Лариса Галачиева
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
Образовательные:
• Закрепить умение определять местоположение звука в слове;
• упражнять в составлении схемы предложения;
• закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
• закрепить понятие предложение.
Развивающие :
• Развивать умение составлять схемы предложения;
• развивать фонематический слух и внимание.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к русскому языку.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Материалы к занятию : картинки для составления предложений, фишки для проведения звукового анализа слов, карточки для составления схемы предложения, посылка, аудиозапись.
Ход занятия
Организационный момент
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться – «Доброе утро!
– «Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!»
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: - Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо – звуковое. Давайте послушаем его (звучит запись «письма» от Королевы Знаний)
«Мои юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня я приглашаю вас в гости в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вам необходимо выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!»
Воспитатель: Ну что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? (Да) Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, нам нужно отгадать загадки о жителях этой страны:
1. Один мягкий и свистит 3. Черные птички на белой
Другой твёрдый и шипит страничке
Третий вовсе запоёт Молчат, ожидают, кто их
Хоть кто его произнесет (ЗВУК) прочитает (БУКВА)
2. Черные, кривые, 4. Сначала я никак не мог
От рожденья все немые, Прочесть с двух букв
А как встанут в ряд – Свой первый (СЛОГ)
Все заговорят. 5. Звук я к звуку подберу
(БУКВА) И его произнесу
5. Много слов я соберу Если буквы в ряд сложу
Меж собой их подружу То его потом прочту (СЛОВО).
Понятным будет изложение
То получу я (ПРЕДЛОЖЕНИЕ).
Воспитатель: Скажите ребята, чем отличается буква от звука?
– «Доброе утро! Солнцу и птицам!
Дети: букву мы видим, пишем, читаем, а звук слышим и произносим.
Воспитатель: давайте с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губ. А-О-У-Ы-И (выполняется упражнение) утро Воспитатель: Ну, а теперь мы можем отправляться в путь! Поможет нам оказаться в Стане Знаний волшебная дорожка. Раз-два-три в Страну Знаний волшебная дорожка нас веди!
Воспитатель: Вот мы, кажется, и попали в Страну Знаний. А это, наше первое задание.
Королева Знаний посылку прислала
А в ней подарки вам.
Но вы не ждите подсказки:
Названия подарков на слоги поделите,
И сколько в слове частей – скорее вы скажите!
Воспитатель: Достает из посылки игрушки, и показываю детям (куклу, мячик, кубик, машину, матрешку).
Посмотрите, ребята, какие интересные подарки! Но вы помните задание королевы знаний? Нам необходимо поделить слова на слоги разными способами.
Воспитатель: Сколько слогов в слове кукла? (2)
Воспитатель: Как еще мы сможем проверить? (при помощи хлопков).
Воспитатель: Сколько в этом слове гласных звуков? (2)
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов.
Воспитатель: Сколько в слове мяч слогов? (1)
Воспитатель: Сколько гласных звуков? (тоже 1)
Воспитатель: Сколько в слове машина слогов? (3)
Воспитатель: Сколько гласных звуков? (тоже 3)
Воспитатель: Сколько в слове матрешка слогов? (3)
Воспитатель: Сколько гласных звуков? (тоже 3)
Воспитатель: Сколько в слове кубик слогов? (2)
Воспитатель: Сколько гласных звуков? (тоже 2)
Воспитатель: Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки).
Воспитатель: Правильно, игрушки. А давайте послушаем задание. Скажите, что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой).
У Королевы Знаний
Помощников не счесть
Средь них один чудесный Гномик есть
Он карточку со схемами в подарок вам принёс
Вы ж проявите своё умение
Составьте со словами предложения!
Воспитатель: Скажите ребята, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой).
Дети: Предложения состоят из слов. Предложение выражает законченную мысль и имеет особую интонацию.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Вот этот Ученый Гном просит вас составить предложения по схемам со словами, которые мы делили на слоги! (На плакате нарисован Гном со схемами предложений).
Воспитатель: Но для начала скажите, пожалуйста ребята, что означает каждая полоска в предложении?
Дети: Это слово.
Воспитатель: А что означает этот элемент в предложении?
Дети: Это начало предложения, и оно пишется с большой буквы.
Воспитатель: Что мы ставим в конце предложения?
Дети: Точку, вопросительный знак, восклицательный знак.
Воспитатель: Теперь начнем составлять предложения по картинкам.
(один ребенок у доски, остальные за столами составляют схему предложений)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.
1. Мы на коврике стоим, Вот так, еще раз
Во все стороны глядим, Посмотрите все на нас! (накло
Вправо, влево, вверх и вниз, вправо, влево)
Посмотри и улыбнись. (Повороты
Головы вправо, влево, вверх, вниз) 5. А теперь пойдем вприсядку,
Мы веселые ребятки,
2. Выше руки поднимай, Вот так, еще раз,
Вправо, влево покачай. Получается у нас! (Выполняют
Вот так, еще раз, полуприседания)
Получается у нас! (Изображают как
Ветерок качает деревья). 6. А теперь мы все поскачем,
Как веселый звонкий мячик.
3. Вправо, влево повернись, Вот так, еще раз,
И соседу улыбнись. Посмотрите все на нас! (Прыжки)
Вот так, еще раз,
Посмотрите все на нас! (Повороты 7. Руки выше подними,
корпуса вправо, влево) Только носиком дыши.
Вот так, еще раз,
4. Вправо, влево наклонись, И закончим мы сейчас.
Наклоняйся, не ленись, (Дыхательные упражнения)
Воспитатель: Вот мы и набрались сил и теперь можем дальше продолжать путешествие. Нас ждет следующее задание от Королевы Знаний, давайте подойдем к столам. (Садимся за столы)
Воспитатель: Я сейчас буду называть слова, а вы с помощью палочек выкладывайте только первые буквы каждого слова (одновременно это же задание выполняется у доски)
Пух
Альбом
Утка
Ключ
Воспитатель: Давайте прочитаем, какое слово получилось. (ПАУК)
Воспитатель: Правильно, это слово паук! (достаю из посылки игрушку-паука)
Воспитатель: Скажите ребята, сколько слогов в этом слове? (2)
Воспитатель: А сколько букв? (4)
Воспитатель: Что мы обозначаем синими, красными, зелеными фишками? (Звуки)
Воспитатель: Подскажите мне, ребята, какой звук обозначается красной фишкой? (гласный). Зеленой фишкой? (мягкий согласный). А синей фишкой? (твёрдый согласный).
П А У К
Воспитатель: Сколько согласных звуков в этом слове? (2)
Воспитатель: А сколько гласных? (тоже 2)
Воспитатель: Какие гласные звуки? (а, у)
Воспитатель: Какие согласные звуки? (п, к)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.
(после того как задание будет выполнено, звучит голос Королевы Знаний)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Что – то мы засиделись, давайте с вами поиграем в интересную игру. Я буду бросать вам мяч и произносить часть слова, а другую часть вам нужно назвать и вернуть мне мяч. Начинается игра. Ли – ст, ко – зы, зи – ма, ло – шадь, ры – ба, шу – ба, за – мок, жи – раф.
«Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это я вас награжу. Я прощаюсь с вами, буду рада видеть вас вновь в Стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья!»
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу.
Итог занятия.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами побывали сегодня? Что узнали нового? Что вам больше всего понравилось?