Татьяна Тулешова
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство со словом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство со словом".
Задачи:
Уточнить представление детей о слове, о том, что предложения состоят из слов.
Учить называть слова, вслушиваться в них, произносить по образу воспитателя.
Развивать фонематический слух.
Воспитывать умение говорить спокойно, слушать других.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Знакомство со словом“» размещена в разделах
Раскрыть детям слово, как смысловую единицу, что слово имеет смысл; развивать дикцию, учить детей называть слова- различать части речи, развивать мышление.
Ход занятия:
Сегодня мы отправляемся в путешествие по волшебной стране. Воспитатель и дети произносят заклинание.
1. Смотрите, в волшебной стране есть магазины. Что продают в этом магазине? (мишку, куклу, мяч, кубики и т. д.)
Что же это за предметы, что они означают? (ответы детей). Правильно, это игрушки. А что мы видим в этом магазине? (помидоры, огурцы, картофель, лук и т. д.)
Как скажем одним словом, что это? (Ответы детей).
-Да, это овощи.
Дети заходят в магазины: «Фрукты», «Мебель», «Обувь», «Одежда», «Хлеб», и т. д. и определяют что означает каждое слово.
2. А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой «Плим»
«Ложка- это ложка, ложкой суп едят,
Кошка- это кошка, у кошки семь котят,
Тряпка- это тряпка, тряпкой вытру стол,
Шапка- это шапка, оделся и пошел.
А я придумал слово, смешное слово «плим»,
Я повторяю снова –плим, плим, плим…
Вот прыгает и скачет – плим, плим, плим…»
Какие слова вы запомнили из стихотворения? ответы детей (ложка, суп, едят, кошка и т. д.). А «плим» - это слово или просто набор звуков? (это набор звуков) Почему? («Плим» не имеет смысла, т. е. ничего не значит).
Физкультминутка: «Дом»
«На поляне под кустом – круговыми движениями перед грудью
Спрятан в травке чудный дом- руки вверх сложить уголком
В нем живут комар, паук- загибать поочередно пальцы в кулачки
И веселый толстый жук.».
3. А сейчас мы попали в «зоопарк», но в волшебной стране в нем живут не звери, а слова. Давайте назовем их.
А) Каким словом назовем этого зверька? (это заяц)
А это кто? (это медведь)
Б) Но слова бывают разные : одни называют животных, а другие рассказывают какие они, какой у них характер.
-Зайка какой? (маленький, серенький, трусливый, добрый)
-А медведь какой? (большой, бурый, грозный, сердитый или добрый)
В) А некоторые слова рассказывают, что могут делать эти звери.
Зайка любит… (прыгать, грызть морковку и т. д.)
4. В волшебной стране есть жители, которые очень любят эти слова. Познакомьтесь с ними- этот житель любит слова, которые обозначает предмет или отвечает на вопрос: кто? Или что? (заяц, медведь, волк).
- Этот житель любит слова, которые обозначают признак и отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? (серый, косолапый, сердитый).
-Этот житель любит слова, которые обозначают действие и отвечают на вопрос: что делать? (прыгать, бегать, ходить).
Физкультминутка «Зайка»
«Ушки длинные у зайки, изображать руками заячьи уши над головой
Из кустов они торчат
Зайка прыгает и скачет, - Руки перед грудью, прыжки на двух ногах
Веселит своих зайчат.
5. В волшебной стране слова очень любят, когда их произносят правильно: четко, громко, не спеша. Дети рассказывают стихи, загадки с четким произношением каждого слова.
6. Итог занятия. Ребята, что нового мы узнали сегодня? Ответы детей.