Охотская Нина Владимировна
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Урок грамоты в школе тетушки Совы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты в школе тетушки Совы»
Задачи:
- закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги; закрепление представления о смыслоразличительной роли фонем;
- продолжать знакомить с составлением предложения по живой модели. Развивать у детей внимание, память, фонематический слух.
- воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Урок грамоты в школе тетушки Совы“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Демонстрационный материал: доска магнитная, «звуковой домик», набор с фишками для звукового анализа слов, мяч, атрибуты для игры «Живые слова».
Раздаточный материал: «звуковые домики», индивидуальные наборы с фишками для звукового анализа слов, предметные картинки.
Образовательная деятельность
- Ребята, к нам пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно может быть? (Ответы детей). Давайте же его откроем и всё узнаем:
(Воспитатель открывает конверт и читает письмо)
-Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет ваша старая знакомая тетушка Сова из лесной школы. Сегодня в нашей школе пройдут очень интересные уроки и я вас приглашаю на них. Еще я приготовила для вас сюрприз, а чтобы его получить, нужно старательно выполнить все мои задания.
-Хотите побывать в лесной школе? Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова. (Дети закрывают глаза, воспитатель произносит слова)
-Покружитесь, покружитесь в школе тетушки Совы окажитесь… Вот мы и в школе.
Воспитатель звенит колокольчиком:
-Колокольчик озорной приглашает на «Урок грамоты».
-Начнем урок с разминки: Дидактическая игра «Поймай звук»
-Когда услышите звук (С) в словах, будете хлопать в ладоши.
Сова, дуб, лиса, тополь, белка, сорока, медведь, скворец, клен, лес.
- Молодцы! Разминка прошла успешно.
- Готовы выполнить задания тётушки Совы? Слушайте внимательно первое задание:
«Приглашаю всех ребят
В школу маленьких совят.
Слово «Лес» вы разберите
И подарок получите!»
Первое задание тетушки совы – разобрать слово лес на звуки.
Для выполнения задания сядем за столы, но перед тем, как вы начнете, выполнять задание вспомним, какие бывают звуки? (Согласные, гласные).
- А какие бывают согласные звуки?
(Твердые, мягкие) А давайте мы с вами поиграем игру. Я назову большого братца, а вы мне маленького. Вы помните, как звучит большой братец? А маленький? (Воспитатель называет твёрдый согласный звук, а дети его пару – б –бь, м – мь, к –кь, с – сь, в – вь, з –зь, н –нь)
-Какими фишками мы обозначаем твердые согласные звуки? (Синими).
- Какими фишками мы обозначаем мягкие согласные звуки? (Зелеными).
- Какими фишками мы обозначаем гласные звуки? (красными).
Дети самостоятельно разбирают слово.
Воспитатель вызывает к мольберту ребенка. Ребенок выполняет задание на доске, комментируя свои действия. Воспитатель задает вопросы: Давай сосчитаем, сколько звуков в слове лес. Какой первый звук?
Дети: ль. Произносить этот звук мешает язык- это согласный звук, он мягкий, обозначаем зеленой фишкой
- Какой он? Гласный или согласный? Мягкий или твердый?
Дети: Произносить этот звук мешает язык- это согласный звук, он мягкий, обозначаем зеленой фишкой
- Правильно! Какой второй звук в слове лес?
Дети: Звук э
- Какой это звук?
Дети: Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук э можно пропеть-это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.
- Какой третий звук? с – какой он?
Дети: Это согласный звук, так как произносить его мешают язык и зубы. Этот звук обозначается синей фишкой.
- Сколько всего звуков в слове «лес»? (три)
- Сколько гласных звуков? (один)
- Назовите гласный звук? (э)
- Сколько в слове «лес» согласных звуков? (два)
- Назовите первый согласный звук? (ль)
- Какой второй согласный звук? (с)
Ну а сейчас прочитаем слово.
- Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Ребята, ещё одно задание от тетушки Совы:
Подберите, пожалуйста, к слову лес родственные слова.
- Назовите лес ласково (лесок, лесочек). Как называется маленький лес? (Лесок)
- Кто ухаживает за лесом? (лесник).
- Кто рубит лес? (лесоруб).
- Как называются ягоды, растущие в лесу? (лесные).
– Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовик, Лесовичок)
- Итак, какие родственные слова мы с вами вместе подобрали к слову лес? (Дети перечисляют). (лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовик, лесной)
- А что бывает лесным? (Зверь, птицы, озеро, поляна, ягоды, опушка, ручей, деревья, кустарник, орехи, тропинка, цветы, чаща)
Воспитатель звенит в колокольчик:
-Перемена, перемена, можно прыгать, можно бегать.
Предлагаю веселую гимнастику.
Скачут, скачут во лесочке (прыжки на месте)
Зайцы - серые клубочки, (руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки)
Прыг- скок, прыг- скок (прыжки вперёд-назад, вперёд-назад)
Стал зайчонок на пенёк, (встать прямо, руки на пояс)
Всех построил по порядку, (повернули туловище вправо, правую руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте, (шаги на месте)
Два! Руками машут вместе, (руки перед собой, выполняем движение «ножницы»)
Три! Присели, дружно встали, (присесть, встать)
Все за ушком почесали, (почесать за ухом)
На «четыре» потянулись, (руки вверх, затем на пояс)
Пять! Прогнулись и нагнулись, (прогнуться, наклониться вперёд)
Шесть! Все встали снова в ряд, (встать прямо, руки опустить)
Зашагали как отряд, (шаги на месте)
-А сейчас послушайте следующее задание от тетушки Совы.
(Дидактическая игра «Расселите лесных зверей и птиц по этажам»)
-Ребята, перед вами стоит дом. Сколько этажей в этом доме? Как вы думаете, кто живет на первом этаже, кто на втором этаже, а кто на третьем? Оказывается, на первом этаже живут лесные звери и птицы, названия которых состоит из одного слога, на втором этаже - из двух слогов, на третьем - слова, состоящие из трех слогов.
– Ребята, тетушка сова просит вас «расселить» лесных зверей и птиц по этажам.
На ваших столах лежат конверты, в них картинки. Кто изображен на ваших картинках? (Дети рассматривают картинки). Разделите ваше слово на слоги и поместите на нужный этаж.
Воспитатель. Как узнать, сколько в слове слогов, каким способом? (хлопки, шаги, поднести руку подбородку) (Дети выполняют задание.) Ну, а сейчас проверим.
- Задание мы выполнили, молодцы. Ребята, давайте поиграем в игру «Живые слова». Вы будете «живыми словами». Тихон будет словом «медведь», а Ева словом «любит». Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (подружить слова)
- Возьмитесь «слова» за руки. Получилось у нас предложение? (Да)
- Давайте прочитаем – «Медвежонок любит». Сколько слов в предложении? (2)
- У нас получилось длинное или короткое предложение? (короткое)
- Давайте мы с вами в предложении добавим слово, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Капитолина будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок любит малину, Медвежонок спит.)
-Вот и закончился урок грамоты в школе тетушки Совы. Молодцы! Все старались!
А вот и сюрприз, о котором говорила тетушка Сова.
Тетушка Сова награждает вас медальками за ваши старания. Большое вам спасибо.
-Пора возвращаться в детский сад.
-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.
- Что мы сегодня делали? Где мы с вами побывали? Понравилось ли вам учиться в школе тетушки Совы? Какие задания вам понравились больше?
Молодцы! Замечательно занимались!