Ипатова светлана
Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие по стране Знаний» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие по стране Знаний» (старшая группа)
Цель: Систематизирование знаний детей о природе, создание условий для формирования коммуникативных речевых функций.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать устойчивый интерес к природе;
Темочки:
• Систематизировать и уточнять знания детей о природе (диких и домашних животных, деревьях, лекарственных растениях, рыбах, насекомых);
• закрепить правила поведения в природе.
• Закрепить умение классифицировать предметы по определенному признаку, выделять лишний предмет;
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое мышление, слуховое восприятие;
• Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость;
• развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными ответами;
• развивать двигательную активность, общую моторику, умение сочетать речь с движением.
Воспитательные:
• Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к окружающему миру, родной природы;
• Поддерживать атмосферу положительных эмоций.
Ход занятия:
Ребята, подошел к концу учебный год. В этом году вы много узнали нового, многому научились. Пришла пора проверить свои знания. А для этого я предлагаю вам отправиться в путешествие по Стране Знаний на нашем паровозике! Если успешно выполните все задания, получите сюрприз.
Воспитатель: - Готовы отправиться в страну знаний? (да)
Но возьму с собой не всех! Ещё чего доброго на всех сюрприза не хватит! Поедут только самые сообразительные и внимательные ребята!
Вы сообразительные? (да) И внимательные? (да) Сейчас проверим!
Игра «Так – не так»
Воспитатель: - Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать (воспитатель все делает наоборот, чтобы запутать детей)
1. Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)
2. На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)
3. Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)
4. В поле едет пароход (ТОПАЮТ)
5. Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ)
6. Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)
7. Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ)
8. Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ)
9. Праздник дружно проведете (ХЛОПАЮТ)
10. И домой вы не пойдете (ТОПАЮТ)
11. Нет рассеянных среди вас (ХЛОПАЮТ)
12. Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).
Воспитатель: - Какие молодцы! Придется всех брать с собой и на всех делить сюрприз. Вижу, что вы готовы отправиться в путешествие! (дети отвечают). Тогда вперед! Нас ждет много интересных заданий! Нам нужно ответить на вопросы, помочь тем, кому нужна наша помощь, рассказать, что мы знаем о водоемах и их обитателях, растениях и птицах и почему они необходимы на планете. Вспомнить правила поведения в природе. Узнать что-то новое, интересное. И, конечно же, найти сюрприз!
- Ой, я забыла показать карту, а на ней указан путь.
Хотите её посмотреть? (дети рассматривают карту и называют обозначенные остановки.) Садимся в вагончики поезда!
Поехали: «Чух-чух-чух»,
Поезд мчится во весь дух.
Паровоз пыхтит, -
«Тороплюсь», - гудит:
«У-У-У…»
1я остановка- «Город».
Ты пешком его не обойдешь.
Здесь дома - и те многоэтажные.
И заводы есть, проспекты есть,
И река большая очень важная.
Здесь живут и стар и молод.
Это наш любимый … (город)
Воспитатель: : - Как называется наш город?
Наш город какой? (большой, красивый)
Что есть в нашем городе? (дома, транспорт, школы, магазины….)
Кто живет в нашем городе (люди)
Воспитатель: В нашем городе живет много людей и все они где-то работают. А вот кем работают люди в нашем городе, мы сейчас узнаем из игры.
Игра называется «Кто что делает?»
Воспитатель бросаете ребенку мяч и называете профессию ; ребенок ловит мяч, называет трудовое действие и возвращает мяч воспитателю. Например:
Врач. — лечит детей.
Логопед. — учит детей правильно говорить.
Воспитатель. — воспитывает детей.
Швея. — шьет одежду.
Продавец. — продает игрушки, посуду, продукты
Почтальон. — разносит газеты, журналы, письма.
Каменщик. — возводит стены из кирпича.
Маляр. — красит окна, двери, стены.
Шофер. — водит машину, автобус.
Летчик. — управляет самолетом.
Игра «Угадай, какая профессия у человека»
(игра с картинками по типу «Парочки»)
- Ножницы, ткань, швейная машина - … (портной) ;
- Доска, мел, учебник - … (учитель) ;
- Маленькие дети, прогулки, игры - … (воспитатель) ;
- Краски, кисти, побелка - … (маляр) ;
- Корабль, тельняшка, море - … (моряк) ;
- Небо, самолёт, аэродром - … (лётчик)
-Двор, метла, урна. (Дворник)
-Сумка, газета, письмо. (Почтальон.)
-Фотоаппарат, плёнка, квитанция. (Фотограф.)
-Дом, кирпич, цемент. (Строитель.)
-Автобус, деньги, билет. (Кондуктор.)
-Книга, библиотека, читатель. (Библиотекарь.)
Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете профессии!
Ребята, в один большой магазин – Супермаркет машина привезла много товара.
Помогите, пожалуйста, рассортировать привезенный товар.
Д/ Игра: Разложи товар по назначению (вещи, посуда, мебель)
Молодцы, и с этими заданиями справились! Отправляемся дальше.
Поехали: «Чух-чух-чух»,
Поезд мчится во весь дух.
Паровоз пыхтит, -
«Тороплюсь», - гудит:
«У-У-У…»
2я Остановка (смотрим по карте) - «Деревня».
(Воспитатель включает запись звуков деревни)
Воспитатель: Что слышите, какие звуки? (шум двигателя трактора, мычание коровы, кукареканье)
Воспитатель: Дети, мы оказались на деревенском подворье. Ой-ой-ой, нам срочно нужно помочь малышам найти своих мам.
Д/игра «Большие и маленькие»
Воспитатель: А еще знакомая бабушка просила помочь рассортировать урожай: отделить фрукты от овощей. Поможем?
Д/игра «Отдели фрукты от овощей»
Воспитатель: Хвалю вас, молодцы! Отправляемся дальше.
Поехали: «Чух-чух-чух»,
Поезд мчится во весь дух.
Паровоз пыхтит, -
«Тороплюсь», - гудит:
«У-У-У…»
3я Остановка (смотрим по карте)- «Водоемы».
Воспитатель: Назовите какие водоемы вам известны. (реки, моря, океаны, озера, пруды, болота)
-Кто обитатели известных вам водоемов?
Предлагаю вам отгадать загадки про обитателей водоемов.
Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно. (акула)
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза)
Он клешнями щиплет больно
И кричит: «С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб».
Распугал соседей. (краб)
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской. (конек)
И на суше, и в воде —
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме. (черепаха)
Под водою проплыла
Рыба с пастью, как пила.
Всех пугала эта злюка.
Кто она, скажите? (Щука)
Кто зеленый как трава
Целый день кричит: «Ква-ква!»?
На пруду живет квакушка.
Как зовут ее? (Лягушка)
Вот усатое бревно
Прилегло поспать на дно.
Почему бревно с хвостом?
Потому что это. (сом)
Воспитатель: Ребята, а вода нужна только обитателям водоемов? (ответы детей).
-Для чего нам всем нужна вода? (ответы детей). Как сберечь воду?
Воспитатель: Молодцы! Пора отправляться дальше. Мы все ближе и ближе к заветной цели.
Поехали: «Чух-чух-чух»,
Поезд мчится во весь дух.
Паровоз пыхтит, -
«Тороплюсь», - гудит:
«У-У-У…»
4я Остановка (смотрим по карте) – «Лес».
(Воспитатель включает звуки леса)
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём. (лес)
Беседа по вопросам:
Воспитатель: Как в лесу красиво, спокойно, торжественно тихо.
В народе говорят: «Лес – дом, и всем уютно в нём».
Дети, для кого лес является домом (животных, птиц, насекомых, растений).
-Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие).
-А что растет в лесу? (деревья, кустарники, цветы, грибы, ягоды).
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру 3й лишний.
Д/игра «Третий лишний»
1. заяц, белка, кенгуру.
2. дятел, попугай, кукушка,
3. лошадь, лось, ежик,
4. елка, пальма, береза,
5. краб, комар, муха,
6. мухомор, подберезовик, гриб боровик
-Человек лесу – друг или враг?
- Что дает лес человеку (ягоды, грибы, лекарственные растения, дрова, кислород, воздух)
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание?
Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)
Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)
Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?
Вывод: Лес человеку необходим! По этому надо беречь лес, природу.
Давайте вспомним правила поведения в лесу
Чтение стихотворения “Лесные правила”
• Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки - убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
• Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять:
•
• В лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
• А, запомнить эти правила нам помогут волшебные кружочки.
Чтобы в лесу не случилось никаких бед, что нужно соблюдать? (Правила поведения в природе).
Д/игра «Можно-нельзя.» (Дети отвечают хором).
• Ломать ветки деревьев и кустарников - нельзя.
• Сажать больше деревьев – можно.
• Ходить и топтать на лугах цветы – нельзя.
• Ходить только по тропинкам – можно.
• Рвать большие букеты цветов – нельзя.
• Любоваться ими – можно.
• Оставлять мусор в лесу – нельзя.
• Собирать мусор в яму и закапывать его – можно.
• Разжигать костры в лесу – нельзя.
• Беречь лес от пожара – можно.
• В лесу шуметь – нельзя.
• Разорять птичьи гнёзда, муравейники и норы зверей – нельзя.
• Быть другом животных – можно.
Воспитатель: - Ребята, теперь вы хорошо знаете правила поведения в природе. Так давайте будем беречь зелёный лес, птиц, животных, насекомых, цветы, реки. Ведь все они живут на нашей прекрасной Земле. А Земля – наш мир, наш общий дом. Человек должен быть добрым!
Воспитатель: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие по Стране Знаний. Вы много знаете, вы это доказали, выполнив все задания. Я вручаю вам сюрприз!
Молодцы! Пора возвращаться в детский сад.
Поехали: «Чух-чух-чух»,
Поезд мчится во весь дух.
Паровоз пыхтит, -
«Тороплюсь», - гудит:
«У-У-У…»
Итог занятия. Рефлексия
Воспитатель благодарит детей за помощь.
— Что вам сегодня больше всего понравилось в нашем путешествии?
— Что нового сегодня узнали? Еще о чем вы бы хотели услышать и увидеть?
— Какие советы можете дать по сохранению природы на нашей планете?
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №156 «КАЛИНКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА г. БАРНАУЛА
Конспект итогового занятия по познавательному развитию
«Путешествие по Стране Знаний»
(старшая группа)
Автор:
Ипатова Светлана Викторовна, воспитатель
Барнаул.