Эльнара Салединова
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Чудо-остров» на тему «Культура и традиции народов Крыма»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Чудо остров» на тему :
«Культура и традиции народов Крыма»
Цель: Расширить и закрепить знания детей о родной республике, развивать у детей дошкольного возраста нравственно-патриотические ценности через приобщение к миру культур и традиций народов Крыма.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, некоторых исторических событиях.
Публикация «Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе „Чудо-остров“ на тему „Культура и традиции народов Крыма“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крым. Родной край
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
2. Продолжать знакомить с культурным наследием (творчеством, традициях и обычаях народов Крыма).
3. Воспитывать уважение и положительное отношение к традициям народов, проживающих в Крыму, познакомить детей с их разнообразием.
Ход занятия:
Вводная часть: (Воспитатель выставляет картины с изображением природы Крыма)
-Ребята, сегодня наше занятие я хочу начать с чтения стихотворения. А вы дети должны сказать о каком крае будет идти речь.
Этот край чудесный, там, где синь небес,
Голубое море и зеленый лес,
Ручеек звенящий и веселый гром.
Это запах хлеба, это отчий дом
Родина родная наша сторона,
Ты на всей планете лучшая страна.
-О чем это стихотворение? Как называется страна, в которой мы живем, наша Родина? (Ответы детей)
-Россия – большая страна, наша большая родина.
-А как называется наша маленькая родина, наш родной край? (Крым, Республика Крым).
-Крым очень богатая, большая и очень разная: Есть могучие высокие горы, широкие реки, огромные поля, прекрасные сады, красивые равнины, леса. Каждый уголок по-своему уникален и интересен. Есть большие города, маленькие посёлки, уютные деревни.
-Сейчас я вам расскажу легенду о происхождение Крымской земли.
Много лет назад на планете были только моря. Но вот море начало волноваться, забурлила, закипела вода, поднялись волны, из-под воды появилась суша, небольшой участок земли, который имел вот такую форму. (Показать карту Крыма). Здесь были горы, реки, водопады, долины. Со временем, на этой земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники, появились звери и птицы. Так на планете появился самый красивый уголок Земли, наш Крымский полуостров.
- Почему Крым называется полуостровом? (Потому что с трёх сторон омывается морями).
-А как называется столица Крыма? (Ответы детей).
-Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым. Здесь живут наши родители, друзья, родственники, здесь родились вы сами. Крым- одно из самых красивых и удивительных мест на земле. У каждого, кто посещает его, навсегда остаётся незабываемое впечатление о нём, а сколько неразгаданных тайн и чудес хранит эта фантастическая земля!
Дидактическая игра «Кто живет в Крыму»
- А в воде живёт индюк? Нет.
- А в лесу живёт утюг? Нет.
- Ну, а корка от арбуза? Нет.
- А вообще живёт медуза? Нет.
- А большие мандарины? Нет.
- В Чёрном море есть дельфины? Да.
- Рыбы в нашем море есть? Да.
- Крокодилов в нём не счесть? Нет.
- Дети плещутся в воде? Да.
- Вместе с птицами в гнезде? Нет.
-Природа нашего края очень красивая, яркая, множество растений имеют лечебные свойства. Многие из них произрастают только у нас и занесены в красную книгу. И даже сам воздух, впитавши в себя влагу моря и ароматы растений, становится целебным.
- А чем уникален наш Крым? (Ответы детей)
Физкультминутка – «Хоровод» :
Солнышко, солнышко, в небе посвети!
(потянуться руками вверх, подняться на носки)
Яркие лучики к нам протяни.
(вытянуть руки вперед, ладонями вверх)
Ручки мы вложим в ладошки твои,
(разбиться на пары, взяться за руки)
Нас покружи, оторвав от земли.
(покружиться парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок
(перестроиться в цепочку)
Там все мы встанем дружно в кружок.
(встать в круг)
С песнями водим мы хоровод, солнышко с нами по кругу идет
(идти по кругу)
Хлопают радостно наши ладошки
(хлопать в ладоши)
Быстро шагают резвые ножки
(идти быстрым шагом)
солнышко скрылось, ушло на покой
(присесть, голову закрыть руками)
Мы же на место сядем с тобой.
(тихо сесть на свои места)
-Люди – это главное богатство Крыма. Издавна в Крыму жили люди, относящиеся к самым разным этническим народностям и группам : киммерийцы и тавры, скифы и сарматы, греки и римляне, хазары, печенеги и половцы, византийцы и итальянцы, татары и турки, караимы и крымчаки, армяне и славяне.
-Что такое национальность? (Принадлежность к этнической общности).
Чтение стихотворения «Хоровод»
Греки, русские, армяне,
Крымчаки и караимы-
Есть у нас другое имя:
Нас зовут ещё «крымчане».
Украинцы и евреи,
Немцы, крымские татары,
Ассирийцы и болгары,
Становитесь в круг скорее!
Хайторма, гопак и фрейлахс,
Сырба, барыня, сиртаки-
Словно лютики и маки,
Так поляна загорелась.
Не в саду, не в огороде –
Мы в семье, в своём народе.
Дай мне руку, мой ровесник,
Станем рядом в хороводе!
- Вы прослушали стихотворение, а теперь, скажите о каких национальностях говорилось в нём?
-Какие национальности народов Крыма вы знаете? (Ответы детей).
-Первооткрывателями Крымского побережья были греки. По древнему сказанию, когда греки плыли на своих кораблях, на их судно обрушился страшный шторм. Гигантские разъярённые волны вынесли корабль на высокий невидимый скалистый берег. Таким образом ими была открыта наша Крымская земля. Всем сердцем они полюбят её и будут считать её своей второй матерью. Они здесь построят свои города- полисы: Пантикапей, Феодосию, Херсонес.
-В XI веке в Крым эмигрировали армяне на постоянное место проживания. Трудолюбивые армяне быстро наладили дружбу со всеми соседями, поэтому их число быстро разрасталось. Существует армянская Пасха. Снега в Крыму всегда было мало, поэтому в масленицу катались не на санях, как было принято у русских, а на лошадях, верблюдах и ослах. На площади города строились торговые ряды и балаганы. Плясали и пели ряженые в масках и костюмах. По городу на носилках носили «Палну» - бога весны. До утра танцевали. Веселились, угощались блинами, различными сладостями и напитками. Армяне всегда славились умением работать с кожей, умели находить воду, родники. Каждый родник облекался в каменное платье и превращался в памятник.
-Также в Крыму поселились болгары. Первые колонии болгар появились под Симферополем, в Старом Крыму, в Евпатории. Дом у болгар прочно построен из кирпича или глины с хворостом. Внутри и снаружи чисто выбелено. На 1 марта в честь прихода весны, болгары дарили друг другу Мартинички – символ плодородия и семейного благополучия.
-Да, наш Крым богат национальностями, и что только люди не умеют делать и песни петь, и легенды складывать, и танцевать, и игры придумывать. У каждого народа есть свой язык, костюмы, традиции и обычаи. И в нашей группе есть дети разных национальностей. Сейчас они нам расскажут о своих традициях и обычаях.
Запись крымскотатарской музыки (выходит ребенок в национальном костюме)
-О какой национальности хочет рассказать этот ребёнок? (Окрымскотатарской).
-Давайте поздороваемся на татарском языке: «Селям Алейкум!»
-Алейкум селям! Крымские татары очень гостеприимные люди, гостей встречают ароматным кофе со множеством лакомств, гость занимает лучшее место за столом. На стол ставят национальные блюда лагман, самсу и пахлаву. А еще в наших семьях дети целуют руку родителям, дедушкам, бабушкам в знак уважения к старшим.
- Какую национальность представляет этот ребёнок? (Украинскую).
-Давайте поздороваемся на украинском языке: «Добрий день!»
-Добрий день! Я хочу вам рассказать об украинском веночке. Его носили на голове незамужние девушки, считалось, что в нем есть волшебная сила, которая может защитить от беды. В венок вплетали лечебные травы, хлебные колосья, ленты, лук, чеснок. А еще венок давали мужчинам, как оберег, если они шли на войну. Так же его прибивали на двери дома, чтобы у семьи было здоровье целый год. Его надо было беречь, потерять венок, означало великий стыд и беду. Гостю предлагают украинский борщ с пампушками, сало и вареники с разнообразными начинками.
-А этот костюм вам говорит о какой национальности? (О русской).
- Здравствуй! Можешь рассказать нам, какой-нибудь русский обычай?
- Здравствуйте! Хорошо я с удовольствием расскажу вам об одном очень интересном обычае. На Руси давным-давно, когда купали младенца, в первый раз, бабушки и дедушки клали в таз с водой - уголек, зернышки и монетки.
-Когда клали уголек, говорили - привыкай к домашнему теплу. Зернышки, чтобы всегда был сыт. А монетки к богатству.
И, конечно же, что бы всегда был здоров. А когда приходит гость на стол ставят щи, блины, а летом – освежающую окрошку.
Теперь и мы сможем рассказать об этом обычае нашей семье. Как вы сегодня услышали и увидели, в Крыму проживают люди разных национальностей. И те, о которых я рассказала – это лишь небольшая часть от общего количества. Все мы проживаем в Крыму и поэтому должны знать культуру, традиции и обычаи других народов, проявлять уважение и понимание к другим народам. Самое главное, что б мы жили в мире и согласии, чтоб никогда не ссорились и помогали друг другу. Чтоб помнили и уважали традиции своего народа. Чтоб любили свою Родину, свой Крым и гордились им.
Ребенок: Даже если мало места,
Всё равно нам здесь не тесно.
Вместе мы одна семья
Все народы здесь друзья.
-Спасибо вам ребята. Вы молодцы, хорошо отвечали, много знаете о нашем родном крае.
Рефлексия. Упражнение «Спасибо за прекрасный день!»