Лусине Авакян
Конспект занятия по обучению грамоте «Буква и звук Я» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей с гласной буквой Я. Познакомить учащихся со случаями, когда буква Я обозначает мягкость предшествующего согласного; а так же случаев обозначения ею двух звуков [й’а].
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Развитие звуко-буквенного анализа слов.
2. Формирование навыков сознательного, орфоэпически правильного, выразительного, слогового чтения;
3. Активизация лексического запаса.
4. Развитие фонематического слуха, фонематических представлений.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развитие психических процессов: память, мышление, воображение, способность к переключению.
Темочки:
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Развитие слухового восприятия и внимания.
3. Развитие мелкой моторики рук, тактильного гнозиса.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Формирование усидчивости
2. Формирование эмоционально-положительного настроя на работу.
Оборудование: предметные картинки с буквой Я, карандаши, разрезные азбуки, символы согласных, гласных звуков, цветные фишки для звукообозначения, листочки с заданиями.
Ход занятия
Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети : здороваются
Логопед:
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО, ребята!
– ДОБРОЕ УТРО…
Логопед:
Ребята, какое у вас настроение? Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь нашим гостям. И с улыбкой на лице начнём занятие.
Организационный момент:
Сейчас проведём гимнастику не для язычка, а для ума. Внимательно слушайте вопрос, кто знает ответ, поднимайте руки.
Логопед:
Собаку укусила оса. Кто кусался?
Мама зовёт дочку домой. Кто дома? Кто на улице?
Петю ударил Ваня. Кто драчун?
Володю ждёт Лена. Кто задержался?
Логопед: И так, ребята, мы продолжаем с вами путешествие по большой и интересной стране в которой живут звуки и буквы. Мы уже много с вами изучили звуков и букв.
Давайте с вами вспомним и повторим.
- Скажите, пожалуйста, дети, чем отличаются буквы от звуков?
Дети: Звуки мы слышим, произносим, но не видим.
Буквы мы видим, пишем.
Логопед: Молодцы ребята.
- Ребята посмотрите на доску. К нам в гости пришли вот эти буквы. Эти буквы вы уже знаете. Давайте попробуем произносить звуки, которыми обозначены эти буквы:
А, О, У, И, Э, Ы.
-Ребята, какие звуки вы сейчас произносили?
Правильно: гласные звуки.
Кроме гласных звуков в русском языке есть и согласные звуки.
– Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные звуки состоят только из голоса, мы можем их тянуть, петь. При произношении гласный звук не встречает преград, проходит легко без препятствий. Чем громче мы стараемся их произнести, тем шире открывается рот. Согласные звуки состоят из голоса и шума, мы не можем их тянуть. При произношении согласный звук встречает преграды. Чем громче мы их стараемся произнести, тем сильнее сжимается рот.
Гласный звук образует слог (не забываем об этом).
Логопед: Молодцы ребята.
Сегодня сопровождать наше путешествие будет… Знаете кто? Узнаете, если внимательно послушаете загадку.
Логопед:
Эта старушка не любит детей
Часто пугают ей малышей.
У бабушки есть костяная нога,
Зовут же старушку. (Баба Яга)
Логопед : Баба Яга приготовила загадки. Слушаем внимательно и отгадываем.
1. Круглое, румяное,
Я росту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)
2. Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (язык)
3. Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (яйцо)
4. Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах-
Удрала, а хвост в руках (ящерица)
Логопед : молодцы ребята. Справились с заданием, отгадали загадки.
А теперь ответьте на такой вопрос.
-Какая же буква объединяет все эти слова?
Дети: буква (Я)
Логопед: Сколько элементов у буквы Я. Назовите их.
Логопед: Правильно. Одна длинная палочка, полукруг и коротенькая палочка-ножка. В какую сторону смотрит буква Я?
Логопед: Буква (Я) самая большая хвастунишка. Только и повторяет Я-Я-Я.
Логопед: Ребята эта буква ещё и хитрая.
Послушайте историю.
Логопед: В одном домике жили буквы (А,У,Э,О) Ребята, как вы считаете: это гласные или согласные буквы?
Ребята, вы помните, что гласные звуки мы поём, тянем, гласим (произносим без препятствий).
Вот как –то вечерком уселись буквы на лужайке возле домика и стали петь. А-А О-О У-У Э-Э; Давайте вместе споём. Дети проговаривают звуки, поют.
А в это время мимо их домика проходила буква (Й) услышала как поют буквы и ей тоже захотелось научиться петь.
-Научите меня петь,- сказала буква (Й). Хорошо сказали буквы. Вставай к нам. И буква (Й) встала перед буквой (А) и стали они петь ЙА---Я; ЙА---Я.
Логопед : ребята давайте вместе потренируемся. Дети повторяют Й-А; Й-А; Й+А=Я.
Попробуйте отгадать, какие звуки спрятала в себе (Я)
Что вы слышите дети? Буква Я спрятала в себе целых два звука. (Й) и (А). Вот почему назвала её хитрой. Эту букву можно петь, значит буква (Я) какая?
Правильно! Гласная.
Дыхательное упражнение
Логопед:
-сели прямо, выпрямили спинки, расслабились…
-глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот (повторяем три раза)
2. Основная часть. Слова с буквой Я.
Игра «Да - Нет» Дети говорят «ДА» если в слове есть буква (Я); и «Нет», если Я в слове отсутствует: яблоко, цапля, кошка, моряк, яйца, роза, якорь, огурец, ящерица, арбуз.
Логопед: Давайте вспомним слова, где Я [ЙА] в начале, в середине и в конце слова.
В начале слова: яйца- яблоко- якорь- ящерица-ящик-яма
В середине слова: Заяц-коляска-мяч-пляж-
В конце слова: башня-земля-молния-змея
Физкультминутка.
Занимались мы, устали,
А потом мы дружно встали.
Ручками похлопали - раз, два, три.
Ножками потопали - раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И занятие начнем. (Садятся)
Игра «Измени слово». Изменить слово так, чтобы в нём появился (Я): утёнок -утята, котенок- котята, козлёнок- козлята, лисёнок -лисята, телёнок- телята, львёнок- львята, поросёнок- поросята.
Логопед: Ребята, ещё раз напомните:-буква Я какая: гласная или согласная? (Ответы детей)
Логопед: правильно гласная, поэтому обозначаем красным цветом!
Пальчиковую гимнастику.
Пальцы дружная семья
Друг без друга им нельзя
Вот большой, а это средний
Безымянный и последний
Наш мизинчик малышок
Указательный забыли
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять
И движенья выполнять
Мы рога козы покажем
И про зайку не забудем
Ушками водит мы будем
Чтобы четко говорить
Надо с пальцами дружить.
Логопед : Ребята, начинаем письменную работу (логопед раздаёт раздаточный материал).
Посмотрите на букву Я
Посмотрите на картинку. Что это? ЯМА. Выложим слово Я-М-А
Логопед: Разделим слова на слоги: Прохлопаем Я-МА. Сколько раз хлопнули? (можно другой приём Сколько раз подбородок ударился о ладошку)
И давайте вспомним правило определения число слогов в слове (Сколько гласных звуков в слове-столько и слогов)
Сколько в этом слове букв? Назовите их.
Логопед: (Я) из каких звуков состоит ЙА; (Й) – это какой звук. Даём характеристику. Согласный мягкий, какой кружок берём – зелёный. (А)- это гласный звук, мы его обозначаем красным кружком, помещаем под букву Я. (М)- какой звук? (твёрдый звонкий) Кружок какого цвета берём (синего); (А) какой звук –гласный,кружок какого цвета берём (красного) посчитаем сколько звуков в слове ЯМА- 4 звука, а букв сколько? Почему 4 звука?
Дети: Буква (Я) состоит из двух звуков
Логопед: Есть такое правило.
Буква (Я) обозначает два звука в начале слова и после гласного, и один звук после согласного.
Итог занятия
Логопед: С какой буквой вы познакомились?
Дети :С буквой Я
Логопед: Что вы узнали про букву Я?
Дети : Что она состоит из двух звуков ЙА
- Что заметили? Буква Я «дружит» с мягкими согласными
- Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. Познакомились с новой буквой.