Получи документы

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [с], [с’] и буква С» в старшей группе

Дарья Денисова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [с], [с’] и буква С» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель : Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».

Образовательные задачи :

- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [с’], давать их полную характеристику;

- учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);

- учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, сложных слов;

- познакомить с буквой «С», которая обозначает два звука [с] и [с’], её графическим изображением.

Развивающие задачи:

- автоматизировать у детей звуки [с], [с’] в слогах, словах;

Темочки:

- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, память, внимание, мышление.

- развивать дыхание.

Воспитательные задачи :

- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

- воспитывать у детей самоконтроль за речью;

-воспитывать навыки общения в игре и на занятии.

b]Оборудование:[/b]

Демонстрационные и раздаточные предметные картинки на заданные звуки [с] и [с’]; цветные фишки для звукового анализа; для игры «Засели домик», демонстрационные карточки с буквой «С», рабочие тетради ; простые и цветные карандаши.

Ход занятия.

«Воспрос-ответ»

- Чем солят суп? (Солью.)

- Чем косят траву? (Косой.)

- Кто сторожит дом? (Собака.)

- Где стоит стакан? (На столе.)

- Когда тает снег? (Весной.)

- На чём мы сидим? (На стуле.)

- Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон.)

- Ребята какой звук в этих словах вы слышали чаще других? (Звук [с].)

- Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».

Артикуляция звука.

- Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки.

- Давайте проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная? Подставьте ладошку.

(Холодная струя воздуха).

Характеристика звука [с].

- Звук [с] гласный или согласный? Как вы определили?

(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие - зубы.)

- Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?

(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).

- Какой звук [с] по твердости - мягкости? (Твердый).

- Значит звук [с] – согласный, глухой, твердый.

(Попросить повторить 2-3 детей).

- Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с]?

(Синим).

Игра «Определи мягкий и твёрдый звук» (Если в слове слышится твёрдый звук [с] – один хлопок в ладоши, если в слове мягкий звук [с’] – два хлопка.)

Сад, сани, село, мел, сабля, квас, снег, укус, носок, носик, слово, фокус, лес, нос.

Игра «Найди место звука в слове».

(Собака, стол, паруса, сыр, нос, автобус, сова, волосы, косы,квас.

Характеристика звука [с’].

-Что изображено на картинке? (Сено).

-Какой первый звук в слове «сено»? (Звук [с’]).

- Звук [с’] гласный или согласный?

(Согласный).

- Какой звук [с’] глухой или звонкий? (Глухой).

- Какой звук [с’] по твердости - мягкости? (Мягкий).

- Значит звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.

(Попросить повторить 2-3 детей).

- Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с’]?

(Зеленым).

Игра «Найди место звука в слове».

(Синий, сито, Вася, рысь, ось, сирень, носик, лисичка.)

Игра «Скажи одним словом»

Листья падают – листопад

Сады разводит – садовод

Сам летит – самолёт

Пыль сосёт – пылесос

Снег падает – снегопад

Сам катит – самокат

Сам ходит – самоход

Сам варит - самовар

Игра Большой – маленький» (Изменить слово так, чтобы твёрдый звук [с] превратился в мягкий звук [с’])

Абрикос – абрикосик Сосна - ….Ананас - … Колесо -….Нос - … Насос - …

Пёс - … Пылесос -…

Физминутка.

Ели за окном стоят,

В небо синее глядят. (Потягивания - руки вверх.)

Ветки в стороны торчат, (Потягивания - руки вперёд.)

Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)

Мы под ёлками сидим

И на белочек глядим. (Присели.)

Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)

Но утихла злая вьюга,

Белой стала вся округа. (Потягивания - руки в стороны.)

Солнце светит в небесах. (Потягивания - руки вверх.)

Скачет по полю лиса. (Прыжки.)

Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.)

И домой к себе вернёмся. (Дети садятся.)

Знакомство с буквой «С».

«С» - дом для звуков [с] и [с’].

«С» - как серп рисуем с вами.

«С» - свернулся сом с усами.

На снегу подковы след.

«С» - сверкает силуэт.

-На что похожа буква «С» (Ответы детей)

Написание буквы «С» пальцем в воздухе.

Работа в тетрадях.

Итог занятия.

-С какими звуками вы познакомились? (Со звуками [с], [с’])

- Звук [с] какой? (Согласный, глухой, твердый.)

-Звук [с’] какой? (Согласный, глухой, мягкий).

-С какой буквой вы познакомились? (С буквой «С»).

-Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [С], [С’]. Буква «С, с» в подготовительной группеКонспект занятия по обучению грамоте «Звуки [С], [С’]. Буква «С, с» в подготовительной группе «Конспект занятия по обучению грамоте Звуки [С], [С’].Буква Сс. В подготовительной группе». Образовательные задачи: Закрепить представление.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа)Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [с], [с’] и буква С» в старшей группе
Опубликовано: 8 декабря 2024 в 21:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [с], [с’] и буква С» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Денисова (УИ 988995) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого
11 января 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД