Мария Гнидина
Конспект занятия по окружающему миру «Экосистема леса. Деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру
Тема урока: «Экосистема леса. Деревья»
Класс: 3
Тип урока: объяснение нового материала
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о деревьях, формировать представление об экосистеме леса.
Задачи урока:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Экосистема леса, Деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
• актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;
• расширять и активизировать словарный запас детей;
• помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
Развивающие:
• развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы;
• развивать устную связную речь, мышление, умение работать в паре;
Воспитательные:
• содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Личностные:
• формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве;
• формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
• воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
• вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
• быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению;
• уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные:
• называть основные компоненты экосистемы леса;
• знать особенности деревьев и их роль в экосистеме леса, жизненные формы растений (деревья, кустарники, травы);
• приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
• объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
• совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
• после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
• прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;
• оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
• сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов совместной и собственной учебной деятельности;
• выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в своей системе знаний;
• извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
• извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Коммуникативные УУД:
• доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
• оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
• осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
Методы:
• Словесный (беседа, рассказ, объяснение)
• Наглядный
• Практический
Учебно-методическое обеспечение:
Авторский медиаресурс: презентация Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.
Вид медиаресурса: наглядная презентация учебного материала.
Ход урока:
№ Этап урока Содержание этапа
1 Организационный момент.
Цель: подготовить детей к мыслительной деятельности, создать психологическую обстановку.
Метод: словесный. 1 слайд
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Садитесь! Мне очень приятно вас всех видеть. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Все готовы к уроку?
2 Актуализация знаний.
Цели: вспомнить вспомнить о том, что такое лес, знакомство с этажами леса, отличительные особенности.
Метод: словесный,
наглядный (презентация). Учитель: Сегодня мы побываем в новом природном сообществе. Что это за сообщество, вы узнаете, отгадав загадку:
2 слайд
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его … (лес)
Дети: (Лес.)
Учитель: Правильно, ребята! И так, мы определили, что отправляемся в лес.
3 слайд
Учитель: Ребята, что такое лес? Что вам известно о нем?
Учитель: Можно ли сказать «Лес – это дом?» Докажите.
Учитель: Правильно, ребята. Лес полон загадок и тайн. Он многих приютил. В лесу живут звери, птицы, жуки и бабочки, а так же в нём большое разнообразие ягод и грибов.
Учитель: Ребята, а можно ли лес сравнить с многоэтажным домом? Почему?
Учитель: Лес можно сравнить с многоэтажным домом и сейчас мы рассмотрим этажи леса.
4 слайд
Учитель: Верхний этаж – деревья, средний этаж –
кустарники, нижний этаж – травянистые растения (травы, грибы, мхи).
Учитель: Так что же такое лес, мы узнаем на странице 50, правило в рамочке нам прочитает (Имя)
3 Постановка учебной задачи.
Цель: дать установку на работу, которую дети будут выполнять на уроке.
Метод: словесный, наглядный (презентация).
5 слайд
Учитель: Ребята, а теперь докажите что лес является экосистемой.
6 слайд
Учитель: Экосистема леса-сложное сообщество из тесно связанных между собой элементов, сюда входят как живые организмы, так и неживая составляющая (воздух, почва и вода).
7 слайд
Учитель: Главными производителями лесной экосистемы являются деревья.
4 Изучение нового материала.
Цели: продолжить знакомство с деревьями, которые растут в лесу, узнать, какова роль деревьев в жизни человека, развивать
мышление, умение работать в парах, развивать эстетический вкус.
Методы: словесный, наглядный.
Учитель: А какие деревья растут в лесу?
8 слайд
Как именно хорошо вы знаете деревья, мы сейчас с вами узнаем отгадав кроссворд.
(кроссворд)
16 слайд
Ребята, а сейчас мы с вами поближе познакомимся с главными кормильцами леса-древесными растениями.
Учитель: Из чего состоит дерево?
17 слайд
Учитель: У каждого дерева есть корни, ствол, и крона.
Учитель: Внимательно прочитайте страницу 50-51 и каждый ряд расскажет нам:
1 ряд расскажет нам о Кроне дерева, про ветви, листья.
2 ряд расскажет про корни дерева
3 ряд расскажет про ствол дерева
Предполагаемые ответы детей
У каждого дерева есть :корни, ствол, ветви, листья и крона дерева.
Рост растения начинается с корня. С помощью корневых волосков растения получают из почвы воду и растворённые в ней питательные вещества.
Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.
Крона дерева — совокупность веток и листьев в верхней части растения.
Учитель: А кроме деревьев, что растет в лесу?
Дети: кустарники
18 слайд
Учитель: Ребята, а чем отличаются деревья от кустарников?
Учитель: Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.
5 Продолжение изучения нового материала.
Цели: узнать как нужно вести себя в лесу, мышление, умение работать в парах, развивать эстетический вкус.
19 слайд
Учитель: А как нужно вести себя в лесу?
(Повторение правил поведения в лесу.)
Давайте правила, которые мы формулируем вместе запишем в ваши памятки. «Правила поведения в лесу!»
1)Нельзя кричать в лесу, пугать животных и птиц. Они могут оставить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет.
2)Не следует рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут.
3)Не нужно ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают.
4)Не стоит ловить бабочек, жуков и других животных.
6)Нельзя в лесу сорить. Уходя из леса, убирайте за собой мусор. Пожар может возникнуть даже от осколка стекла.
6 Закрепление изученного.
Цели: закрепить полученные знания по теме урока.
Методы: наглядный, словесный. Учитель: Ребята, а вы знаете как определить где север и юг по природным ориентирам?
20 слайд
Учитель: Можно определить по мхам. Мох чаще покрывает северную сторону как дерева, камня, так и крыши домов особенно покрытых шифером
21 слайд
Учитель: По муравейнику. Муравьи устраивают свои жилища с южной стороны дерева.
22 слайд
Учитель: Как определяют стороны горизонта (по кольцам пня?
Учитель: Толщина годичных колец спиленного дерева с северной стороны меньше, чем с южной.
23 слайд
Ребята, у вас у каждого напечатано дерево, напишите на нём, чтобы каждый из вас сделал доброго, полезного для охраны природы.
7 Домашнее задание
Цель: закрепить полученные знания, формировать умения составлять рассказ.
Метод: словесный. Подготовить сообщение о пользе одного из деревьев, которые растут в Самарской области (клён, тополь, сосна, осина, ясень).
8 Итог урока. Рефлексия.
Цель: формировать умение оценивать собственную деятельность и деятельность других детей на уроке.
Метод: словесный. Учитель: С какой новой темой вы сегодня познакомились?
(«Экосистема леса. Деревья»)
Учитель: Что нового вы узнали?
Учитель: Что вам особенно запомнилось или понравилось?
Выставление оценок
Учитель: И в заключении мне бы хотелось закончить урок вот такими словами:
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь –
Всё это называется – Природа.
Давайте же всегда её беречь!