Ирина Князева
Конспект занятия по обучению грамоте «Осень» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление знаний по разделам «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории».
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи.
• Закрепить умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»;
• Закрепить умение соотносить звуковую схему слова со словом;
• Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
• Упражнять в умении проводить звуковой анализ и синтез слова;
Коррекционно-развивающие задачи.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Осень“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
• Развивать фонематические процессы, речевой слух, слуховое внимание, выразительность речи;
• Развивать мышление, зрительную память, устойчивое внимание;
• Развивать общую моторику и продолжать учить детей ориентироваться в пространстве;
• Развивать координацию речи с движением, ритмичность и плавность движений;
• Продолжить автоматизацию правильного произношения и дифференциацию всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Воспитывать умение слушать ответы товарищей;
• Формировать навык самоконтроля и самооценки;
• Воспитывать познавательный интерес к звуковой стороне речи;
Методы и приемы:
• Наглядный (пособия, картинки);
• Словесный (совместная речевая деятельность);
• Игровой (сюрпризный момент);
• Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).
Оборудование и материалы: мольберт (3 шт., картинки с изображением карты и дерева без листьев (формат А3, экран, мяч, корзинка, осенние листочки (бумажные, конверты разных цветов с заданиями, фишки синего и красного цвета для звукового анализа слова, тарелочки, клей-карандаш, салфетки (на каждого ребёнка).
Ход занятия:
Дети и учитель-логопед заходят в зал и становятся полукругом.
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся. (дети здороваются)
Учитель-логопед: Мы рады приветствовать вас на осенней встрече.
Дети, становитесь в кружок.
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Учитель-логопед: Ребята, какое сейчас время года?
(ответы детей – ОСЕНЬ).
Верно. Осень украшает деревья яркими красками. А вот то дерево стоит без красивых листиков.
(педагог обращает внимание детей на мольберт, на котором изображено дерево без листьев)
Давайте поможем Осени украсить наше дерево? (ответы детей – ДА)
Но для этого нужно выполнить задания. За каждое выполненное задание я буду давать каждому из вас по осеннему листочку. А листочки вы будете складывать в тарелочки, которые стоят у каждого на столе. Ну, что, готовы? (ответы детей – ДА)
А трудностей не побоитесь? (ответы детей – НЕТ)
Учитель-логопед: Все задания, которые вам предстоит пройти находятся на этой волшебной карте. Посмотрите.
(Педагог обращает внимание детей на мольберт, на котором находится карта, показывает указкой.)
Вот и первое задание. Что изображено на карте? (Ответы детей – МЯЧ)
Верно! Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы будете ловить и отвечать. Готовы? (Ответы детей – ДА)
Игра с мячом
Учитель-логопед: Какие бывают звуки?
Ребенок: Гласные и согласные?
Учитель-логопед: Какие ты знаешь гласные звуки?
Ребенок: а, о, у, и, ы, э
Учитель-логопед: Согласные делятся на какие звуки?
Ребенок: На твердые и мягкие.
Учитель-логопед: Я буду называть твердый звук, а вы мягкий звук.
Дети: Б - Бь, Т - Ть, Д - Дь, Г - Гь, К - Кь
Учитель-логопед: Молодцы! С первым задание вы справились. И каждый получает по осеннему листочку. (Детям раздаются листочки.)
Учитель-логопед: Проходите на свои места и складывайте свои листочки на тарелочки.
(Дети присаживаются за столы)
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите на карту, какое втрое задание?
(ответы детей – КРАСНЫЙ КОНВЕРТ)
Учитель-логопед: Верно, следующее задание находится в красном конверте. Возьмите его и достаньте задание. У каждого из вас картинка, положите её перед собой.
Послушайте задание. Вам нужно ответить, что нарисовано на картинке, определить первый звук в слове и дайте ему характеристику.
Егор, что у тебя изображено на картинке?
(педагог задаёт вопрос каждому ребёнку, дети по очереди отвечают)
Егор: На картинке - Дуб - первый звук «Д», согласный, твёрдый, звонкий.
Аня: На картинке - Бабочка - первый звук «Б», согласный, твёрдый, звонкий.
Арина: На картинке – Груша - первый звук «Г», согласный, твёрдый, звонкий.
Фёдор: На картинке – Корова - первый звук «К», согласный, твёрдый, глухой.
Егор: На картинке – Вода - первый звук «В», согласный, твёрдый, звонкий.
Учитель-логопед: Молодцы! Вы справились со вторым заданием и получаете по листочку. (Детям раздаются листочки)
Учитель-логопед: Ребята, куда дальше ведёт волшебная карта? (ответы детей – ЭКРАН)
Внимание на экран.
Послушайте задание. Определите количество слогов в слове. И с помощью листочка мы сможем проверить, правильно ли вы ответили.
(дети отвечают с места)
Ребенок: МУХА. В слове МУХА два слога.
Учитель-логопед: Давайте проверим.
И далее ДУШ, ДИВАН, БУКЕТ, БОРОДА.
(дети отвечают по очереди)
А теперь снова обратите внимание на экран и послушайте задание. Каждый из вас должен назвать картинку, изображённую на экране и определить место звука «К» в слове. Задание понятно? (ответы детей - ДА) Тогда начинаем.
Егор, что изображено на экране?
Ребёнок: ШАПКА. В слове ШАПКА звук «К» в середине слова.
Учитель-логопед: Давайте проверим.
(На экране появляются картинки: ШАПКА, СОВОК, МЫШКА, КЛОУН, ВОЛК. Дети с места по очереди называют слово и определяют звук «К»)
Учитель-логопед: Молодцы! Вы справились с заданием. И получаете листочки. (Детям раздаются листочки.)
Учитель-логопед: Ребята, что нам подсказывает карта?
(ответы детей – ГОСТЬ)
А кто это, вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте.
Летит Жужжит.
Сядет, молчит.
Дети: Жук.
(На экране появляется картинка жука.)
Учитель-логопед: Верно! Это ЖУК. Его зовут Женя. И он хочет с вами поиграть. Выходите и становитесь в круг.
(дети выходят к педагогу и становятся в круг)
Физминутка.
Я – жук, Я – жук.
Я здесь живу.
Я здесь жужжу и не тужу.
Учитель-логопед: Спасибо. Присаживайтесь на свои места. Давайте снова посмотрим на нашу карту. Какое следующее задание?
(ответы детей – ЗЕЛЁНЫЙ КОНВЕРТ)
Учитель-логопед: Да, задание находится в зелёном конверте. Нам нужно выполнить звуковой анализ слова ЖУК.
(педагог прикрепляет картинку с изображением жука на доску, остальные дети достают из зелёного конверта)
Аня выполнит задание у доски, остальные дети выполняют задание на своих местах.
Учитель-логопед (обращается к ребёнку у доски): Произнеси слово ЖУК так, чтобы было хорошо слышно первый звук.
Ребенок: ж-ж-жук. Звук Ж - это всегда твердый, согласный звук. Обозначаем синей фишкой.
Учитель-логопед: Произнеси слово и выдели второй звук.
Ребенок: Ж-у-у-у -к. Второй звук У - гласный. Обозначаем красной фишкой.
Учитель-логопед: Произнеси слово и выдели третий звук.
Ребенок: Ж-у-к-к-к-к. Третий звук К - согласный, твёрдый.
Учитель-логопед: Молодец, присаживайся на место.
(Затем педагог задаёт вопросы детям, выполнявшим задание на своих местах.)
Учитель-логопед: Сколько в слове жук звуков?
Ребенок: В слове ЖУК три звука.
Учитель-логопед: Сколько согласных звуков в слове ЖУК?
Ребенок: В слове ЖУК два согласных звука.
Учитель-логопед: Сколько гласных звуков в слове ЖУК?
Ребенок: В слове ЖУК один гласный звук.
Учитель-логопед: Вы справились с заданием. Молодцы!
(Детям раздаются осенние листочки.)
Учитель-логопед: Наша карта подсказывает, что следующее задание находится…
Дети: В жёлтом конверте.
Учитель-логопед: Верно. Давайте посмотрим, что же там лежит.
(Дети достают из конверта задание)
Послушайте задание. Вам нужно составить предложение по картинке и выложить схему. Все дети будут выполнять задние на своих местах, а Арина у доски.
(После выполнения задания, педагог задаёт детям вопросы: Почему первое слово с трубой? Какое у тебя первое слово в предложении? Второе? Третье? Что ты поставил в конце слова)
Учитель-логопед: Молодцы! Задание выполнено. И вы получаете по листочку.
Ну что ж, на карте осталось последнее задание. Егор, Фёдор и Арина, выходите ко мне.
(Дети выходят к педагогу и становятся возле доски.)
Что вы видите?
Дети: слоги.
Учитель-логопед: Прочитайте их.
(Педагог показывает указкой слоги, дети поочередно читают.)
Составьте слово из данных слогов. Прочитайте что у вас получилось?
Дети: ПО-ГО-ДА.
Учитель-логопед: Правильно. Присаживайтесь на свои места.
Ребята, посмотрите, на экране появилась картина. Но, по-моему, на ней чего-то не хватает. Давайте раскрасим её красками осени. Только разукрашивать мы будем не красками и карандашами, а с помощью слов. Вам нужно придумать прилагательное к слову ОСЕНЬ.
(Дети с места по очереди называют прилагательные. На экране появляются соответствующие картинки.)
Егор И. – СОЛНЕЧНАЯ
Фёдор – ХОЛОДНАЯ
Арина – ДОЖДЛИВАЯ
Аня – ПАСМУРНАЯ
Егор - ВЕТРЕННАЯ
Учитель-логопед: Посмотрите, какая красивая картина у нас с вами получилась.
Молодцы! Вы со всеми заданиями справились!
Ребята, а наше дерево всё ещё без листочков. Возьмите свои листочки и давайте его украсим.
(Дети подходят к столу, на котором стоит клей-карандаш (на каждого ребёнка, салфетки. Дети наносят клей на листочки и приклеивают на дерево.)
Учитель-логопед: Какое красивое дерево у нас получилось.
Давайте встанем в круг. Ребята, наше занятие подошло к концу. Скажите, кому мы сегодня помогли? Какие задания вам больше всего понравились?
(Ответы детей)
Учитель-логопед: Давайте попрощаемся с нашими гостями и вернёмся в группу.
(Дети прощаются с гостями и возвращаются в группу.)
Источники:
1. Утреннее приветствие "Собрались все дети в круг. "
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/10/11/utrennyaya-privetstvie-detey-drug-s-drugom-refleksivnyy
2. Стихотворение "Я жук"