Александра Леонидовна Щелочкова
Конспект занятия по ОБЖ в младшей группе «Опасные предметы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие
Цель:
-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Задачи:
-учить детей сосредотачивать внимание на опасных предметах, встречающихся в жизни; дать представление о том, что они могут нанести вред нашему организму.
-учить детей использовать различные предметы по назначению.
-продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
-развивать внимание, логическое мышление.
Публикация «Конспект занятия по ОБЖ в младшей группе „Опасные предметы“» размещена в разделах
-воспитывать умение слушать воспитателя и делать простейшие выводы.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.
Формы организации: беседы, чтение художественной литературы, наблюдения.
Формы реализации детских видов деятельности: физкультминутка, дидактическая игра «Можно-нельзя»;
Оборудование: сундучок с опасными предметами (иголка, ножницы, нож, спички, плакаты красного и зеленого цвета, картинки опасных предметов и не опасных предметов, клей-карандаш на каждого ребенка.
Предварительная работа: Беседа: «Колючие опасности»
Рассматривание предметов: ножницы, иголки, кнопки и пр.
Опытно-исследовательская деятельность: что можно делать с опасными предметами. Беседы: «Правила пожарной безопасности», «Огонь – результат беспечности людей. Чего нельзя делать, чтобы не возник пожар?»
Чтение: С. Маршак «Пожар». Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.
Здравствуйте, дорогие гости и участники команд. Мы рады Вас приветствовать на игре - викторине по теме «Безопасность дома и на улице».
День необычный сегодня у нас-
Мы искренне рады приветствовать Вас.
Для умной игры собралась детвора.
Ее начинать нам настала пора.
Разрешите представить участников игры.
Команда «Солнышко».
Приветствие команды «Солнышко»
мы команде «Снежинки» шлем пламенный привет.
и от души желаем дать правильный ответ.
Команда «Снежинки»-
Приветствие
мы команде «Солнышко» желаем удачи и честно говорим:
- с вами мы сразимся, но так просто не сдадимся.
Ведущий.
Команды, займите свои места.
Разрешите представить наше жюри. Председатель жюри –Елена Конт. Члены жюри – Ольга Ник. ,Зинаида Павл.
Напоминаю, в ходе викторины командам будут предложены разные задания, которые им предстоит выполнить, та команда, которая наберет наибольшее количество баллов, станет победителем викторины. Будьте внимательны и находчивы. Готовы команды? Итак, первый конкурс
1. Первый конкурс-разминка «Доскажи словечко».
Я буду поочередно читать стихи –загадки, а вы должны их закончить. А кто начнет- выберем с помощью считалки:1,2,3,4,5,-начинаем мы играть.
Игра «Доскажи словечко».
Первая команда.
Если хочешь ты гулять,
Вскачь не надо убегать,
Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил… (проверь).
Вторая команда.
Я с животными общаюсь,
Я с животными дружу.
Но, когда необходимо,
Стороной их … (обхожу).
Первая команда.
Красный круг,
А в круге пусто.
Все бело,
Как лист капустный.
Что сей знак обозначает?
(Он движенье запрещает.)
Вторая команда.
Если хочешь быть здоровым
И дожить до сотни лет,
Никогда ты не пытайся
Перейти на… (красный свет).
Первая команда.
В знаке – трубка телефона
Можно позвонить знакомым.
Это явь, совсем не сон,
Впереди ждет… (телефон).
Вторая команда.
Упал на пол уголек,
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его … (водой).
Первая команда.
Ты, почуяв газ в квартире,
Позвони по … (104)
Вторая команда.
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что должны Вы предпринять?
Сразу спички … (отобрать).
Первая команда.
На кухне в работе очень хорош,
Блестящий, наточенный
Остренький … (нож).
Вторая команда.
В домике тесном
Много сестер,
Спрятан у каждой
В головке костер. (Спички)
Ведущий.
Молодцы! С первым заданием вы справились. А сейчас я загадаю загадки болельщикам.
1. Все ест – не наестся, а от воды умирает.
2. Режет хлеб, намажет масло, но помни – есть с него опасно.
3. Гладит все, чего касается, а дотронешься – кусается.
4. Эту ленту не возьмешь и в косичку не вплетешь.
На земле она лежит, транспорт вдоль по ней бежит.
Ведущий: продолжаем нашу игру.
Наш следующий конкурс называется «Волшебная шкатулка»
Перед вами две шкатулки, в которых лежат разные предметы. Внимание задание: выберете те предметы, которые вы считаете опасными, объясните свой выбор.
В шкатулках:
А) утюг, плита, пирамидка, книга.
Б) нож, юла, тетрадь, таблетки.
Пока команды выполняют задание - игра для зрителей.
Игра «Это я, это я – это все мои друзья»:
Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
Кто от маленькой сестрички убирает дома спички?
Кто бежит вперед так скоро, что не видит светофора?
Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Ведущий: Молодцы! Команды справились с заданиями. А пока жюри подводит итоги - я предлагаю вам поиграть в игру: «Светофор»(красный – стоим, желтый – шагаем на месте, зеленый – идем по кругу)
Вед. - Наша игра продолжается. А теперь скажите: пылесос, электрочайник, утюг, телевизор –что это?
Дети: электрические приборы.
- Могут ли такие полезные и нужные электроприборы быть опасными для детей? Почему?
Дети: электроприборы есть нагревательные, которые опасны - утюг, электрочайник, фен.
- Правильно, электроприборы могут обжечь, ударить током или стать причиной пожара. Это первая опасность дома (открывает картинки).
Ведущий: При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом, но главное – могут погибнуть люди. Что же делать, если в доме возник пожар (дети называют противопожарные правила)
3. А сейчас следующий конкурс. Я предлагаю командам пройти тест: каждой команде будут предложены картинки с разными предметами. Вы должны выбрать и обвести красным фломастером те предметы, которые способны вызвать пожар, зеленым - которые не горят в огне, а синим - которые могут сгореть в огне.
Пока команды выполняют задание, мы с болельщиками поиграем в игру «Можно и нет» (если ответ «да» - хлопаете, «нет»- топаете)
Можно:
Выглядывать в открытое окно.
Открывать крышку горячей кастрюли.
Помогать маме.
Вставлять ножницы в розетку.
Смотреть с мамой телевизор.
Играть со спичками.
Рисовать пожарную машину.
Трогать острые предметы.
Поливать цветы.
В жару носить головной убор.
Есть снег зимой.
Открывать дверь незнакомцам.
Играть в мяч.
Брать моющие средства и лекарства.
Ведущий.
Молодцы! вы были внимательны. А сейчас посмотрим, как наши игроки выполнили задание. (ответы команд)
И так, мы продолжаем нашу игру
В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, похитить человека.
Ведущий: ребята, а вы знаете как вести себя с незнакомым человеком?
4. Следующий конкурс «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ», покажет, умеете ли Вы вести себя с незнакомыми людьми.
Ведущий.
Я приготовила для каждой команды несколько вопросов. Вопросы команде «Солнышко».
Если на улице кто-то идет или бежит за тобой, а до дома далеко, что ты будешь делать? (Громко звать на помощь, бежать в людное место – к магазину, на остановку, в банк.)
Для чего на двери цепочка – чтобы закрывать дверь или сажать собаку на привязь?
Что делать, если незнакомые люди пытаются увести тебя силой? (Сопротивляться, громко кричать, звать на помощь, кусаться.)
Что можно взять у незнакомца: шоколадку, игрушку или телефон?
Вопросы команде «Радуга».
Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, а у тебя дома нет телефона, что ты будешь делать (Позову на помощь из окна или балкона.)
На какой машине Вы согласились бы покататься с незнакомой тетенькой: на «Жигулях», «Ауди» или «Мерседесе»? (Ни на какой.)
Перед кем нужно немедленно открыть дверь: перед незнакомым почтальоном, слесарем, или только перед телемастером?
4. Если незнакомая добрая, красивая женщина назовет вас по имени и скажет, что она мамина подруга – впустите вы ее в квартиру или нет?
Запомните!
Каждый грамотный ребенок
Должен твердо знать с пеленок:
Если Вас зовут купаться,
И в кино даже сниматься,
Обещают дать конфет,
Отвечайте твердо… (НЕТ.)
Вам предложат обезьянку,
Или даже денег банку,
Или даже в цирк билет –
Отвечайте твердо… (НЕТ.)
Позовут летать к Луне,
Покататься на слоне…
Есть на все простой ответ
Ты ответить должен… (НЕТ. !
-Молодцы!
Ведущий: Улица таит в себе много неожиданностей, в любой момент могут возникнуть опасные ситуации. Особенно часто они случаются на дорогах. Правила дорожного движения – это строгий закон улиц и дорог, его нельзя нарушать. Для того чтобы избежать опасности несчастного случая, нужно соблюдать правила дорожного движения.
5. И наш следующий конкурс-«Дорожная пирамида»
(Перед участниками располагаются разноцветные кубики. Отвечая на вопросы ведущей, команды получают кубики и строят из них пирамиды. Та команда, чья пирамида окажется выше, выиграет. 1. Сколько цветов имеет светофор и какие это цвета? (три; красный желтый, зеленый)
Можно ли начинать переходить улицу на желтый сигнал? (нет)
3. Где должны ходить пешеходы? (по тротуару)
4. Где должны ездить автомобили? (по проезжей части)
5. Где люди ожидают пассажирский транспорт? (на остановке)
6. Назовите какой-нибудь специальный вид транспорта. (машина скорой помощи, полицейская, пожарная машина)
7. Назовите вид общественного транспорта. (автобус, троллейбус, трамвай)
8. Где пешеходу безопасно перейти проезжую часть? (по пешеходному переходу)
9. Когда вы выходите из дома на улицу, в кого вы превращаетесь? (в пешехода)
10. Если вы зашли в автобус, кем вы стали? (пассажиром)
11. Представьте, что вы выросли и стали управлять автомобилем. Кем вы стали? (водителем)
12. Можноли играть на проезжей части? (на остановке)
Команда «Солнышко» и команда «Снежинки» правильно ответили на все мои вопросы. А теперь для них еще одно задание - собрать из разрезных картинок дорожный знак и рассказать, что он означает. А пока команды выполняют задание:
– игра для гостей «в какой сказке нарушены следующие правила»:
нельзя ходить одной в лес.
2. нельзя оставлять детей без присмотра.
3. нельзя открывать дверь чужим.
4. нельзя разговаривать с незнакомцами.
5. нельзя ничего брать у незнакомцев.
6. нужно слушать старших.
7. нельзя доверять незнакомцам.
Молодцы! А теперь посмотрим, как команды выполнили задание.
Ведущий.
Вот и закончилась наша игра. И пока жюри подводит итоги, предлагаю всем встать в круг и размяться
Физминутка «Я однажды потерялся».
Я однажды потерялся – (изобразить испуг).
Только быстро догадался – (слегка ударить себя по лбу, улыбнуться).
Посмотрел туда-сюда-(повороты вправо-влево).
Нету мамы, вот беда- (развести руки в стороны).
Побежал направо я- (бег на месте).
Мама не нашлась моя – (руку «козырьком»).
Побежал налево я – (бег на месте).
Мама не нашлась моя – (руку «козырьком»).
Повернулся я вокруг – (поворот вокруг себя).
Может быть увижу вдруг – (руку «козырьком»).
Нету. Я решил стоять – (руки скрестить на груди).
И на месте маму ждать.
Вот и закончился наша викторина. Прошу жюри объявить итоги игры.
Жюри объявляет результаты.
Ведущий.
Наша игра показала, что вы хорошо знаете правила безопасности, но запомните: их надо не только хорошо знать, но и обязательно выполнять!
А сейчас я попрошу команды построиться для награждения.
Награждения победителей и участников викторины.
Всем участникам викторины вручаются грамоты.
Обеим командам – дидактические игры по ОБЖ.
Дидактические игры: «Можно – нельзя», «Отбери опасные предметы»
Ход НОД
Раздается стук в дверь. (Входит Машенька с сундучком в руках).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Машенька.
Машенька: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуй Машенька.
Воспитатель: Машенька, а что у тебя в сундучке?
Машенька: У меня в сундучке игрушки, я люблю играть с этими игрушками. Я покажу вам эти игрушки, если вы отгадаете загадки. Воспитатель: Ребята, отгадаем Машенькины загадки? Ты, Машенька, читай загадки, а ребята будут их внимательно слушать и постараются найти отгадки.
Машенька:
Любить всё разрезать, надрезать и вырезать. (ножницы)
Зачем ножницы нужны? Что ими можно разрезать? (бумагу, ткань). Ребята, а ножницы это игрушка? Почему? Это очень опасный предмет. Хранить ножницы необходимо в специальной коробочке.
Машенька: Эти дружные сестрички весь денек добывают огонек.
Дети. Это спички.
Воспитатель. Ребята, а спички игрушка?
Дети. Нет, от спичек получается огонь.
Машенька: У меня есть лезвие
Тонкое, железное.
Обращайтесь осторожно,
Ведь порезаться мной можно. (нож)
Воспитатель: Для чего человеку нужен нож? Можно ли играть с ножом?
Машенька: Маленького роста я
Тонкая и острая
Носом путь себе ищу
За собою нить тащу (иголка).
А иголка игрушка? Зачем нам нужны иголки? Кто вам пришивает пуговицы? (мама, бабушка). Где нужно хранить иголку? (в специальной коробочке, воткнута в мягкую подушечку).
Физминутка «Маша растеряша»
Ищет вещи Маша,
(поворот в одну сторону)
Маша растеряша
(поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет,
(руки вперёд, в стороны)
И под стулом нет,
(присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет,
(руки опустили)
Под кроватью нет.
Вот какая Маша,
(наклоны головы влево - вправо, «погрозить» указательным пальцем)
Маша растеряша!
Игра «Путешествие»
Дети произносят слова и одновременно выполняют движения.
На лошадке ехали, до угла доехали.
Сели на машину, налили бензину.
На машине ехали, до реки доехали.
Т-р-р! Стоп! Поворот! На реке пароход.
Пароходом ехали, до горы доехали.
Пароход не идет, надо сесть в самолет.
Самолет летит, в нем мотор гудит. У-у-у.
Покачаемся слегка, ведь над нами облака.
Вправо, влево повернемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Видишь, Машенька, у тебя не игрушки, а опасные предметы. Ребята помогли тебе, теперь ты знаешь, с какими предметами играть нельзя.
Машенька: А что в них опасного?
Дети с помощью воспитателя пытаются ответить: Если пользоваться ими неправильно или брать их без разрешения, то может произойти несчастный случай.
Сейчас мы с вами будем играть в игру, которая называется «Можно-нельзя». На плакат красного цвета дети приклеивают картинки с опасными предметами, которыми детям самостоятельно пользоваться нельзя, а на зеленый плакат картинки с предметами, которыми можно самостоятельно пользоваться. Воспитатель показывает картинку с изображением ножа, спрашивает, что это и на плакат какого цвета нужно приклеить?
Дети. На красный плакат, потому что можно порезаться.
Аналогичные вопросы задаются к каждой картинке.
Загадки :
Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (Шило)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки. (Спички)
Это тесный-тесный дом.
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть, как костёр. (Спички)
В чисто убранной светличке
Дремлют сёстры-невелички,
Эти сестры весь денек
Добывают огонёк. (Спички)
Хоть и ростом невелик,
А к почтению привык:
Перед ним дубы, и клены,
И березы бьют поклоны. (Топор)
Тит на работу вышел,
Каждый услышал.
Сам он худ, голова с пуд,
Как ударит - крепко станет. (Молоток)
Весь я сделан из железа,
меня ни ног, ни рук.
Я по шляпу в доску влезу,
А по мне всё тук да тук.(Гвоздь)
Бьют парнишку по фуражке,
Чтоб пожил он в деревяшке.(Гвоздь)
Без головы, а в шляпе.
Одна нога, и та без сапога.(Гвоздь)
Молоток стук-стук -
Торчит на стене сук.
Постучал опять -
Будет не видать. (гвоздь)
Горенка нова,
Головка черна,
Шапочка золоченая. (Свечка)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела». (Чайник)
Как начнет говорить – разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать. (Чайник)
Из горячего колодца,
Через нос водица льется. (Чайник)
Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки …
И вот он — шарф для Петеньки. (Спицы)
Зимой в часы веселья
Вишу на яркой ели я,
Стреляю, точно пушка.
Зовут меня. (Хлопушка)
Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает. (Свеча)
Тонкая девчонка,
Белая юбчонка, красный нос,
Чем длиннее ночи, тем она короче. (Свеча)
Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу. (Свеча)
Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Градусник)
Золотая свечка
Заперта в темнице,
Желтая овечка
Под стеклом стучится,
Горница прозрачная
На витом столбе,
Там овечка скачет
По своей избе,
А на кнопочку нажмёшь –
Механизм игры поймёшь:
Вмиг потухнет свечка
И уснёт овечка. (Настольная лампа)
Четыре синих солнца У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны. (Газовая плита)
Угадай, кто ветром дует
И над головой колдует?
Смыв с волос густую пену,
Сушат их все люди … (Фен)
Ходит-бродит по коврам,
Водит носом по углам.
Где прошел – там пыли нет,
Пыль и сор – его обед. (Пылесос)
Ей набили мясом рот,
И она его жует,
Жует, жует и не глотает –
В тарелку отправляет. (Мясорубка)
Есть у нас в квартире робот, -
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту,
И гудит, как лайнер: «Туу-у»
С большой охотой пыль глотает,
Но не болеет, не чихает. (Пылесос)
Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)
В этом маленьком предмете
Поселился теплый ветер. (Фен)
Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте председатель:
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий:
Без вреда глотает щепки.
Хоть и ростом невелик,
А пыхтит, как паровик. (Самовар)
В небо дыра,
В землю дыра,
А посередине — огонь и вода. (Самовар)
У нее одна нога,
А на голове - рога:
Страшный у зверюги вид,
Притаилась и блестит…
Ну, а я совсем не трус,
Взглядом я в нее вопьюсь,
И схвачу ее за ногу.
«Есть хочу!» - скажу ей строго:
Вмиг котлету принесет
И засунет прямо в рот. (Вилка)
Один удар — четыре дырки. (Вилка)
Сейчас я, правда, устарела,
А прежде много было дела,
Как зайду на зеленый луг,
Так забываю про досуг. (Коса)
«Белая белянка по полю ходила, домой пришла, под сарай легла». (Коса)
Машенька: Какие вы, ребята, молодцы, сегодня много рассказали мне об опасных предметах, но я всего не запомнила.
Воспитатель. Ребята, а давайте мы с вами сделаем уголок на заметку для Машеньки и для нас с вами, куда мы поместим все опасные предметы, чтобы никогда о них не забывать, будем иногда посматривать на них.
Машенька: Большое спасибо, ребята, я многому у вас научилась, теперь я никогда не буду трогать то, что может быть опасным для меня, и всегда буду слушаться взрослых.