Алиева Елена Анатольевна
Конспект занятия по области «Речевое развитие» для детей старшего возраста «Уроки дорожного движения для Незнайки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие»
на тему «Уроки дорожного движения для Незнайки»
Задачи: продолжать формировать умение детей составлять связный и последовательный пересказ сказки о заветных огоньках с опорой на наглядный материал, обогащать и активизировать словарь детей на основе углубления представлений о правилах дорожного движения; упражнять в умении узнавать и называть дорожные знаки; развивать психические процессы: внимание, речь; воспитывать чувство самосохранения и ответственность, необходимые пешеходу.
Публикация «Конспект занятия по области „Речевое развитие“ для детей старшего возраста „Уроки дорожного движения для Незнайки“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Словарная работа: существительные (пешеход, пассажир, тротуар, автостоянка, остановка, названия дорожных знаков).
Материал: электронная презентация; Дидактическая игра: «Собери знак»; мяч;
Предварительная работа с детьми: беседа «Сигналы светофора», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог»; рассматривание иллюстраций о правилах дорожного движения; чтение художественных произведений («Машины» Я. Пишумова, «Это еду я бегом» В. Берестова, «Стоп машина!» М. Пляцковского, «Если свет зажегся красный» С. Михалкова).
Оборудование: дорожные знаки, фонограмма «Звуки города»; магнитофон, схемы загадок, схема составления пересказа по рассказу «Спор сигналов светофора», схемы для составления предложений, мяч
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен
Занят разными делами,
Лишь учится ему лень.
Кто он, быстро отгадай- ка,
Как зовут его? (Незнайка)
Воспитатель: Ребята нам прислал письмо Незнайка. Давайте я вам его прочитаю, и мы узнаем, что же он нам пишит:
«Здравствуйте, ребята! Шёл я в гости к вам и увидел на дороге, как две машины столкнулись. Мне стало интересно, почему произошла авария. Ребята, помогите разобраться.»
Посмотрите, что изображено на картине? (Авария. Это машины столкнулись друг с другом)
– Верно, на этой картине изображена авария, Как вы думаете, из – за чего она произошла?
Дети: На картине не хватает дорожных знаков, машины дорогу друг другу не уступили, и случилась авария.
Воспитатель: Чтобы не случилось такой беды, что нужно делать? (нужно всегда соблюдать правила дорожного движения, знать дорожные знаки и т. д.)
– А как вы думаете, ребята, почему Незнайка прислала эту картину?
– Чего не хватает на картине? (на картине не хватает дорожных знаков).
Воспитатель: Верно ребята, нам надо найти дорожные знаки, которые должны быть на этой картине. Без дорожных знаков очень трудно машинам, и пешеходам. Вы согласны помочь Незнайке разобраться?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? Для того чтобы узнать, на чем мы отправимся в путешествие, нужно отгадать загадку.
Что за чудо — жёлтый дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Правильно, это автобус. Мы отправляемся в путешествие! (звучит музыка, дети подходят к первой остановке).
Ребята, вы узнаете название нашей остановки, если отгадаете загадку.
Этот знак заметишь сразу:
Три цветных огромных глаза.
Цвет у глаз определенный:
Красный, желтый и зеленый.
Загорелся красный – двигаться опасно.
Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор).
Воспитатель: Правильно это светофор. Для чего нужен светофор? (Светофор нужен для того, чтобы регулировать дорожное движение. Своими сигналами он разрешает или запрещает движение. Он помогает устанавливать на улицах и дорогах порядок).
– Правильно ребята. Светофор нам нужен, чтобы перейти дорогу. Мы должны подчиняться сигналам светофора. Какие правила светофора вы запомнили?
Дети: На красный сигнал – стой, на желтый – жди, а зеленый – иди.
Игра с мячом: «Разрешается, запрещается»
Дети встают в круг. Воспитатель в кругу с мячом в руках. Он задает вопросы о светофоре и бросает мяч. Ребенок дает ответ и возвращает мяч воспитателю.
Воспитатель: Давайте сейчас проверим как вы запомнили правила светофора. Вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы будете отвечать – «разрешается» это или «запрещается» светофором. Если правильно ответите, то мы сможем разместить светофор на нашей картине. Будьте внимательны:
Переходить улицу на красный свет светофора – … (запрещается);
Переходить улицу на зеленый свет светофора - … (разрешается);
Переходить улицу на желтый сигнал светофора – … (запрещается);
Перебегать через дорогу – … (запрещается);
На красный свет светофора ехать – … (запрещается);
На зеленый свет светофора ехать – … (разрешается);
Играть на дороге – … (запрещается);
Выбегать на проезжую часть – … (запрещается);
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо запомнили сигналы светофора и правила дорожного движения. Теперь мы можем разместить светофор на нашей картине.
– Где нужно поставить светофор? (На перекрестке). Молодцы!
Чтение и пересказ сказки о заветных огоньках
Воспитатель вывешивает на мольберт модель сказки и читает ее с опорой на модель.
- В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный. Красный огонек сказал: «Я, красный, самый важный, мой цвет - цвет костра, пожара. Как увидят меня люди - знают, что впереди тревога, опасность». Желтый огонек возразил : «Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет - цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: “Будь осторожен! Внимание! Не торопись!”».
Зеленый огонек не согласился с ними: «Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я самый важный цвет - цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии». Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал: «Друзья, не надо спорить! Каждый из вас очень яркий цвет и каждый очень важный. Давайте дружить! Будем вместе помогать всем людям на улицах города». Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья-огоньки и друг светофор! Сигналы светофора зажигаются по очереди и подсказывают людям, как правильно поступить на улице города.
Беседа по содержанию сказки
1. Где происходят события сказки? (В старом городе, на перекрестке.)
2. Кто в сказке затеял спор? (Три огонька.)
3. Что сказал красный огонек про себя? На что он похож?
4. Как в сказке сказано про желтый огонек? На что он похож?
5. Что сказал про себя зеленый огонек? На что он похож?
6. Кто вмешался в спор заветных огоньков? Что сказал светофор об огоньках?
Воспитатель предлагает детям рассказать сказку, опираясь на картинки. После двух трех пересказов спрашивает: «Вы поняли, ребята, для чего на улицах нужен светофор?» (Да, чтобы не было аварий и т. д.) чего нужен светофор?
– А нам надо идти дальше, чтобы найти и вернуть другие дорожные знаки на картину и наша следующая остановка «Загадки о дорожных знаках. Давайте сейчас познакомим Незнайку с дорожными знаками и заодно проверим знаете ли вы их.
Воспитатель: А для чего на улицах нужны дорожные знаки?
Дети: ответы детей.
Слушайте внимательно.
1. Всем знакомые полоски,
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет. ("Пешеходный переход".)
2. На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте, дети,
Только на…. ("Велосипедная дорожка".)
3. А здесь, ребята, не до смеха,
Ни на чем нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам. ("Пешеходная дорожка".)
4. В белом треугольнике
С окаемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный
Знают все на свете:
Будьте осторожны,
На дороге … (дети).
5. Что за знак дорожный :
Красный крест на белом?
Днем и ночью можно
Обращаться смело!
Врач повяжет голову
Белою косынкою
И окажет первую помощь медицинскую. (Пункт медицинской помощи).
6. Тормози водитель. Стой!
Знак - запрет перед тобой.
Самый строгий этот знак,
Чтоб не въехал ты впросак.
Должен знак ты соблюдать,
«Под кирпич» не заезжать. (въезд запрещен).
7. Остановка, толпится народ.
Скоро автобус подойдёт.
Здесь ждут транспорт городской,
Едут в офис, в цех, домой.
Едут в школу, детский сад,
В праздник едут на парад.
В уличном круговороте
Транспорт городской в почете! (место остановки автобуса)
«Д/и. «Собери и назови знак».
Каждый ребёнок получает конверт с разрезанным на части дорожный знак. Каждый ребенок собирает свой знак. Когда все знаки собраны, дети называют свои знаки и объясняют, для чего они предназначены.
Воспитатель: Умницы, вы правильно назвали знаки, и теперь мы можем разместить их на картине.
А наша следующая остановка «Отдыхайкино»
Физминутка "Пешеходы".
Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте).
Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (Руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс, улыбка)
Приглашает нас идти (Шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (Хлопки руками)
Пешехода пропустите! (Прыжки на месте)
В. :- И в конце нашего путешествия я хотела бы поиграть с вами в еще однуигру.
Ребята, я для вас приготовила вопросы с подвохом. Будьте внимательны! Я буду задавать вам вопросы и если вы так поступаете, то дружно кричите: «Это я, это я, это все мои друзья!»,а если вы так не поступаете – молчите.
Кто из вас идет вперед только там, где пешеход?
Кто вперёд всегда идёт, широко разинув рот?
Кто машины пропускает, ПДД все соблюдает?
Кто шагает без разбора на сигналы светофора?
Кто всегда в трамвае тесном уступает старшим место?
Кто дорогу перейдёт только там, где переход?
Кто пинает мяч весёлый на дороге перед домом?
Знает кто, что красный свет – это значит хода нет?
Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?
Знает кто, что свет зелёный, означает – путь открыт?
Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?
Итог: Посмотрите ребята на нашу картину. Сегодня мы с вами совершили хорошее дело, помогли дорожным знакам вернуться на свои места. Вы довольны ребята? Мне пришло письмо от Незнайки, он пишет, что мы помогли ему разобраться: почему же, произошла авария. Он благодарит вас и выслал для вас медальки «Знатоки ПДД». Но прежде чем вы их получите, давайте вспомним, какие правила вы запомнили? Я буду по очереди бросать мяч каждому, а вы отвечайте.
Ну что ж, ребята, мы с вами сегодня вспомнили правила дорожного движения. И я убедилась, что вы их хорошо знаете дорожные знаки. Теперь самое главное для вас – применять их всегда, когда выходите на улицу, показывая всем пример. На этом наше занятие заканчивается, большое спасибо, что внимательно слушали и смотрели. Будьте здоровы и запомните Азбуку безопасности на дороге.