Анна Михайлюк
Конспект занятия по речевому развитию с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности
Конспект
занятия по образовательной области «Речевое развитие»,
направление «Развитие речи»
с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
по теме: «Зима»
Подготовила: Михайлюк Анна Николаевна, воспитатель
2023 год
Форма проведения: «зимнее путешествие»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности „Зима“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
2. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
3. Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
2. Развитие межполушарного взаимодействия
3. Развитие диалогической речи.
4. Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
5. Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.
6. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
Здоровьесберегающие технологии:
1. Следить за осанкой, рационально использовать время занятия, чередуя различные виды деятельности.
2. Способствовать созданию комфортной обстановки.
Оборудование: проектор, экран, изображение Старичок-лесовичок, снежинки половинки, искусственный снег стаканчики, вода, «волшебный снежок», с изображением снеговика, картинки снеговиков с лишними деталями, карточки с изображением метель, пурга, поземка, вьюга, карточки для Д/и Четвёртый лишний.
Предварительная работа: во время свободной деятельности дети под руководством воспитателя. Наблюдения за зимними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы. Чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов. Заучивание наизусть стихотворений, песен, пословиц о зиме.
Ход занятия:
(Дети играют в игровом уголке)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, у нас стоит необычная ёлка, А что же в ней необычного?
Дети: на ёлочке висят ни целые снежинки, а половинки.
Воспитатель: правильно молодцы ребята.
Найдите половинки к своим снежинки. И присаживайтесь за стол (дети выполняют задание).
СЛАЙД 1. (падают снежинки)
Воспитатель: Вы догадались, о чем пойдёт сегодня речь?
Ответ детей: о Зиме.
Воспитатель: Правильно. А теперь внимание на экран
СЛАЙД 3 (Старичок-лесовичок.)
Старичок-лесовичок:
Здравствуйте, ребята…
Я весёлый старичок.
Старичок-лесовичок!
Я люблю гулять в лесу,
И всё про зиму знать хочу!
Воспитатель: ребята поможем Старичку-лесовичку!
Ответ детей: да.
Воспитатель: сегодня я предлагаю вам совершим зимнее путешествие.
СЛАЙД 4 (картинка зима)
Ребята, а что такое «Зима»?
Дети: зима это - холодное время года, когда природа спит, снег, мороз.
Воспитатель: (рассказ о зиме). Зима – это самое холодное время года, когда природа спит, уютно укрывшись белоснежным одеялом под оковами льда и снега.
Воспитатель: продолжаем помогать Старичку-лесовичку узнать как можно больше о зиме.
Воспитатель:
Ребята, назовите мне признаки зимы.
Дети: снег, холод, мороз, гололёд, вьюга.
Воспитатель: Сколько месяцев зимой?
Дети: зимой три месяца.
Воспитатель: Назовите их, пожалуйста.
Дети: декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: «Какая погода может быть зимой?»
Дети: снежная, морозная, метельная, вьюжная, студеная.
Воспитатель: Что выпадает зимой?
Дети: Зимой выпадает снег.
Воспитатель: Кто зимой впадает в спячку?
Дети: впадает в спячку медведь.
Воспитатель: Какое дерево зимой и летом одним цветом?
Дети: Это ёлка.
Воспитатель: Сколько лучей у снежинки?
Дети: У снежинки шесть лучей.
Воспитатель: Растут ли зимой деревья?
Дети: Нет, зимой их рост приостанавливается.
Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают зимовать в другие края?
Дети: Их называют перелетные птицы.
Воспитатель: Зимой – серый, летом – белый. Кто это?
Дети: Это заяц
Старичок-лесовичок, воспитатель: Молодцы, ребята.
Воспитатель: Ребята, а какие природные явления бывают зимой?
(СЛАЙД 5 на экране появляются разные природные явления)
Дети: метель, вьюга, пурга, поземка.
Воспитатель: у вас на столах картинки, с природными явлениями и значки обозначающие их. Подберите каждому природному явлению свой значок.
Ребята проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили задание.
Саша правильно ли выполнил задание Коля? (1-2 ребёнка)
Воспитатель: а теперь я предлагаю вам стать волшебниками и сделать самим вьюгу.
Для этого возьмите стаканы и по моей команде будем дуть в трубочку.
СЛАЙД 6 (звук и картинка вьюги)
(Упражнение на дыхание «Вьюга», используется тренажер для дыхания вьюга в стакане).
Воспитатель: молодцы ребята как здорово у вас получается.
СЛАЙД 7 (Старичок-лесовичок)
Старичок-лесовичок: Ребята у меня для вас есть ещё вопрос, ответьте пожалуйста : Откуда берётся снег?
Ответ детей: снег выпадает из темных снеговых туч.
СЛАЙД 8 (круговорот воды в природе)
Воспитатель: Снег выпадает из темных снеговых туч. Из всех земных водоемов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется и превращается в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом и образуют шестиконечные снежинки-звездочки. Каждая снежинка неповторима, нет абсолютно одинаковых снежинок! Когда множество снежинок падает с неба, называется… снегопад
Саша повтори, как называется явление, когда с неба падает очень много снежинок? (снегопад) (2-3 ребёнка)
СЛАЙД 9
Воспитатель: ребята, Старичок-лесовичок предлагает вам назвать родственные слова связанные со словом СНЕГ.
Игра «Доскажи словечко».
(Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)»
Воспитатель: как много родственных слов у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним их. (Дети называют слова и образуют снежинку из родственных слов)
Старичок-лесовичок: молодцы ребята, много родственных слов слова «снег» вы знаете.
Воспитатель: а теперь я предлагаю вам ребята стать волшебниками.
СЛАЙД 10 (алгоритм опыта)
(постановка исследовательской задачи).
Воспитатель: Давайте, сотворим чудо! Сделаем сами искусственный снег.
Для начала вспомним, какими свойствами обладает снег в природе?
Дети: он белый, пушистый, легкий, скрипучий, воздушный, липкий, нежный, сверкающий, мягкий.
Воспитатель: Какие вы молодцы, столько красивых слов вы нашли.
Какой материал поможет заменить нам снег?
Дети: Вата
Воспитатель: Какими свойствами она напоминает снег?
Дети: белая как снег, лёгкая, воздушная
Воспитатель: Я вам предлагаю сделать искусственный снег (Уточнение правил безопасности).
Тогда давайте уточним правила безопасности во время проведения опытов.
Не брать руки в рот.
Не тереть грязными руками глаза.
Воспитатель: внимание на экран.
СЛАЙД 10 (алгоритм опыта)
Воспитатель: Вначале мы возьмём 2 стакана один с водой, другой с порошком. Стакан с водой выливаем в стакан с порошком и наблюдаем, что же происходит.
Маргарита - расскажи, в какой последовательности вы будите выполнять опыт (дети выполняют)
Какой пушистый и мягкий на ощупь получился у вас снег!
Как вы думаете, где можно использовать наш искусственный снег?
Дети: его можно использовать для новогоднего интерьера группы, открыток, с его помощью придумывать различные игры. А главное получать удовольствие от процесса игры.
Воспитатель: Правильно ребята, но мы с вами немножко засиделись не пора ли отдохнуть?
СЛАЙД 11
Физминутка под музыку «Снежки»
Воспитатель: продолжаем помогать Старичку-лесовичку. Он запутался, не может определить лишний предмет (дети определяют лишний предмет (карточки ламинированные и фломастер)
Дидактическая игра «Четвёртыи лишнии».
Коньки, скакалка, лыжи, санки.
Ворона, голубь, воробеи, ласточка.
Лиса, волк, медведь, жираф.
Шуба, шапка, купальник, шарф.
После выполнения задания воспитатель спрашивает у 2-3 детей, что лишнее и почему.
Воспитатель: молодцы. Старичок-лесовичок, а ты знаешь, чем можно заниматься на улице зимой?
Старичок-лесовичок: нет
Воспитатель: ребята, а вы знаете, чем можно заниматься на улице зимой?
Дети: можно кататься на коньках, лыжах, санках, а можно лепить снеговика, играть в снежки.
Старичок-лесовичок: правильно. Ребята, я предлагаю вам дорисовать снеговика, которого не успел дорисовать художник (Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?» употребление существительных в родительном падеже.) (дети выполняют задание)
Воспитатель: Саша, что забыл дорисовать художник у твоего снеговика?
Дети: У моего снеговика нет ведра (воспитатель спрашивает у 3-4 детей: метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»
Рефлексия:
Воспитатель: ребята, что вы узнали о Зиме?
Дети: зима это холодное время года, идёт снег, природа спит, узнали, что у слова снег есть много родственных слов, что зимой бывают природные явления (метель, вьюга….) и т. д.
Воспитатель: давайте каждый из вас подойдёт к ёлочке и повесит свой шарик:
Если вы выполнили все задания (вешаем на ёлочку зелёный шарик)
Если вам было трудно и справились не со всеми заданиями (вешаем на ёлочку жёлтый шарик)
Воспитатель: Алексадра, какой ты повесила шарик и почему? (2-3 ребёнка)
Воспитатель: вот и подошло наше путешествие. Как вы думаете, мы с вами помогли Старичку-лесовичку узнать всё о зиме?
Дети: да
Старичок-лесовичок: спасибо вам ребята, я очень много узнал сегодня о зиме. До свидания.
Воспитатель: мы проделали с вами большой путь вы большие молодцы. Я предлагая вам ребята дома с родителями придумать сказку о зиме, её приметах и явлениях. А завтра утром мы с вами познакомимся с вашими сказками и отправим их Старичку-лесовичку.