Татьяна Полякова
Конспект занятия по ООД в соответствии с экспериментальным проектом «Поведай, ракушка, мне тайну на ушко»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: рассказать детям интересные сведения о ракушках, об их форме, о том, как они растут, откуда они в море. Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать любознательность.
Задачи:
Образовательные: продолжать учить определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности; закреплять у детей умение вести диалог со сверстниками, совершенствовать технику лепки способом размывания
Публикация «Конспект занятия по ООД в соответствии с экспериментальным проектом „Поведай, ракушка, мне тайну на ушко“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Ракушки. Поделки
- Ракушки. Проекты
- Темочки
Развивающие: развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, связную речь. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Расширение кругозора и экологических представлений.
Воспитательные: воспитывать желание познавать окружающий мир; воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе, окружающей среде.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ-технологии) (видеоматериал «Откуда берутся ракушки»)
Оборудование и дидактический материал: ракушки, лупы, пластилин, шаблон – морская звезда, доски для лепки, видеоматериал.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Речевое развитие
Ход организованной образовательной деятельности
1. Организационная часть
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в кружочек и поздороваемся.
Встанем мы в кружочек дружно
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе привет! Улыбнись скорей в ответ (поворачиваемся друг другу и улыбаемся)
Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперёд)
Здравствуй левая рука (вытягиваем левую руку вперёд)
Здравствуй друг, здравствуй друг (поворачиваемся друг другу)
Здравствуй весь наш общий круг (берёмся за руки и делаем большой круг)
Воспитатель: Хорошо, спасибо.
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня мы снова будем исследователями, а что будем исследовать, попробуйте догадаться. Я дам вам подсказку – стихотворение.
Море шепчет не грусти,
Лучше в гости приходи.
Подарю тебе ракушку,
Ласково шепну на ушко,
Искупаю в пене даже,
Полежишь со мной на пляже.
Улыбнёшься облакам,
А потом вернёшься к нам.
Автор: Г. Польняк
(Если детям сложно догадаться что мы будем исследовать - показать ракушку.)
Дети: Ракушки.
Воспитатель: Верно. Где мы обычно можем найти ракушки?
Дети: на море
Воспитатель: Конечно. Наверняка у каждого из вас есть дома ракушка.
Дети: Да, есть. (Рассказывают о своей коллекции ракушек)
Воспитатель: Мы выяснили, что у каждого из вас есть ракушки, у кого то, маленькие, у кого-то большие. Ракушки бывают разных размеров. Перед вами, в тарелочке лежат ракушки, возьмите лупы. Давайте их рассмотрим. На что похожа ракушка? Что такое ракушка?
Дети: Ракушка это раковина моллюска.
Воспитатель: Верно! Ракушка – это маленькая раковина, она бывает морская и прудовая. Морские - живут в море. А прудовые - в пруду и реке.
В ракушках живут моллюски. У них мягкое тело, совсем без костей. Зато у моллюска есть наружный скелет - раковина.
Как вы думаете из чего моллюск строит раковину?
Дети: (ответы детей)
Раковину моллюск строит из собственной слюны, которая, застывает витками вокруг моллюска. Таким образом, получается раковина. На раковинах образуются годовые кольца, по которым можно определить их возраст. Моллюск рождается, растёт, и его раковина растёт вместе с ним.
Раковина состоит из трех слоев. Первый слой – роговое вещество на основе белка, в составе которого нет извести. Второй слой – карбонат кальция. Третий – перламутр. Он состоит из тонкого слоя карбоната кальция и рогового вещества. Чтобы защититься от врагов, беспомощные моллюски прячутся в раковину. Если раковина у моллюска состоит из двух половин, он называется двустворчатым, если раковина цельная (обычно спиральная) – брюхоногим.
Найдите раковину брюхоногого моллюска.
Из воды моллюски берут и кислород для дыхания, и пищу. Некоторые употребляют животную пищу – хищники.
Иногда в раковину двустворчатого моллюска попадает песчинка или насекомое. Перламутр, который выделяет моллюск, постепенно обволакивает песчинку, и крохотный матовый шарик растет и растет. Так рождается жемчужина. Они могут быть разных цветов. Для того чтобы выросла жемчужина, может потребоваться три года. Из жемчуга делают украшения (показать бусы из жемчуга, браслет)
Моллюск передвигается, отталкиваясь от дна просунутой через створки раковины единственной ногой. Некоторые из них проползают 20 см в час. А другие - скороходы: перевозят свой дом со скоростью 1 метр в минуту.
Когда моллюск умирает, пустая раковина остаётся в море.
Моллюски издавна служили человеку не только пищей и украшением, из раковин делали ножи, рыболовные крючки, блесна, свёрла, кухонную утварь, а из больших раковин лопаты, сигнальные трубы и музыкальные инструменты.
Посмотрите, какие раковины разные по цвету, перламутровые, блестящие.
Окраска их очень разнообразна: в полоску, пятнистые, с извилинами. Наиболее ярко окрашена верхняя поверхность раковины. Все это придает раковинам очень красивый вид. Окраска раковин многих моллюсков делает их незаметными в окружающей среде.
Ребята, если мы приложим ракушку к уху, что услышим?
Дети: Шум моря.
Воспитатель: Давайте проведем эксперимент.
Прикладываем к уху ракушку - слышим шум, потом отводим ракушку немного дальше и звук исчезает.
Далее возьмем стакан и приложим к уху - слышим шум.
Все это говорит о том, что в этих предметах есть воздух (мы исследовали свойства воздуха, воздух вокруг нас. Когда воздух колеблется, мы слышим звук. Звук это колебания воздуха.
Вывод: Предметы разных форм и разных размеров отражают звуки.
Воспитатель: А теперь, давайте отдохнем, а то мы засиделись немного.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)
Воспитатель: Ребята из ракушек можно делать различные поделки. Сейчас мы украсим морскую звезду мелкими кусочками ракушек, и у вас будет своя коллекция разных, красивых ракушек.
(На заготовку морской звезды дети размазывают пластилин и лепят на него ракушки). В течение занятия проводится пальчиковая гимнастика
«Осьминог»
Это дорога, а вот это осьминог.
В море есть одна дорога
Но не видно осьминога
Где ты, где ты осьминог?
Затерялся средь дорог.
Ах, вот ты где!
Едет, едет осьминог
Пять ног, пять ног.
В гости едет осьминог
Пять ног, пять ног.
В море есть одна дорога (повторяется 2 раза)
Но не видно осьминога!
Где ты, где ты осьминог?
Затерялся средь дорог!
Заключительная часть
Рефлексия. Подводятся итоги занятия, беседа по вопросам:
- Что вы интересного узнали?
- Что понравилось больше всего?
- Что хотели бы рассказать?