Петраченко Мария Олеговна
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ш. Звук [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия
по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: Звук Ш. Буква Ш.
Цель: знакомство детей со звуком и буквой Ш.
Задачи:
1. Закрепить правильное произношение звука Ш.
2. Продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов.
3. Учить детей подбирать слова на заданный звук.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Буква Ш, Звук [ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
4. Закрепить навык звуко-буквенного анализа слова.
5. Продолжать учить детей составлять предложение с заданным словом.
6. Развивать слуховое внимание, память, зрительное восприятие, фонематический слух.
7. Воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: компьютер, колонки, интерактивная игра «Логозаврия».
. Орг. момент:
Психологический настрой
- Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
-Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день,
II. Введение в тему.
- Мы продолжаем путешествовать вместе с Логошей. Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. А с какой? Думаю, вы сами сейчас догадаетесь. (Показывает картинки: шапка, шарф, шкаф, шар).
- Ребята, с какого звука начинаются все картинки? (Звук ш)
-Правильно это звук Ш
Давайте правильно произнесем звук Ш.
. Основная часть. Ход занятия.
Итак, когда мы произносим звук Ш, мы:
- губки округляем и слегка вытягиваем вперед;
- широкий язычок наверху образует «чашечку»;
- теплая воздушная струя идет по центру язычка
Когда мы произносим звук Ш, воздух свободно выходит изо рта или встречает преграду?
Значит, этот звук какой? (согласный, язычок создает преграду воздуху)
- голосок «звенит» или «молчит», какой это звук? (глухой, произносим без голоса)
Какой звук Ш? согласный и глухой!
А еще, Ребята, запомните звук Ш никогда не бывает мягким, он всегда твердый!
Значит, каким цветом мы его обозначим? (Синим)
Правильно, синим.
Ш-как три шипа стоят,
Вместе прорастают.
Шшшш- так кошки все шипят,
Собак предупреждают.
-Давайте мы немного разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, (- Хлопки на счет)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять, (- Хлопки на счет)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, (- Поочередное проглаживание всех 10 пальчиков.)
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я-
Вот и вся моя семья.
-У вас в тетрадках есть буква-невидимка, обведите её.
А пока вы будете обводить букву, я расскажу вам историю о том, как Логоша познакомился со звуком Ш:
Вечером на берегу моря было пустынно и тихо. И только волны шелестели о камни:шшшш,шшшш. Логоша прислушался и повторил: шшш,шшш. Это новая песенка: шшшшш. Эту песенку поют волны шшшш. Логоша обрадовался ведь теперь он познакомился с новим звуком.
-Ребята,давайте и мы вспомним кто может еще шипеть? (показываю слайды с гусем, змеёй, спустило колесо, шумит ветер).
-Давайте попробуем определить на слух звук Ш. Я буду произносить разные звуки, а вы, как только услышите звук Ш, хлопните в ладоши:
Ш… К… Ш… Х… Ш… Ш… П… Ш…Т…Ш…
Звук Ш оказался очень дружелюбным и подружился почти со всеми звуками, кроме одного – звук Ш не дружит с гласным Ы! это правило! (показывает слайд «ши» всегда пиши с буквой «и»)
Давайте подружим Ш с гласными звуками:
Ш+А=ША А+Ш=АШ
Ш+О=ШО О+Ш=ОШ
Ш+У=ШУ У+Ш=УШ
(показываю слайд со слогами)
(Далее включает интерактивную программу «Уроки логозаврии»)
Молодцы, еще звук Ш очень любит прятаться в словах. Давайте внимательно посмотрим на экран и посадим наши картинки со звуком Ш на наш паровозик в нужные вагончики.
Мы с вами знаем, что звуки в словах могут прятаться…
Правильно, в начале слова, в середине слова, в конце слова.
(Игра Логопед LETTER 91)
Физминутка. Выполним упражнения про кошку:
Вот окошко распахнулось, (разводят руки в стороны.)
Кошка вышла на карниз. (имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)
Посмотрела кошка вверх. (голову подняли вверх.)
Посмотрела кошка вниз. (голову вниз.)
Вот налево повернулась. (поворот влево.)
Проводила взглядом мух. (зглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)
Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз. (Дети приседают.)
-А теперь посмотрите, на слайд что же произошло? Все буквы перепутались. Найдите такую же картинку в своих тетрадяхи наведите «порядок» ,поставьте буквы в соответствии с цифрами. (Работа в тетрадях)
Решение ребусов.
Ребята, для того чтобы выполнить следующее задание нам необходимо заменить букву ш=п, и=а. Но прежде, чем выполнить это задание в тетради давайте потренируемся. (Показывает интерактивную программу «Уроки Логозаврии» ORTHOGR 210)
Теперь давайте попробуем заменить в слове ШАР первый звук Ш=П, что получилось (Пар) Давайте запишем это слово. В следующем слове необходимо заменить звук (и) на звук (а) ,какое слово получилось? (Шишки=Шашки). Правильно, давайте запишем это слово в тетради.
Решение кроссворда.
-Ребята, переверните страницу своей тетради, как вы думаете что нам нужно здесь сделать? (Решить кроссворд)
-Правильно, но ребята обратите внимание каждая картинка у нас под номером, это значит, что нужно соотнести название картинки с клеточками! -Давайте попробуем, ухо у нас стоит под цифрой 2, ищем клеточку с такой цифрой и записываем слово.
- Сколько буков в этом слове? (в этом слове 3 буквы)
-Какие это буквы? (У…Х…О)
-Сколько гласных звуков в этом слове? (в этом слове один гласный звук)
-А сколько согласных? (в этом слове два согласных звука).
Послушайте внимательно стихотворение:
Приглашает лягушонок:
-Не боишься ты воды?
Здесь в реке полно еды!
А ему в ответ Цыпленок:
-Нет, я плавать не могу,
Покормлюсь на берегу.
Ответьте мне на вопросы:
Кого приглашал Лягушонок? (Лягушонок приглашал Цыпленка)
Почему Цыпленок отказался идти в гости к Лягушонку? (Цыпленок отказался идти в гости к Лягушонку потому, что он не умеет плавать)
- А теперь, возьмите цветные карандаши и раскрасьте рисунок.
. Подведение итогов.
Наше занятие подходит к концу.
-Давайте вспомним, с каким звуком и буквой мы с вами сегодня познакомились? (Ответ ребенка: мы сегодня познакомились с буквой и звуком Ш)
- Звук Ш- это какой звук, гласный или согласный?
- Звонкий или глухой?
-А бывает-ли этот звук мягким? (Звук Ш- это согласный, глухой и он всегда твердый)
-Ребята, а с каким гласным звуком звук и буква Ш, никогда не дружит? (Звук и буква Ш никогда не дружит с гласным звуком Ы).
-Какие слова со звуком Ш, вы сегодня запомнили (шапка, шкаф, шишка и т. д.)
Все ребята молодцы! Спасибо за внимание, занятие окончено!