Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Зимушка-зима в гости к нам пришла»

Ольга Батаева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Зимушка-зима в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание : Формировать у детей обобщенные представления об элементах грамоты. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с использованием моделирования, делить слова на слоги. Учить составлять простые предложения с заданным словом, согласно схеме предложения. Упражнять детей в подборе слов-определений, глаголов, наречий к заданному слову; дифференциации звуков с, сь, з, зь. Закрепить умение писать гласные буквы после согласных. Развивать фонематическое восприятие. Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Материал:

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Зимушка-зима в гости к нам пришла“» размещена в разделах

-Демонстрационный: магнитная доска, картина с изображением зимы, модели для звукового анализа и работы с предложением, указка, магниты.

-Раздаточный: елочки для звуков, фишки (красные, синие, зелёные новогодние шары) .

Ход занятия : Приглашаю детей подойти к себе. Расставляю их полукругом.

-Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?

-вот сейчас мы и проверим…

загадки для детей

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла. (зима)

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (зима)

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла. (Зима)

Зима пришла - чудеса принесла :

- а вот какие зимние чудеса вы знаете?

Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал. (снег)

Снег – это зимнее чудо.

-Какие еще зимние чудеса вы знаете? (снежинки, лед. мороз, иней, вьюга, сосульки.) - очень много у зимы чудес. Давайте рассмотрим одно из них:

Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек —

Их укрыл пушистый. (снег)

Скажите, какой снег?

Белый, пушистый, блестящий, холодный, твёрдый.

Что делает снег?

Падает, кружится, летит, хрустит, скрипит, тает.

Как снег падает на землю?

Тихо, легко, медленно, красиво, бесшумно, быстро, нежно.

Слушайте внимательно загадку про другое зимнее чудо…

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой. (снежинки)

Скажите, какие снежинки? (резные, легкие, белые, серебристые и т. д.)

Снежный шарик сделать можно,

Это ведь совсем не сложно!

Лепим мы не пирожки:

Для игры нужны. (снежки)

Ребята, а снежки – они какие? (холодные, снежные, твердые, ледяные, круглые.)

Что можно делать со снежками (играть, лепить, катать, строить.)

Давайте поиграем с зимними чудесами – зимними словами.

Игра : «Поймай звук»

-предлагаю детям хлопнуть в ладоши, если в словах услышат звук с. сь, а звук з, зь топнуть ножкой: (снежный, льдинки, мороз, санки, лед, снежинка, вьюга, снеговик, сосулька, поземка, сугроб, иней, зимушка, изморозь, снегопад, гололед, лыжи, пурга, снегурочка, снегоход, зима.)

Выделение звука из слов

Дети, я говорю слово, а вы говорите, где находится звук С (начало, середина, конец).

СЛОВА: Сугроб, маска, сосулька, снежинка, маскарад, санки.

Зимой дуют ветры, хрустит снег под ногами, трещат морозы, сверкают ледяные сосульки. Всё это делает волшебница зима.

Давайте сделаем звуковой анализ слова ЗИМА.

Перед этим мы вспомним, какие бывают звуки? (Гласные и согласные). Скажите мне, пожалуйста, какие звуки называют гласными?

1) .Воздух свободно идёт через рот.

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

Дети: Гласные - это звуки, которые можно протянуть, пропеть. А-У-И-О-Ы, произнесению которых во рту ничего не мешает, называют гласными. Гласные мы обозначим красным цветом.

-Какие звуки называют согласными?

2) .А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Звуки, которые трудно пропеть, протянуть. Это те звуки, которые при произнесении встречают препятствие во рту. Согласные делятся …. на твердые и мягкие.

Твердые - обозначаются синим цветом.

Мягкие - обозначаются зеленым цветом.

Правила о звуках мы с вами вспомнили,а теперь произнесём слово ЗИМА вместе, выделяя каждый звук.

-Выделяем первый звук - зззззима.

-Второй звук - зиииима.

-Третий звук - зиммма.

-Четвёртый - зимаааа.

-Сколько всего звуков в слове "зима"?

-Ребята, давайте сейчас каждый из вас самостоятельно разберёт слово "зима" на своих столах с помощью фишек - новогодних шаров.

(предлагаю детям сесть за столы)

Чтобы правильно сделать анализ давайте вспомним каким цветом мы обозначим гласные звуки (красные шары)

Твердые согласные - синий шар, мягкий согласный – зеленый шар

Все дети работают на раздаточном материале за столами, а один ребенок у доски.

-Вопросы к детям: Какой первый звук в слове? Произнеси его и дай характеристику? Каким цветом его обозначили? Почему, вы решили, что это мягкий согласный?

- Какой второй звук? Каким цветом его обозначили? Почему?

-Что вы можете сказать о третьем звуке?

-Какой четвёртый звук? Дайте ему характеристику?

-Сколько гласных звуков, сколько согласных?

Выложите цветные шары по схеме, замените красные шары гласными буквами И А. Почему первый звук мы обозначили зеленым цветом? третий звук согласный – синим цветом?

-Молодцы, ребята! Вы не устали? Не хотите ли немножко отдохнуть?

-Физкультминутка на зимнюю тему.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью – зиму любим мы, любим мы, любим мы. (воздушный поцелуй)

(Дети делают движения в соответствии с текстом) повт. 2 р.

(дети остаются в круге на ковре)

Ну вот, мы с вами и отдохнули.

Ребята, вы выполняли звуковой анализ слова "зима" и сказали, что в слове "зима" два гласных звука, а это значит, что слово "зима" делиться на сколько слогов?

-Правильно ребята, молодцы! Вы знаете уже правило - сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. А как можно проверить это? Давайте вспомним, как мы делим слова на слоги?

-Дети: Можно прохлопать.

-Молодцы, ребята, правильно!

- Деление слов на слоги.

-Давайте разделим на слоги зимние слова: зимушка, снежок, снеговик, мороз.

-Молодцы, ребята, вы хорошо умеете делить слова на слоги.

-А теперь попробуйте отгадать мою загадку:

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек —

Этот пух зовется. (снег)

-Ребята, давайте придумаем предложение со словом - снег, согласно схеме.

-Ребята, сколько слов будет в ваших предложениях?

Дети: Два.

-Дети составляют предложения из двух слов: Снег идёт. Снег кружиться. Снег летает.

-Ребята. а теперь давайте предложения усложним, составим из трёх слов.

-Дети: Идёт белый снег. Кружиться лёгкий снег.

-Ребята, глядя на схему предложения, вспомните какие правила о предложении вы знаете?

-Дети: Каждое предложение начинается с большой буквы. В конце предложения ставится точка.

Выделение предложений из текста. Ребята, скоро Новый год. Это настоящий праздник, который очень любят взрослые и дети.

Послушайте рассказ.

Приходит Новый год. Дети и взрослые украшают ёлки.

Дед Мороз приносит волшебные подарки. Всем весело и радостно.

Послушайте рассказ еще раз и посчитайте, сколько предложений в тексте (повторное чтение).

Составление схемы предложения.

Повторим первое предложение.

Приходит Новый год.

Давайте составим схему предложения, приглашаю детей к отдельно стоящим сдвинутым столам со схемами.

Молодцы, а теперь составим предложения из зимних слов. Прошу поделиться детей на три команды, каждой команде даю конверт с карточками написанных слов.

1. Дети лепят снеговика.

2. Дети повесили шары на елку.

3. Мороз украсил окно.

Дети выкладывают предложение и читают его. Чудеса может делать не только зима, но и мы с вами. Давайте оживим наши предложения. Сделаем к каждому предложению картинку. Каждой команде даю поднос с оборудованием и предлагаю выложить картинку под предложением. (картинка снеговик, картинка елка с шарами, окошко с узорами).

Итог занятия : наше занятие подошло к концу. Какие задания вам показались самыми интересными? Мне понравилось, как вы все справлялись с такими сложными заданиями. Но особенно понравились ваши зимние картинки. На следующем занятии из них мы сделаем

Всем спасибо за работу.

Публикации по теме:

Конспект занятия по аппликации «Зимушка-зима в гости к нам пришла» Тема: «Зимушка-зима в гости к нам пришла» Интеграция областей: развитие речи, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Конспект занятия по обучению грамоте «В гости к царице Грамматике» в подготовительной группе Задачи : - совершенствовать фонематический слух, навыки звукового, слогового, языкового анализа; - совершенствовать навык слогового чтении;.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В лес пришла зимушка-зима» Конспект интегрированного занятия на тему: «В лес пришла,зимушка-зима.»Задачи: - познание: закреплять обобщенные представления о зиме,как.

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «В гости к коту Леопольду» Тема: В гости к коту Леопольду. Итоговое занятие по обучению грамоте. Цели: коррекционно-образовательные: - проверить знания детей о звуках,.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «К нам гости пришли — Буква О». Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. расширять и конкретизировать представления о звуках (гласные, согласные мягкие и согласные твёрдые).

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Наши гости-обезьянки» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Наши гости-обезьянки" Цель: ознакомление со звуками [к], [кь] и буквой.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «В гости к нам пришла лиса…» Цель: Познакомить с гласной буквой «Я». Задачи: 1. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, определять ударные гласные. 2.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гости к нам пришла зима» с использованием мнемотаблиц Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гости к нам пришла зима» (с использованием мнемотаблиц) Цель: создавать условия.

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимушка-Зима» Цель: систематизация представлений детей о зиме - как времени года через интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными.

Пальчиковая гимнастика «Зимушка-зима в гости к нам пришла!» Пальчиковая гимнастика «Зимушка –зима, в гости к нам пришла!» Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Зимушка-зима в гости к нам пришла»
Опубликовано: 15 декабря 2015 в 16:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Зимушка-зима в гости к нам пришла»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Батаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД