Марина Гончарова
Конспект занятия по обучению грамоте «В гости к царице Грамматике» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи :
- совершенствовать фонематический слух, навыки звукового, слогового, языкового анализа;
- совершенствовать навык слогового чтении;
- закрепить звукопроизношение наиболее трудных по артикуляции звуков;
- повторить правила красивой речи;
- упражнять в умении вычленять часть из целого и составлять целое из
частей;
- закрепить понятие о родственных словах, упражнять в определении
родственных и неродственных слов;
- развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, координацию движений и ориентировку на плоскости;
- развивать мышление, наблюдательность, концентрацию внимании;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „В гости к царице Грамматике“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
- письмо царицы Грамматики, дом царицы, «ковер-самолет», рисунок деревьев с листочками, на которых написаны родственные слова, «кирпичики» с предметными картинками, «Слоговая гусеница», шкатулка, призы.
Организационный момент
Воспитатель:
- Дорогие ребята! Мы с вами много трудились: учились красиво произносить звуки, правильно строить предложения, составлять интересные рассказы. Царица русского языка – Грамматика прислала письмо-приглашение. Послушайте его:
- Здравствуйте, дети группы «Весёлые ребята». Я долгое время наблюдала за вами, переживала ваши неудачи, радовалась вашим успехам в покорении очень трудной науки – грамматики. Вы очень прилежные ребята и достойны, побывать в стране Грамотной и красивой речи. Я приглашаю вас, но путь туда весьма долог и опасен. Ведь вам предстоит пройти Звучащу, перебраться через речку Звенящую, по буквенной дорожке пройти до Буквенного города, повстречаться со Слоговой гусеницей, собрать слова-вагончики. А там и мой дом. Удачи!
Воспитатель:
- Ну что, ребята, согласны отправиться в долгое и опасное путешествие?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- тогда давайте встанем в круг, соберем все свои знания и силы.
Психологический настрой.
(дети проговаривают стихотворение с закрытыми глазами, взявшись за руки)
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятии.
Воспитатель:
-Отправляемся в дорогу! А на чем же мы поедем?
Дети:
- На автомобиле, поезде, самолете, велосипеде.
Воспитатель:
- Ребята, не забывайте, что страна волшебная. Транспорт, на котором мы сможем добраться, тоже волшебный, необычный –это будет ковёр– самолет.
(воспитатель расстилает «ковер-самолет», дети садятся.)
Воспитатель:
- Сядьте поудобнее, пристегните ремни, (дети обхватывают руками колени) закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что мы летим. (звучит музыка)
Воспитатель:
- Вот мы уже и прилетели, но выйти сможет тот, кто правила красивой речи назовет.
Дети.
- Сначала подумай, потом говори.
- Говори в спокойном темпе.
- При разговоре смотри на собеседника.
- Говори всегда на выдохе.
- Слова в предложении говори всегда слитно.
- В конце предложения делай паузу.
- Не перебивай того, с кем разговариваешь.
Воспитатель:
- Молодцы, скорее в путь!
Речевая артикуляционная гимнастикака.
Воспитатель:
- Вот мы и прибыли к тому месту, где начинается страна Грамотной и красивой речи. И на нашем пути Звучаща. Ребята, как вы думаете, почему она так называется?
Дети.
- Там звучат разные звуки.
Воспитатель:
А какие бывают звуки?
Дети.
- Звуки от разных предметов.
- Звуки, при помощи которых мы разговариваем.
Воспитатель:
- Если Звучаща находится в стране Грамотной и красивой речи, значит там звучат только красивые и правильные речевые звуки. А вы уже все звуки научились произносить красиво? Тогда покажите.
Чики-чики-чики-чок-
Не стесняйся, язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй, не ошибись:
Где-то собаки рычали: р-р-р.
В стойле коровы мычали: м-м-м.
В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж.
Мимо машины бежали: тр-р-р.
В небе далеком гудел самолет: л-л-л.
Свистели от ветра все провода: с-с-с.
Капала в кухне из крана вода: к-к-к.
Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч.
Листья под ветром шумели: ш-ш-ш.
А комары все пели: з-з-з.
Непоседа мяч и ночью успокоится не хочет: бум,бум.
Куклы кашляют в постели- днем мороженое ели: кха-кха-кха.
Воспитатель:
- Молодцы, язычки работают отлично. Со звуками мы разобрались, но что такое «чаща»?
Дети:
- Это густо посаженные деревья.
Воспитатель:
- Какие деревья вы знаете?
Дети:
- Берёза, дуб, тополь, сосна.
Игровое упражнение «Родственные слова».
Воспитатель:
- Ой, ребята, посмотрите, я вижу чудо-деревья, которые выросли из маленьких слов. Это дерево выросло из слова «вода», а это – из слова «рука». Вы когда-нибудь встречались с такими чудо-деревьями?
Дети.
- Да, это деревья, на которых растут родственные слова.
Воспитатель:
А что такое родственные слова?
Дети.
- Слова родные друг другу, у них общий смысл.
Воспитатель:
- Ребята, давайте, листочки-слова развесим на родные им деревья.
Вода- водный- водяной- водоросли- (завод)- водолаз;
Рука- ручной- безрукавка- рукодельница- рукава- (друг.)
Воспитатель:
- Почему, вы решили, что эти слова не родственные?
Дети.
- У них другой смысл.
Воспитатель:
Ну, молодцы, теперь деревья будут хорошо себя чувствовать.
А нам пора отправляться дальше.
Игра «Цепочка слов».
Выделение первого и последнего звука в слове.
Воспитатель:
- Перед нами река Звенящая. Здесь записка!
Река Звенящая вас ждет,
Но не пройти ее вам вброд.
Кирпичики сложите в мостик
И поспешите ко мне в гости. (Царица-Грамматика)
Воспитатель:
- Ребята, возьмите каждый по кирпичику и подумайте, как их можно сложить, чтобы получился хороший мост?
Дети:
- Нужно кирпичики сложить так, чтобы последний звук в названии картинок, нарисованных на кирпичиках, оказался первым в следующем кирпичике-картинке. (дети складывают мостик и проходят по нему)
Игра «Подбери ключик к замку».
Закрепление навыков звукового анализа
Воспитатель:
Вы загадки разгадали,
Очень быстро пробежали.
Но смотрите, впереди
Очень мощные замки!
- Ребята, что же делать, как нам пробраться в город, как открыть замки? Здесь снова записка:
«Ключ к замку ты подбери, в город поскорей войди!»
(На замках изображена звуковая схема слов, а на ключах- картинки. Нужно подобрать ключ в соответствии со звуковой схемой слова.)
Слова: мак, луна, гусь, руки.
Воспитатель:
- Каждый из вас должен взять ключ и сделать звуковую схему слова, нарисованного на ключе, и мы увидим, какой ключ от какого замка.
Дети.
- Мой ключ от первого замка, потому что в слове «мак» три звука: твердый согласный [м], гласный [ а ], твердый согласный [к ] и т. д.
Воспитатель:
- Молодцы! Вот и город Буквенный.
Чтение слов с предварительным звуковым анализом.
Воспитатель:
Стоит над речкой Звуковой
Город маленький такой.
Там, не ведая невзгод,
Весело живет народ.
Кто в городе этом
Живет, ты узнаешь,
Если загадки
Ты разгадаешь!
А теперь нас встречает гусеница. Навыки слогового анализа.
Я- гусеница не простая,
Гусеница слоговая.
Слоги могут
В слова превращаться,
Если с нами
Уметь обращаться.
Пропущу я тех вперед,
Кто слова во мне найдет.
Ребята, возьмите каждый по слогу, который напечатан на Слоговой гусенице, и найдите свою пару, чтобы получилось слово. (дети подбирают пару)
А сейчас составьте предложения с этими словами. (выполняют)
Развитие навыков чтения и анализ предложения.
Педагог.
К букве - буква,
К слову - слово,
Родилась родная речь.
Так легко и блин испечь,
Если тесто уж готово.
И т о г з а н я т и я
Педагог. Ребята, вот мы и дошли до замка царицы Грамматики, но похоже дом закрыт, а дверей записка.
«Я прошу у вас прощенья,
Что не застали вы меня,
Много дел, но очень рада,
Что вы здесь, а вот награда!»
Вносится шкатулка с надписью «Если ребус разгадаешь, что лежит там, ты узнаешь». Дети отгадывают, а педагог достает из шкатулки грамоту и маленькие книжки.
И девчонки и мальчишки
Могут все узнать из книжки
И такой подарок, дети,
Интересней всех на свете!
Вот и закончилось наше путешествие. Это книжки - подарок за ваше трудолюбие, старание и умение дружить!