Дарья Денисова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [с], [с’] и буква С» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».
Образовательные задачи :
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [с’], давать их полную характеристику;
- учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);
- учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, сложных слов;
- познакомить с буквой «С», которая обозначает два звука [с] и [с’], её графическим изображением.
Развивающие задачи:
- автоматизировать у детей звуки [с], [с’] в слогах, словах;
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, память, внимание, мышление.
- развивать дыхание.
Воспитательные задачи :
- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
-воспитывать навыки общения в игре и на занятии.
b]Оборудование:[/b]
Демонстрационные и раздаточные предметные картинки на заданные звуки [с] и [с’]; цветные фишки для звукового анализа; для игры «Засели домик», демонстрационные карточки с буквой «С», рабочие тетради ; простые и цветные карандаши.
Ход занятия.
«Воспрос-ответ»
- Чем солят суп? (Солью.)
- Чем косят траву? (Косой.)
- Кто сторожит дом? (Собака.)
- Где стоит стакан? (На столе.)
- Когда тает снег? (Весной.)
- На чём мы сидим? (На стуле.)
- Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон.)
- Ребята какой звук в этих словах вы слышали чаще других? (Звук [с].)
- Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».
Артикуляция звука.
- Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки.
- Давайте проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная? Подставьте ладошку.
(Холодная струя воздуха).
Характеристика звука [с].
- Звук [с] гласный или согласный? Как вы определили?
(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие - зубы.)
- Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?
(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).
- Какой звук [с] по твердости - мягкости? (Твердый).
- Значит звук [с] – согласный, глухой, твердый.
(Попросить повторить 2-3 детей).
- Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с]?
(Синим).
Игра «Определи мягкий и твёрдый звук» (Если в слове слышится твёрдый звук [с] – один хлопок в ладоши, если в слове мягкий звук [с’] – два хлопка.)
Сад, сани, село, мел, сабля, квас, снег, укус, носок, носик, слово, фокус, лес, нос.
Игра «Найди место звука в слове».
(Собака, стол, паруса, сыр, нос, автобус, сова, волосы, косы,квас.
Характеристика звука [с’].
-Что изображено на картинке? (Сено).
-Какой первый звук в слове «сено»? (Звук [с’]).
- Звук [с’] гласный или согласный?
(Согласный).
- Какой звук [с’] глухой или звонкий? (Глухой).
- Какой звук [с’] по твердости - мягкости? (Мягкий).
- Значит звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.
(Попросить повторить 2-3 детей).
- Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с’]?
(Зеленым).
Игра «Найди место звука в слове».
(Синий, сито, Вася, рысь, ось, сирень, носик, лисичка.)
Игра «Скажи одним словом»
Листья падают – листопад
Сады разводит – садовод
Сам летит – самолёт
Пыль сосёт – пылесос
Снег падает – снегопад
Сам катит – самокат
Сам ходит – самоход
Сам варит - самовар
Игра Большой – маленький» (Изменить слово так, чтобы твёрдый звук [с] превратился в мягкий звук [с’])
Абрикос – абрикосик Сосна - ….Ананас - … Колесо -….Нос - … Насос - …
Пёс - … Пылесос -…
Физминутка.
Ели за окном стоят,
В небо синее глядят. (Потягивания - руки вверх.)
Ветки в стороны торчат, (Потягивания - руки вперёд.)
Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Мы под ёлками сидим
И на белочек глядим. (Присели.)
Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа. (Потягивания - руки в стороны.)
Солнце светит в небесах. (Потягивания - руки вверх.)
Скачет по полю лиса. (Прыжки.)
Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.)
И домой к себе вернёмся. (Дети садятся.)
Знакомство с буквой «С».
«С» - дом для звуков [с] и [с’].
«С» - как серп рисуем с вами.
«С» - свернулся сом с усами.
На снегу подковы след.
«С» - сверкает силуэт.
-На что похожа буква «С» (Ответы детей)
Написание буквы «С» пальцем в воздухе.
Работа в тетрадях.
Итог занятия.
-С какими звуками вы познакомились? (Со звуками [с], [с’])
- Звук [с] какой? (Согласный, глухой, твердый.)
-Звук [с’] какой? (Согласный, глухой, мягкий).
-С какой буквой вы познакомились? (С буквой «С»).
-Молодцы!