Татьяна Еремеева
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В королевстве запутанных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе группе по теме : «В королевстве запутанных сказок»
Цель: совершенствовать речь детей на материале знакомых сказок.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „В королевстве запутанных сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
- совершенствование навыка словообразования имен существительных с именами прилагательными в винительном падеже; имен существительных при помощи суффиксов;
- закреплять умение детей правильно называть слова на заданный звук;
- закрепить знания детей о знакомых сказках, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т. д.
Развивающие :
- развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к сказкам;
- совершенствование умения взаимодействовать в коллективе;
- воспитывать стремление к познанию нового; формировать умение грамотно излагать свое мнение.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание сказок.
Материалы и оборудование: книга, клубок ниток, буквы для составления слова, картинки с изображением времен года, письмо, ручки, презентация.
Ход образовательной деятельности
1. Орг. момент.
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.
Ребята, а как ещё можно поприветствовать взрослых незнакомых людей?
А как мы приветствуем друг друга?
Ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов, которые мы говорим друг другу, как же они называются? (комплименты).
Игра «Комплименты»
Воспитатель: - Давайте с вами подарим друг другу комплименты. Вставайте в круг.
(Дети, передавая игрушку «сердечко», говорят друг другу комплименты)
От теплых слов настроение стало у всех радостное, мы вместе и нам хорошо!
2. Мотивационно – ориентировочный этап.
(Стук в дверь.) Письмо. Дети вместе с воспитателем рассматривают конверт. Читают письмо.
«Дорогие ребята! Волшебница-путаница проникла в нашу страну и принесла нам много бед. Помогите нам, пожалуйста. Она все у нас перепутала, и мы не знаем, как нам избавиться от её чар…».
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, письмо закончено? Почему? (мы знаем, кто нам прислал письмо)
- Как же нам узнать от кого письмо и кому нужно помочь?
- Кажется, в конверте еще что-то есть.
(В конверте лежат буквы)
3. Дети собирают слово СКАЗКА
Воспитатель: - Ребята, а на чём мы можем туда отправиться? (на поезде, на самолёте и т. д.) Страна у нас сказочная, ну и транспорт должен быть сказочный. Какой? (ковёр-самолёт, сапоги скороходы, облако)
Давайте закроем глаза и мысленно окажемся на ковре - самолете
-Отправляемся друзья,
В чудо сказку - вы и я.
(Звучит сказочная музыка)
Игра «Звукоподражание»
Воспитатель: - Пока мы летим, мы будем повторять звуки животных и предметов, над которыми пролетаем.
1. Пролетаем над городом, шумят машины: ш-ш-ш.
2. Лопнули шины: с-с-с.
3. Пролетаем над лесом. Волки воют: у-у-у
4. Жуки жужжат: ж-ж-ж.
5. Комары летят: з-з-з.
6. Мы сейчас поднимемся высоко, где воздух холодный, наши руки замерзли, погреем ладошки: х-х-х.
Воспитатель: - Вот мы и прибыли (картинка с воротами и большим замком).
- Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем.
- А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок»
На дверях висит замок (пальцы в "замочек")
Да никто открыть не мог!
Мы замочком постучали, (постучать об стол или коленки)
Мы замочек повертели, (круговые движения "замочком")
Мы замочек покрутили –
И замочек мы открыли! (показать ладошки)
- Замочков в этой стране я вижу очень много. Как вы думаете, что спрятано за этими замками? (ответы детей)
1 замок
Дидактическая игра «Волшебная книга»
- Ребята, в этой книге имена героев написаны неверно, только вы и сможете помочь исправить все ошибки.
1. «Царевна — индюшка»;
2. «Иван-царевич и зелёный волк»;
3. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»;
4. «Мальчик-с-кулачок»;
5. «Курочка в полосочку»;
6. «Петушок— золотой пастушок»;
2 замок
Дидактическая игра «Живые слова».
- Давайте выберем четырёх человек. Один будет словом «козлят», второй – «7», третий «волк», четвертый – коротким словом «и».
Теперь дети – «слова», постройте название сказки «Волк и 7 козлят». (картинка сказки)
- Следующая сказка, которую мы должны угадать:
1-Иванушка, 2-Аленушка, 3-братец, 4 –и, 5- сестрица (картинка сказки)
Молодцы, справились с заданием!
Воспитатель: - Вот и 3 замок. Чтобы попасть в другую сказку :
Воспитатель: - Герои еще одной сказки просят у вас помощи. Посмотрите и скажите, что это за сказка?
(Выставлен настольный театр)
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, никак звери не могу договориться, какой теремок им лучше построить. Точно без чар волшебницы-путаницы и здесь не обошлось. Не договориться им никак потому, что они все время друг перед другом хвастаются.
3 замок
Игра «Подражание герою» (подражание голосам животных)
Мышка говорит: У меня не усы, а усищи.
Лягушка говорит: У меня не глаза, а….
Заяц говорит: У меня не уши, а….
Волк говорит: У меня не зубы, а ….
Лиса говорит: У меня не хвост, а…
Медведь говорит: У меня не лапы, а…
Воспитатель: - Интересно, в какой сказке мы оказались? Давайте отгадаем (картинка сказки)
Гимнастика для глаз
Терем- терем - теремок! (Движение глазами вправо- влево)
Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз)
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит. (Моргают глазами)
И с этим замком мы справились!
4 замок
Загадка:
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
В какой сказке мы оказались? (12 месяцев)
Воспитатель: - Волшебница-путаница так сильно дунула, что все времена года и месяцы поменялись местами. Давайте разложим времена года по порядку. (Дети расставляют картинки-символы).
Какое сейчас время года? Какое было до весны? Какое будет после весны? Какое между летом и зимой? А названия весенних месяцев вы знаете? Молодцы! Этим сказочным героям мы помогли, навели порядок.
- С этой сказкой мы прощаемся и в другую отправляемся.
5 замок
Игра «Назови животного»
(Появляется картинка с частями тела животных)
Воспитатель: - Ребята, вы узнаете эту сказку? Волшебница-путаница и здесь побывала и всех животных заколдовала. Посмотрите, что с ними стало. Как же нам их расколдовать?
(Назвать что изображено на картинке)
Хвост лисы (чей)
Уши зайца (чьи)
Гребешок петуха (чей)
Морда собаки (чья)
Лапы медведя (чьи)
-Из какой сказки эти герои? («Заюшкина избушка»)
(Появляется картинка с расколдованными героями)
6 замок
Игра «Назовите сказочного героя, название которого начинается на звук [З]»
(Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка)
На звук [К]
(Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас)
На звук [М]
(Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук).
Молодцы, много героев вспомнили!
Динамическая пауза.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать!
Продолжаем наше путешествие.
7 замок
Игра «Назови сказки»
Воспитатель: - Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. - Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок)
- Ой, ребята, волшебница-путаница и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
Воспитатель: - Клубок должен показать дорогу к следующему замочку.
8 замок.
В сказках добро всегда побеждает зло. Давайте все плохие качества героев сказок превратим в хорошие :
Злой – (добрый)
Ленивый – (трудолюбивый)
Слабый – (сильный)
Капризный – (послушный)
Робкий – (смелый)
Хитрый – (доверчивый)
Лживый – (правдивый)
Скупой – (щедрый)
Я рада, что добро восторжествовало!
Следующий замок
9 замок
Ребята, давайте вспомним, чьи это слова?
1. «Дорогие гости, помогите, паука – злодея зарубите!»
2. «Я от дедушки ушел, и от бабушки ушел!»
3. «Пришлите, пожалуйста, капли, мы лягушками нынче объелись и у нас животы разболелись»
4. «Выгляни в окошко, дам тебе горошка»
5. «Битый небитого везет!»
6. «Не садись на пенек, не ешь пирожок»
7. «Бабушка, а почему у тебя такие большие уши?»
8. «По щучьему велению, по моему хотению»
9. «Не плачь дед, не плачь баба»
10. «Как выскочу, как выпрыгну»
Молодцы, хорошо знаете сказки!
Воспитатель: - Ну, что ребята мы помогли героям, исправили все плохие поступки волшебницы - путаницы, и нам пора отправляться в детский сад.
- Садитесь все на ковёр - самолет, и он отвезёт вас обратно в группу.
1,2,3 взлетаем, глазки закрываем
1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать.
Воспитатель: - Молодцы, всем сказочным героям помогли, а теперь давайте вспомним в каких сказках и у каких сказочных героев мы сегодня побывали. («Теремок», «Заюшкина избушка», «12 месяцев».
5. Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: - Вам понравилось путешествие? А что вам понравилось и запомнилось больше всего? А что показалось сложным, трудным? Ребята, я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после путешествия в сказку. Те, кому понравилось путешествие, сложите из пальчиков сердечко и подарите его мне, а кому не понравилось, просто оставьте руки на столе.
Герои сказок говорят вам спасибо, а за доброту и активность дарят волшебные ручки, которые пригодятся в школе.