Елена Янова
Конспект занятия по окружающему миру «Поможем птицам!»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Поможем птицам!»
Цель:
Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу о них.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать экологического представления детей об окружающем мире.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.
3. Закрепить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.
Воспитательные:
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
1. Воспитывать духовно – нравственные качества детей: любовь к родному краю, помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру.
2. Способствовать формированию у детей потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за "братьев наших меньших".
Словарь: «крохи», зимующие птицы, «пернатые».
Материалы и оборудование:
иллюстрации зимующих птиц, птичьих следов (презентация) ;
корм для птиц (семечки, сало, семена, ягоды калины) ;
кормушки сделанные вместе с родителями;
фонограмма записи голосов птиц.
Шапочки с изображением собачки и воробышков.
Ход:
В. Ребята, о чём мы с вами будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку:
Кто рисует на снегу
Длинные цепочки.
Кто расставил на бегу
Крестики и точки.
Птицы
В. Ребята, для чего нужны птицы?
Д. Они создают красоту природы,
являются санитарами леса…
В. Молодцы, ребята, правильно.
А что случится, если птиц вдруг не станет?
Д. На огородах и в садах ничего не будет.
Гусеницы и жуки съедят все фрукты и овощи.
В. И это только начало. Расплодятся вредные насекомые и грызуны, опустошат наши поля, леса, сады, огороды. Гусеницы, короеды погубят леса. Некому будет разносить по лесам семена ягод, трав и цветов, желуди, орехи. Не сложат о птицах новых стихов и песен, пословиц и поговорок, не сочинят сказок. Не будет слышно пение птиц.
А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать чудесное птичье пение?
Д. Нет
В. Почему?
Д. Холодно.
Вся земля покрыта снегом.
Птицам негде взять корм.
В. Когда поют птицы?
Д. Когда им тепло, они сыты.
В. Как живется птицам зимой?
Д. Голодно птицам;
насекомые спят;
плоды, ягоды, семена трав под снегом.
Мало находят птицы корма.
Загадки.
В. Как называют птиц остающихся с нами зимовать?
Д. Зимующие птицы.
В. Маленький мальчишка,
В сером армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
В полях кочует – пшено ворует.
Кто это?
Д. Воробей
В. Спинка зеленоватая,
Животиком, желтоватая.
Чёрненькая шапочка
И полоска галстучка.
Д. Синица
В. А у нас синичка плачет.
Ну, морозы! Ну, морозы!
Нос наружу ой, ой, ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
И голодная я,
Тихо плачу у окна:
«Негде греться и кормиться
Ни козявки, ни зерна
День дымится морозной далью
Ночи снежны и темны,
Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!
В суровые зимы из 10 синиц выживает одна, 9 синиц погибают. Вам их жалко?
Д. Ответы детей.
В. Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
Д. Люди.
В. Правильно, птицам на помощь должны прийти люди.
И надо спешить, дорог каждый час.
В. А мы как можем помочь птицам?
Д. Кормушки повесить на дерево. Кормить птиц.
В. Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?
Д. Семечки, зерно, хлеб…
Показываю корма и рассказываю о них:
В. Семена подсолнечника едят почти все птицы.
Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы.
Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.
Пшено – любимая еда воробьев.
Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
Сырое (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, и дятлов.
Сырое мясо – хорошая пища для синиц, а так же для ворон, галок и сорок.
Сало и мясо подвешивают на ниточках.
Ребята, вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы?
Д. Да
В. Давайте проверим!
Объявляется игра “Определи корм”.
Сейчас вы поработаете в группах. Из предложенных кормов выберите нужное. Подготовьте обед для птиц.
Дети делятся на 2 группы.
На 2 подносах: крошки хлеба, сок - пачка, сливочное масло, творог, не со-леное сало, ягоды рябины, шоколадные конфеты, зерно, семечки арбуза тыквы, подсолнуха, крупа.
Каждая группа отбирает в своё блюдце нужные продукты.
Д. Дети выполняют задание.
В. Давайте проверим, правильно ли ребята выполнили задание.
Пожалуйста, Оля, расскажи какой обед, вы подготовили птицам.
После рассказа ребёнка, воспитатель предлагает ответить другой группе детей.
В. Да, ребята, правильно вы ответили.
Зимой птицы становятся менее разборчивы к еде и едят почти все. Поэтому можно кормить и остатками пищи со стола.
Всякая птица своим носом сыта.
Птица по зернышку клюет, да сыта живет.
Физминутка «Воробышки и собачка».
В. Воспитатель выбирает ребенка, который будет собачкой и надевает шапочку с изображением собачки. Остальные дети надевают шапочки с изображением воробышка. Взрослый произносит слова текста, дети выполняют соответствующие движения.
Скачет, скачет воробей. Скок-поскок! Скок-поскок!
(Садятся на корточки, прыгают, как воробьи) .
Кличет маленьких детей: «Чив-чив-чив! Чив-чив-чив!»
( Повторяют: «Чив-чив-чив, «летают» по группе) .
Киньте крошек воробью.
Я вам песенку спою: «Чик-чирик! Чик-чирик!»
( Повторяют: «Чик-чирик!»,
«Клюют зернышки» (пальчиком ударяют по ладошке) .
Вдруг собачка выбегает и воробышков пугает.
(«Собачка» выбегает и "лает", "воробьи" разлетаются в разные стороны) .
В. Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит.
А сейчас я вам предлагаю подумать, какие правила надо соблюдать, чтобы кормить птиц зимой.
Д. Не сорить,
не оставлять полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки и т. д.
В. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.
Корма класть немного.
В. Ребята, послушайте стихотворение Яшина «Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
У нас есть дерево на участке, куда можно повесить кормушку?
Ответы детей.
Д. Думаю, птицы будут рады такой столовой.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки,
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья,
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое! ”
ИТОГ
Фонограмма записи голосов птиц.
В. Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Я считаю, что вы теперь станете добрее и бережнее относиться ко всему живому.
Самое главное, охрана нашей природы – это наша забота. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко в небо, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.
А теперь мы с вами пойдем на прогулку и повесим кормушку для наших птичек. Возьмем корм и покормим их.