Светлана Агафонова
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Аквариумные и пресноводные рыбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные
-Расширение представлений об аквариумных рыбках;
-формирование представлений о пресноводных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках.
Коррекционные
-развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, тонкой и мелкой моторики;
Воспитательные
-воспитание бережного отношения к природе
Ход занятия
1. Организационный момент
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему „Аквариумные и пресноводные рыбы“» размещена в разделах
- Аквариум
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Пресноводные рыбы, речные
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
А) Послушайте стихотворения и вы узнаете,о чем мы сегодня с вами будем говорить на занятии.
В пруду или озере, больше нигде,
В тихой, спокойной стоячей воде,
Где буйная зелень на дне разрослась,-
Вот именно там обитает (карась).
С длинным телом серебристым,
Обитает в речке быстрой.
Многим рыбам -страшный враг.
Догадался? Нет? ….(Судак)
Ерш колючий, конопатый,
Некрасивый и горбатый.
Но ушица без ерша
Вряд ли будет хороша.
Щука-хищница речная,
Щука всех в реке пугает.
Разевает щука пасть-
Страшно щуке в пасть попасть.
В:-О ком эти стихи?
Д:-О рыбах
Б) Актуализация знаний об аквариумных рыбках
В:-Мы с вами в прошлом году познакомились с аквариумными рыбками. Они живут у нас в аквариуме,мы за ними ухаживаем каждый день. Давайте вспомним как они называются.
(сопровождается показом картинок)
Д:-Золотая рыбка, меченосец, гуппи, скалярия, сомик, неон
2. Сообщение новой темы
А) В:- Сегодня мы поговорим о пресноводных рыбах
(на доске размещается картинка «Пресноводные рыбы»)
В:-Вот эти рыбы живут в прудах, озерах, реках. Их называют пресноводными. Давайте рассмотрим их. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники.
У щуки длинная голова и длинное тело. У щуки большой хвост.
У леща небольшая голова и широкое тело.
У сома огромная голова и длинное толстое тело. У сома спинной плавник маленький и не острый. Хвост короткий.
У ерша маленькая голова и небольшое широкое тело.
У судака и ерша острые спинные плавники.
Посмотрите,какой разной чешуей покрыто тело рыб. У леща она крупная. А у судака мелкая. У сома вообще нет чешуи. Его тело покрыто толстой кожей. А еще у всех рыб есть жабры. Как вы думаете, для чего они нужны?
Д:-Для того чтобы дышать.
В:-А для чего рыбкам плавники?
Д:-плавники нужны для того, чтобы плавать.
В:- Рыбы бывают хищные и мирные. Хищные рыбы питаются мальками рыб, мелкими рыбками, лягушками) К хищным рыбам относятся сом, окунь, судак. Карась, ерш, лещ относятся к мирным рыбкам. Они питаются водорослями.
Б) Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, (сложить ладони вместе и показать как плавает рыбка)
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка озорница, (погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (медленно сблизить ладони)
Рыбка спинку изогнула (показать как плавает рыбка)
Крошку хлебную взяла (сделать хватательное движение пальцами)
Рыбка хвостиком махнула (снова показать как плывет рыбка)
Рыбка быстро уплыла.
В)Закрепление пройденного материала
1)Упражнение «Кто где живет?»
( на доске помещаются символические изображения водоемов : реки, пруда, аквариума; плоскостные изображения рыб)
В:-Кто живет в аквариуме?
Д:-гуппи,золотая рыбка, сомик, неон
В:-Кто живет в реке?
Д:- Сом, щука, судак, окунь, лещ, ерш
В:- Кто живет в пруду?
Д:-карп,карась,лещ
2) Упражнение «Покажи части тела»
В:- Давайте рассмотрим рыб и покажем, какие части тела есть у рыб. (туловище,хвост,спинка,голова,глаза,рот,плавники,чешуя,жабры)
3)Игра с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?
В:-А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Чей? Чья? Чье? Чьи? Хвост щуки чей?
Д:-Щучий
В:-Усы сома чьи?
Д:- Сомовьи
В:- Голова судака чья?
Д:- Судачья
В:-Туловище окуня чье?
Д:-окуневое
В:- Плавники карася чьи?
Д:- карасьи
В:-Жабры щуки чьи?
Д:-щучьи
В:- Голова ерша чья?
Д:-ершиная
В:-хвост карася чей?
Д:- карасий
4) Игра «Кого не стало»(щука,сом,карась,ерш,лещ)
(на доске помещаются пять картинок с изображением пресноводных рыб.
В:- Посмотрите внимательно и запомните изображения пресноводных рыб. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку, а вы скажете, какой рыбки не стало.
(игра проводится до тех пор,пока дети не ответят по одному разу).
5) Упражнение «Узнай рыбку»? Дорисуй хвост и раскрась картинку.
В:- Что эта за рыба
3. Подведение итогов занятия
В:- О каких рыбах мы сегодня говорили?
Д: - О пресноводных
В:- В каких водоемах живут пресноводные рыбы?
Д:- В реке,озере,пруду.
Список литературы:
1. Нищева Н. В.
Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детсого сада для детей с ОНР. -СПб. :ООО"Издательство ".-ДЕТСТВО-ПРЕСС",2014.-704 с.
2. Теремкова Н. Э
Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4.-Издательство ГНОМ,2012.-312с.