Ольга Чикунова
Конспект занятия по окружающему миру «Изба-красна» для детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Изба –красна»
Цель: Познакомить детей с избой как жилищем в прошлом.
Задачи: Знакомство с Хозяйкой избы;
Дать представления о предметах быта прошлого. Познакомить детей с предметами обихода (лавка, стол, самовар, печка)
Обогатить словарь детей старинными названиями предметов быта (ухват кочерга)
Воспитывать уважение к хозяйке избы.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Изба-красна“ для детей 3–5 лет» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия:
Гостей встречает хозяйка в народном костюме, рассаживает детей по лавкам, начинает с каждым знакомиться, напевая – потешку: (Звучит мелодия (слайд №1)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю
Всех- я вас приветствую! Хозяйка: (слайд №2)
- Здравствуйте гости дорогие! долгожданные. Я очень рада, что вы в гости ко мне заглянули.
- А какая у меня теплая, светлая и просторная изба. (Хозяйка начинает рассказ из какого материала строили избы).
Хозяйка: Ребята как вы думаете из чего строят дома? (Ответы детей)
(слайд №3)
Как вы думаете из какого материала построена моя изба? (из дерева). (слайд №4)
Правильно –из дерева.
Когда-то давным-давно, все дома были деревянные. И моя избушка построена из дерева и называется она- Изба. Все деревянные дома назывались Избами. Для постройки избы использовали прочные деревья, чтобы в лютый мороз в доме не холодно было. И избы получались разные: высокие и низкие. Были бедные избы и богатые. С резными ставнями, высокие воротами. А некоторые похожи на терема. (Слайд№5)
Хозяйка: Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Хозяйка: Давным- давно наши предки строили себе жилища из дерева: и полы, и потолки, и стены, и мебель, и посуда все было из дерева. Дерево держит долго тепло, зайдешь с мороза, а в избе тепло. Летом наоборот, на улице жара, а в избе прохлада. (слайд №6)
Дорогие гости, я вам о своей избе расскажу.
«Располагайтесь поудобнее и с бытом нашим повстречайтесь. (слайд №7)
(потешка) :
Хозяйка: Ах, в тереме расписном я живу,
К себе в избу всех гостей приглашу!
Как для вас, мои друзья,
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
50 пирогов – не найти едоков!
Хозяйку потешьте – пирогов поешьте!
Не красна изба углами,
А красна пирогами.
А живу я не одна, вот печка-матушка сама.
А еще со мной …
Сидит толстячок,
Подбоченившись бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(Самовар) (Слайд№8)
Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги
(Стол) (Слайд№8)
А на столе у меня голубки,
Которым место – у прорубки.
(Блюдца и ложки) (Слайд №8)
Вот такие у меня друзья помощники
Понравилось ли вам у меня, дорогие гости?
Хозяйка: А теперь послушайте, о каком предмете я сейчас вам расскажу?
Что за урод - нога и рот
Ничего не вижу, ртом таскаю жижу
Сама не глотаю, а выливаю. (ложка) (слайд №8)
Ложка в старину использовалась не только для еды, но и как музыкальный инструмент. (Игра на ложках – педагог предлагает двум,трем детям поиграть на ложках с музыкальным сопровождением.) (слайд №9)
Хозяйка: Ребята, у меня есть помощница. Сейчас она вам все покажет, расскажет и загадки загадает.
Девочка: Ребята, как вы думаете, что это в углу стоит? Правильно печка.
В избе — изба,
На избе — труба.
Я лучинку зажег,
Положил на порог,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет. (печка) (Слайд №10)
В старину в печке готовили еду. Печка согревала дом, когда наступали холода. Сейчас в квартирах у нас батареи висят, и мы согреваемся, когда на улице холодно, а раньше людей обогревала печка.
Хозяйка: А вот еще одна загадка:
«Черная на длинной ручке,
С загнутым носом,
Всегда мешает угли в печи. (кочерга) предложить детям попробовать помешать угли в печи. (слайд №11)
Хозяйка: Ребята посмотрите у меня с печкой еще что- то стоит. Как вы думаете, что это? Для чего предназначался этот предмет?
А вот и загадка про него:
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдает,
Сам в угол идет. (Ухват) предложить детям попробовать взять горшок ухватом из печи. (слайд №12)
Хозяйка: в печи огонь горит, в доме тепло. Очень хочется поиграть. Физминутка:
На кота – потягушки (Вытягивают руки вверх)
На дитя – порастушки (Поочередно)
А с гуся вода (Движение вверх, вниз)
С дитя – вся худоба (С наклоном до пола)
Наденем сапожки (Стоя ноги врозь)
Это с правой ножки (Поочередные наклоны)
Это с левой ножки (К носкам ног)
Топ – топ – топотушки (Прыжки ноги врозь)
Пляшут зайки на опушке. (прыгают как «зайцы)
А что это такое рядом с печкой стоит? Хозяйка походит к прялке с веретеном. Это прялка, а это веретено. Ребята, может кто-то знает, что это за предметы? (слайд №13)
Давным-давно с помощью этих предметов наши бабушки и прабабушки изготавливали шерстяные нити, а потом вязали разные теплые вещи. (носочки свитера, шапочки, шарфики). Сейчас в наше время ваши родители где это покупают? Ответы детей… Верно в магазине, а раньше все делали своими руками.
Хозяйка говорит детям: «Ой, ребятки, что я вам принесла в корзинке?
Угадаете, отгадав загадку:
«Маленько, кругленько,
А за хвост не поднять». (Клубок) (слайд №14)
Ответы детей.
Да, вот куда – то один клубочек укатился? Не поможете найти?
Посмотрите, ребятки, ниточка от клубочка тянется давайте мы ее намотаем на клубочек. Дети мотают клубочек и подходят к люльке. Ребятки, кто-нибудь знает, что это такое? Для чего это приспособление надо?
Ответы детей.
Я вам сейчас расскажу, зачем нужна люлька. Раньше, в старые времена, хозяйка вечером укладывала ребёночка в люльку или колыбельку. (слайд №15)
Колыбельку качала ногой или рукой. Чтобы ребёнок уснул, она напевала колыбельную песенку: А вместе с тем одновременно пряла пряжу на прялке.
«Я пряду, пряду кудель,
Я качаю колыбель.
Прялка, прялка не гуди,
Мою детку не буди.
Ты тянись, тянись, мой лён,
Ты сойди на детку сон.
Баю, баю, бай,
Сонных глаз не размыкай!»
Вдруг раздается детский плач. (Мелодия –плач ребенка).(слайд №15)
Хозяйка открывает полог и достает «младенца» -куклу.
Кто это у нас плачет
Не получит калачик,
Кто это у нас ревет
Не получит сухарек.
(Берет куклу на руки)
Цыть, цыть не плачь
Несет котик калач
Недалечко на мостике
Несет калач на хвостике
Воспитатель: Ребята, это плакала девочка. Ее зовут Марьюшка.
А как вы думаете, почему она плакала?
Дети: Она услышала наши голоса и захотела, чтобы ее взяли на руки.
Воспитатель: Ребята, а какие имена давали девочкам в старину? (Дуняша, Меланья, Варвара, Ульяна) А какие имена сейчас….
Воспитатель: Наша Марьюшка успокоилась и уснула. А я клубочек в корзинку уберу, да сама пойду отдохну. Да и вам пора в группу возвращаться. (звучит русская народная мелодия) (cлайд №16).
Дети встают в круг, шагают по кругу под музыку (якобы отправляются обратно в детский сад).
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, ну-ка расскажите, где вы сегодня побывали? К кому в гости заглянули? Что нового узнали? Какие предметы увидали? На каких инструментах поиграли? Хотели бы вы еще раз в гости к Хозяюшке прийти?