Гуля Кунденок
Конспект занятия в старшей группе «Одежда русского человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать уважительное отношение к русской традиционной одежде как элементу русской традиционной культуре
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить детей с русскими народными костюмами, особенностям их изготовления и применения. Продолжать знакомить с символикой в русском народном костюме. Продолжать учить создавать орнаментальную композицию из символов.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Русский народный костюм
- Русский народный костюм. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Развивающие: Развивать связанную речь, любознательность, внимание, память, логическое мышление, расширять кругозор, формировать эстетический вкус, творческое воображение.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русскому народному костюму, женскому и мужскому, с русским традициям, любознательность
Расширить словарь: народный костюм, льняная ткань, рубаха – косоворотка, оберег, порты, кокошник, кушак.
Демонстрационный материал: кусочки различных тканей, презентация с изображением мужской (рубаха- косоворотка, штаны, лапти, картуз, пояс) и женской (рубаха, сарафан, кокошник, лапти) одежды русских людей.
Раздаточный материал: образцы русского орнамента, полоски в клеточку, красные фломастеры или карандаши.
Методические приемы: беседа-диалог, отгадывание загадок, игровая ситуация, рассматривание, русская народная игра, дидактическая игра, продуктивная деятельность, анализ, подведение итогов.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о русском народном костюме – женском и мужском. Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Шили одежду из хлопковой и льняной ткани. Эта ткань экологически чистая, ведь нити, спрядены из растения: изо льна и хлопка. В одежде из этой ткани, зимой не холодно, а летом – не жарко, тело в ней «дышит». Значит можно сказать, что одежда русского человека помогала ему сохранить здоровье.
А теперь поиграем в игру «Подбери материал к рубахе»
Игра «Подбери материал к рубахе»
Из предложенных кусочков тканей образцов дети отбирают лен и хлопок, подкладывают под рамку с силуэтными изображениями рубах.
Воспитатель: Обязательным предметом одежды наших предков была рубаха – косоворотка. Воротник такой рубахи расположен сбоку, как бы косо, поэтому ее так и называли – косоворотка. Посмотрите, ребята, как украшали такие рубахи в старину.
Дети: Вышивкой
Воспитатель: Правильно, ворот и рукав косоворотки украшали вышивкой. Для чего они это делали?
Дети: Чтобы было красиво.
Воспитатель: Верно, вышивка делала одежду красивой и более нарядной. Но это не самое главное, обратите внимание, вышивка располагается в определенных местах, вдоль выреза, по низу рукавов. Наши предки считали, что через «вход» рубахи, т. е. горловину и низки рукавов к телу хозяина могли пробраться злые духи и болезни, и чтобы преградить дорогу всему плохому по вороту и рукавам вышивали узор - оберег. Давайте вслушаемся в слово «оберег». Что она означает по вашему мнению?
Дети высказывают свое предположение.
Воспитатель: Верно, «оберег» – это то, что нас оберегает, сторожит, защищает.
Послушайте, о какой следующей одежде русских людей эта загадка «Один вход, два выхода»?
Дети: Штаны
Воспитатель: Правильно, Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Послушайте загадку о другом виде одежды.
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом (Сарафане)
Воспитатель: Посмотрите, как женщины украшали свои сарафаны?
Дети: Вышивкой, лентами.
Воспитатель: Поверх длинной рубахи женщины надевали сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами: цветами, птицами и просто крестиком. Считалось, что вышивка оберегала от болезней и сглаза. Собирались вечером девицы в горнице, пели песни и вышивали узорами свою одежду. Работящие были девицы и сарафаны у них получались очень нарядными. Как можно назвать народ, который много трудится?
Дети: Трудолюбивый, работящий
Воспитатель: Вспомните пословице о труде, которые передаются из поколения в поколение русским народом.
Дети: «Терпение и труд все перетрут», «Какова пряха, такова и рубаха», «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
Воспитатель: Молодцы ребята! В те давние времена женщинам разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитым платком или головным убором – кокошником. Чем украшали женщины кокошник?
Дети: Бусинками, бисером.
Воспитатель: Кроме рубахи, портов, сарафана и кокошника, наши предки носили и обувь, а что это за обувь послушайте загадку.
Привяжешь - пойдут
Отвяжешь - останутся
Дети: Лапти
Воспитатель: Лапти мягкие, у каждого лаптя по две завязки. Их плели из коры липы, бересты. С давних времен до нас дошла веселая русская народная игра «Лапти», давайте в нее поиграем.
Русская народная игра «Лапти»
Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либо предмет (например, мешочек с песком). Повернувшись к водящему, спрашивают его: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет». Играющие спрашивают еще раз: «Сплели лапти?» — и слышат тот же ответ. Спрашивают в третий раз: «Сплели лапти?»— «Сплели!» — отвечает водящий. Тогда, дети бегут в крут и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает по кругу и пытается запятнать играющих. Тот, кого водящий запятнал, встает на его место. Играющие берут свои предметы, и игра начинается сначала.
Воспитатель: Послушай следующую загадку
Надену - ободом сведёт,
Сниму - змеёй упадёт,
Тепла не даёт,
А без него холодно.
Дети: Пояс
Воспитатель: Обязательной частью одежды у мужчин и женщин был пояс или кушак. Раньше на одежде не было карманов, на кушак подвешивали нож, расческу, ложку, мешок для денег. Пояс - кушак тоже украшали разными узорами. Послушайте следующую загадку
Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу,
Соскочу — привечу
Дети: Шапка
Воспитатель: На голове мужчины сначала носили шапки, напоминающие колпаки. Шапки были самые разные: остроконечные, округлые, с отворотами. Позже появились картузы. Молодцы ребята, все загадки отгадали. Скажите в чем сходство и различие женского и мужского костюмов.
Дети: Различие: в мужском костюме - штаны, головной убор- картуз,
в женском костюме - сарафан и кокошник.
Сходство: рубаха, лапти, одинаковый орнамент.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю побыть русскими мастерами и нарисовать узоры, чтобы украсить ими заготовки сарафанов и рубах. Дети садятся за столы, где разложены заготовки и образцы узоров, фломастерами (карандашами) по клеточкам рисуют узор.
Воспитатель: Молодцы ребята! Рубахи получились на славу, красивые и нарядные.