святого Праведного воина Федора Ушакова, самый большой собор в Поволжье.
Живут в Мордовии два братских народа - эрзя и мокша или как принято их называть, мордва. У мордвы очень богатая история и культура. Это уникальные народные костюмы, красивые песни, древние сказания и многочисленные персонажи из мордовской мифологии, описанные в героическом эпосе «Масторава». Саранск, можно по праву считать драгоценным камнем, среди других городов- самоцветов, украшающих нашу страну.
Воспитатель: ребята, у нашего города есть свой герб и флаг.
Слайд герба.
Посмотрите, что нарисовано на гербе нашего города?
Ответы детей: лиса.
Воспитатель: верно, лиса. Это означает, что издавна на территории нашей республики Мордовии живет эта замечательная рыжая красавица, она является символом нашего города Саранска.
Слайд флага.
Воспитатель: посмотрите на флаг нашей республики. Он то же состоит из трех цветов. Красный, белый, темно – синий. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка – символ солнца.
Воспитатель: наша республика Мордовия - многонациональная, в ней живет много разных национальностей. Ребята, скажите, какие национальности вы знаете?
Ответы детей: мордва, татары, русские.
(Слайды с национальностями республики Мордовия).
Воспитатель: верно. Скажите, а вы знаете, свою национальность?
Ответы детей: да.
Воспитатель: Арсений, кто ты по национальности?
Ответ детей: русский
Воспитатель: Адель, а ты кто по национальности?
Ответы детей: татарин.
Воспитатель: А ты, Ульяна, кто по национальности?
Ответы детей: мордовка.
Воспитатель: я очень рада, что вы знаете свою национальность! Я тоже знаю свою национальность, я - русская. В Мордовии, проживает много людей, несмотря на то, что они разговаривают на разных языках, все они живут дружно. Чтят свои традиции и культуру, уважительно относятся друг к другу.
Воспитатель: ребята, а теперь я вас попрошу сесть за столы. (Дети садятся за столы).
Воспитатель: посмотрите перед вами лежит карта – пазл она вся состоит из деталей. Посмотрите, внимательней на карте не хватает двух деталей, на одном из которых расположен наш город Саранск. Давайте соберем пазл, найдем недостающую деталь в корзинках. Будьте внимательны, нам нужна деталь, с городом Саранском. (Работа детей с картой-пазл России, дети находят недостающую деталь и прикладывают ее на карту).
Воспитатель: молодцы! А как вы догадались, что на этой детали расположен наш город Саранск?
Ответы детей: на нем изображен человек в мордовском национальном костюме и символ нашего города - лиса.
Воспитатель: молодцы, но все равно осталось свободное место на нашем пазле. И это место никак не может быть пустым, ведь здесь находится сердце нашей страны, самый яркий камень – самоцвет, столица нашей страны и все вы знаете, как она называется.
Ответы детей: Москва.
Воспитатель: молодцы, город Москва. Давайте найдем недостающую деталь и поместим ее на место.
Воспитатель: молодцы!
(Работа детей).
Воспитатель: вот, ребята, мы и собрали нашу карту-пазл. Теперь все города на месте в единстве и дружбе.
Воспитатель: теперь, я хочу вам предложить немного отдохнуть и поиграть в весёлую мордовскую игру «Панго». Выйдите, пожалуйста, ко мне и встаньте в круг. Посмотрите, у меня в руках вот такой мордовский женский головной убор «панго», в переводе с эрзянского это означает гриб. Вам нужно встать в круг, ведущими у нас будут Варя и Полина, они встают за круг из детей. Дети – игроки по сигналу и под мордовскую музыку бегут по кругу противоположно друг другу, кто быстрее добежит до воспитателя и дотронется до «панго», тот выиграл.
Игра проводится 2 раза.
Воспитатель: молодцы, немножко отдохнули. (Воспитатель держит «панго» в руках). Ребята, мы уже говорили, что у каждого народа есть
свой национальный костюм. И не зря мы сегодня сделали акцент на мордовском женском головном уборе и даже поиграли в игру. И сегодня я хочу вам предложить украсить вот такие мордовские головные уборы - «Панго» для нашей куклы - Окси (кукла в национальном костюме)
Проходите и садитесь за столы. (Дети проходят за столы).
Воспитатель: мы сегодня с вами сделаем женский мордовский головной убор, которые носят женщины. В костюмах мордвы присутствуют много различных узоров и неповторимый орнамент, который включает в себя национальный окрас и сочетание декоративных элементов. В мордовском орнаменте преобладает много геометрических фигур, обратите внимание – это квадраты, ромбы, треугольники. Так же в мордовском орнаменте присутствует крест и уголок, что очень популярно в вышивке. Ребята, в древности мордва считала, что именно такой узор защитит человека от злых сил. За основу мы с вами взяли красный цвет, у мордвы он означает символ здоровья, победы, любви и красоты.
Перед вами на столах, лежат заготовки головных уборов, которые мы будем украшать с помощью самоклеящихся разноцветных страз.
Воспитатель показывает готовый образец головного убора.
Посмотрите в центре головного убора у нас будет красный круг, вокруг которого размещаются синие ромбы.
Стразами пользоваться очень легко, достаточно только снять с них защитный слой и приклеить на нужное нам место. Воспитатель показывает на одной детали, как снимать защитный слой и приклеивать на заготовку.
А теперь, прежде чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики (физкультминутка) :
«Моя страна»
Посмотрю на карту я:
(вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля.
(поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия,
(крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя!
(прикладывают руки к груди)
Воспитатель: (Самостоятельная работа детей под национальную мордовскую музыку).
Воспитатель: какие молодцы, как аккуратно все сделали, я думаю нашей кукле Оксе очень понравятся ваши работы.
Воспитатель: «пек мазы» что по-мордовски означает - очень красиво! Ребята, о чем мы сегодня говорили?
Ответы детей: о нашей стране, городе.
Воспитатель: в нашей стране много разных городов, чем они отличаются?
Ответы детей: у них разные гербы, флаги, символы.
Воспитатель: верно, какой мордовский головной убор мы с вами делали?
Ответы детей: панго.
Воспитатель: ребята, я хочу, чтобы вы никогда не забывали о своей Родине, о своем городе, гордились тем, что вы родились в самой большой стране мира, чтили обычаи своей нации и культуру своего народа.