Татьяна Пикушина
Музыкальная гостиная «А музы не молчали…» к Дню снятия Блокады Ленинграда
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальная гостиная «А музы не молчали…»
Цель:
Воспитание у детей чувства глубокого уважения и благодарности к ратному подвигу участников Великой Отечественной войны 1941-1945гг., ветеранам войны, чувство гордости за народ победитель;
Задачи:
Способствовать формированию нравственных качеств.
Воспитывать интерес к героическому прошлому своей страны.
Воспитательные задачи:
Способствовать воспитанию общечеловеческих нравственных ценностей.
Сценарный ход.
(слайд №1)
Ведущий: здравствуйте уважаемые гости, коллеги, ребята. Я рада сегодня видеть Вас в гостях, у нас на нашей музыкальной гостиной.
В понедельник (27 января) наша страна отмечает великую дату День снятия Блокады Ленинграда. И мы не могли пропустить этот праздник. Да, вы не ослышались. Праздник! Снятие Блокады.
Давайте с вами, дорогие мои друзья поделимся своими мыслями, знаниями, просто поговорим по душам.
Песня о Ленинграде (фоном)
1941 год. Прекрасный город. Лето. Июнь. Воскресение. Разве можно в таком городе пропустить белые ночи?
(слайд №2)
Как прекрасна Нева.
(слайд №3)
А как красиво танцуют на набережной.
(слайд №4)
Наш танец «Сударушка»
Ведущий: Прекрасный город, музыка, летний зной.
Звучит 7 симфония.
(слайд №5)
Но что это? Самолеты? Бомбы? ТАНКИИИ!
(музыка затихает) Страшно. Всем. Непонятно.
8 сентября. Натальин день. Боже, что происходит?
Немцы. Все закрыто. Блокада.?
Стихотворение рассказывает Матвей
(М. А. Кисилевой «Давайте вспомним о блокаде»)
Давайте вспомним о блокаде, о ней никак нельзя забыть:
Тревожные те дни и ночи, что довелось вам пережить.
Тех, кто погиб под вражеским обстрелом,
с тобою мы запомним навсегда.
Боролись вы, чтоб одержать победу,
чтоб не было фашизма никогда
Стихотворение рассказывает Ева
(Наталья Бобкова)
Хотели враги Ленинград уничтожить,
Стереть этот город с земли,
Но захватить и прорвать оборону
Фашисты никак не смогли
Рано зима в этот год наступила.
Морозы пришли, холода.
И в мирную жизнь ленинградцев
Ворвалась нежданная беда.
Ведущий: Но город живет! Своей привычной жизнью
8 сентября 1941 года блокадное кольцо закрылось
А вечером в Театре музыкальной комедии — «Летучая мышь» Иоганна Штрауса. (за кадром звучит музыка Штрауса)
Спектакли даются каждый день!
(слайд №6)
Ведущий:14 сентября в Большом зале филармонии состоялся первый в блокадные дни концерт. В нем приняли участие, как теперь выразились бы, «звезды» — писатели, актеры, музыканты
А днем 5 октября в филармонии открылся новый концертный сезон. Удивительно не это, ведь Ленинград—Петербург со времен Петра Великого стал для РОССИИ одной из музыкальных столиц мира.
Голод. Совсем нет еды. Холод. нет отопления, в городе нет воды. Постоянно стреляют.
(слайд №7)
Не прекращали свою деятельность художники, которые оказались в городе, полностью окружённом немецкими фашистами. Конечно, бомбёжки, обстрелы, сильный голод и холод, смерти тысяч людей сказались на творчестве художников. В их картинах и иллюстрациях виден весть тот ужас, что пришлось пережить людям. Вымерший город, пустынные улицы с редкими прохожими, тёмные громады домов, которые ещё больше подчёркивают смертельную опасность, нависшую над каждым жителем Ленинграда. Но, несмотря на страшный голод и зимний холод, художники продолжали работать.
Без света и тепла, используя последние остатки красок, они работали с таким упорством, будто точно знали, что Ленинград фашистам не взять, и рано или поздно русские воины-освободители прогонят гитлеровцев и подарят людям новую жизнь. Художники и писатели, музыканты и актёры работали с поразительной для изможденных людей энергией, упорством, страстью. Они не ошиблись в своих ожиданиях и теперь их имена остались навсегда в российской и мировой истории, как имена героев, совершивших подвиг во имя искусства и мира.
Предлагаю посмотреть работы художников-очевидцев, запечатлевших блокадный город.
Н. И. Дормидонтов. "Зарево над Ленинградом". 1941 (слайд №8)
В. М. Конашевич. "Ленинград. Утро". 1941 (слайд №9)
В. М. Конашевич. "Крыши. Геслеровский проспект". 1941 (слайд №10)
Ведущий:Страшно -O- Уже нет. Многие перестали выходить в бомбоубежище.
Но ведь все равно встречались, заходили в гости, пока могли ходить и угощали гостей чаем.
(слайд №11)
Сидели в комнате, у маленькой печки буржуйки,грелись, и пили чай. Ну и пусть без заварки, ну и пусть без сахара, но ведь тепло, и сразу хорошо и тихонько пели.
А интересно, какие песни пели тогда? Наверное. («Ой, то не вечер», «На позицию девушка».).
Но сегодня, думая о тех днях, почему- то мне хочется спеть эту песню.
Исп. песню Катюша. (все гости, на экране слова. (слайд №12)
звучит метроном РАДИО
Ведущий: Слышите? Радио. Радио Ленинграда. Радиотрансляционная сеть Ленинграда работала все годы войны, предупреждая и информируя жителей осажденного города. В городе, жители которого умирали от голода и холода, единственным средством связи и коммуникации было радио. Все дни блокады действовало правило: во время воздушной тревоги на командном пункте города Дома радио отключали от трансляционной сети, и в эфир пускали стук метронома. Быстрый темп означал воздушную тревогу, медленный темп — отбой.
Радио первым приносило и радостные вести. В начале ночи 18 января 1943 г. оно возвестило жителям города о том, что блокада прорвана, а 27 января 1944 г. передало долгожданное сообщение о полном снятии блокады. Ликованию ленинградцев не было границ. Радио передавало музыку до утра. Во время блокады музой Ленинградского радио была Ольга Федоровна Берггольц.
(слайд №13)
Никому неизвестная поэтесса, никогда не выступавшая по радио, пришла в октябре 1941 года в радиокомитет и предложила свою помощь. Она была направлена в литературно-драматическую редакцию, в составе которой она почти каждый день выступала для своих сограждан. А началось ее сотрудничество с проникновенных стихов, которые она посвятила всем ленинградцам:
(Включить голос)
. Я говорю с тобой под свист снарядов, угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна.
На долгие холодные и голодные дни и ночи тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга. Она стала олицетворением стойкости Ленинграда.
«Никто не забыт и ничто не забыто» - это ее слова, ее голос. Голос, который разносился по заснеженным улицам города, оцепеневшего от голода, холода и чувства неотвратимой беды.
Голос самого Ленинграда. Голос Ольги Берггольц.
(Включить стихотворение в исполнении Ольги Берггольц «Снятию блокады Ленинграда)
(слайд №14)
Ведущий:Война. Разрушены города, разбиты церкви, и конца горю не видно. Но вера жива. Вера в победу. Вера в Бога. Внутри. В сердце. И мы молимся. Просим помощи. Молимся, как умеем. Верим, что он нас услышит, и поможет.
(слайд №15)
Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок.
Детство опаленное войной, оно досталось многим, к сожалению. не пролетело мимо стороной
(слайд №16)
Блокадные дети — особая тема.
Ведущий:Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых — горький отзвук тех страшных дней. Дети войны.
(слайд №17)
На полянке - детский сад.
Чьи-то внучки, чьи-то дочки,
и панамки их торчат, словно белые грибочки.
Ах, какая благодать!
Небеса в лазурь оделись, до реки рукой подать.
До войны - одна неделя.
Вой сирены. Ленинград. Орудийные раскаты.
Уплывает детский сад от блокады, от блокады.
А у мам тоска-тоской по Илюшке и по Нанке,
по единственной такой уплывающей панамке.
Кораблю наперерез огневым исчадьем ада "мессершмитта" черный крест воспарил над детским садом.
На войне - как на войне: попаданье без ошибки.
. А панамки на волне, словно белые кувшинки. л
Боже правый - неужель это снова повторится!
Боже правый - им уже было б каждому за тридцать!
Тот же луг. и та река. детский щебет на полянке.
И несутся облака, словно белые панамки.
(слайд №18)
Ведущий: Победа и мир - эти два слова неразделимы.
Нам нужен мир: тебе и мне, и всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим.
Нам нужен мир, трава в росе, улыбчивое детство.
Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный в наследство
Все мы хотим мира. Нам нужно спокойное небо над головой. Мы хотим не волноваться за своих детей и себя, а жить счастливо. Мы все должны помнить цену мирного неба.
Песня «ПРАДЕДУШКА»
Наши дети растут, развиваются. Они уже другие, современные дети. Дети нового поколения. Наша опора и наша надежда!
(слайд №19)
Танец «НЕ ОТНИМАЙТЕ СОЛНЦЕ У ДЕТЕЙ»
А сейчас я предлагаю почтить память погибших и выживших в то страшное, тяжелое время минутой молчания (под стук метронома).
Ведущий:Вот и подошла к концу наша гостиная. За эту неделю мы многое узнали, многое вспомнили. Мы вспомнили героические подвиги людей блокадного Ленинграда: женщин и стариков, стоящих у станков, повзрослевших детей помогающим им во всем - изготавливать снаряды, караулить крыши, помогать в госпиталях и все равно продолжать ходить в школы. Мы вспомнили даже животных (кошек) которые спасли город от нашествия крыс. Мы вспомнили символы блокадного города – блокадная ласточка, метроном, блокадный хлеб, Таню Савичеву и её дневник, дорогу жизни и многое другое…А сегодня на литературной гостиной мы говорили о людях искусства, о писателях и поэтах, музыкантах и скульпторах.
Есть такое выражение «Когда говорят пушки, музы молчат», Смысл выражения в том, что искусство отходит на второй план, когда идёт война.
Как вы считаете, в блокадном Ленинграде музы молчали?
- ответы детей…
Совершенно верно, в блокадном Ленинграде музы не молчали…
Как вы считаете, люди искусства совершили подвиг в то страшное время?
- Ответы детей.
(слайд №20)
Стихотворение рассказывает Фёдор
Есть в городе Ленинграде мемориал.
Он памятью народной стал.
В граните застыла Родина-мать,
Чтоб павших покой всегда охранять.
Вечный огонь никогда не погаснет,
Как память о тех, кто город сберег,
О тех, кто работал, сражался отважно
И для победы сделал, что мог.
Спасибо вам, что вы пришли, счастья вам и здоровья. И главное - мирного неба над головой.