Дина Титова
Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «В гостях у бабушки Варварушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе на тему «В гостях у бабушки Варварушки».
Цель: Приобщение дошкольников к нравственно – патриотическому воспитанию на основе формирования интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.
Задачи:
Публикация «Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе „В гостях у бабушки Варварушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
обучающие: познакомить детей с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; расширять словарный запас: рушник, сундук, лампа, самовар, ухват, чугун;
развивающие: развивать наглядно-образное мышление, внимание, память; развивать связную речь и коммуникативные умения, закрепить умение работать с клеем, фломастерами, рисовать узоры;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к старинным вещам, уважение к традициям; воспитывать патриотизм, трудолюбие.
Интеграция: образовательные области (познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие).
Предварительная работа: чтение сказок, изучение поговорок, прибауток, заучивание стихов, посещение музея «Русь избяная».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся. А скажите, как называется страна, в которой мы живём?
Дети: Россия
Воспитатель: Правильно, Россия. А в старину нашу страну ласково называли Русь, Русь – матушка. Давайте вспомним как на Руси люди здоровались и также поздороваемся с гостями нашими (правую руку на сердце и поклон). Здравствуйте гости дорогие, гости званные и желанные. А, что означает это слово – здравствуйте?
Ответы детей
Воспитатель: Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку с кем здороваешься.
Воспитатель: Кто-то бросил на оконце, посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо,
Может это воробьишко пролетая уронил,
Может кот письмо, как мышку на окошко заманил?
Воспитатель открывает конверт и читает.
Текст письма: «Здравствуйте дорогие детишки средней группы. Пишет вам бабушка Варварушка. Я очень люблю наш край. Нравится мне по краю путешествовать и любоваться его просторами, его удивительной красотой, да у старых людей про наше прошлое выспрашивать. Народ –то у нас душевный, гостеприимный. Прослышала я, что вы тоже любите интересоваться прошлым. Решила заехать к вам. Посмотреть да послушать, что знают дети про жизнь наших бабушек и дедушек?
Бабушка Варварушка»
Воспитатель: Ребята надо приготовиться встречать гостя. А так как мы уже одели нарядные русские народные костюмы, осталось только накрыть стол.
Стук в дверь. Входит бабушка Варварушка.
Бабушка Варварушка: Здравствуйте, ребята! Какие вы красивые, нарядные. Как и положено гостье я приехала не с пустыми руками. Привезла я вам чудесный мешочек. Он хранит в себе много интересного о нашем с вами прошлом. Всё что вы из него достанете имеет своё задание. И если вы ответите на все задания. То вас ждет прекрасный сюрприз.
Воспитатель: Спасибо, тебе бабушка. Садись за стол, отдохни с дороги, выпей чаю. А мы с ребятами рассмотрим этот мешочек и постараемся разгадать все загадки, которые в нем находятся. Ребята, внимательно посмотрите на этот мешочек и расскажите какой он.
Дети: Он очень красивый, интересный, необычный. На нем изображен затейливый рисунок.
Воспитатель: Правильно, ребята! А теперь давайте достанем из мешочка первую вещицу и посмотрим какую загадку она в себе таит.
Воспитатель вызывает одного из детей. Тот достает картинку с самоваром. Дети видят на столе самовар, и подходят к нему. На столе лежат еще старинные предметы
Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами предметы, которыми пользовались наши бабушки и дедушки. Вы должны ответить, как назывался предмет и для чего он был нужен.
Например, чугунок – в нем варили еду.
Рушник - полотенце, вышитое хозяйкой
Ухват – им доставали чугунок из печи
Коромысло – носили воду
Рубель – с его помощью гладили
Веретено – ткали нить.
Лампа – освещала помещение
Перо – им писали
Воспитатель: Молодцы, ребята с первым заданием вы справились! Теперь давайте вернемся к мешочку и посмотрим, какое следующее задание он приготовил.
Один ребёнок вынимает сверток, внутри разрезанная на части картинка. Дети подходят к столу и собирают картинку получается печка.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что нас может связывать с печкой? Печь в избе - самое главное? Раньше без неё в избе жить невозможно. В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете? А для чего нужна печь в доме?
Предполагаемые ответы детей: В печи готовили еду, пекли хлеб, сушили грибы, ягоды и разные травы, обогревала жилище.
Воспитатель: Правильно, дети! Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. А сделана печь из кирпичей, значит она какая? (Кирпичная)
С печью связан весь быт, вся жизнь. Недаром народ наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках встречается печка?
Ответы детей: Гуси-лебеди, Волк и семеро козлят, Колобок.
Воспитатель: Всё верно ребята, молодцы!
Физкультминутка:
В старину много работали и мужчины, и женщины, уставали, а отдыхать им помогала веселая игра:
Коли народ невесел,
Низко голову повесил.
Знаю я, нужна игра,
Распотешиться пора!
- Я предлагаю вам поиграть. Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача — повторять за мной!
За дровами мы пойдем!
И пилу с собой возьмем!
Вместе пилим мы бревно!
Очень толстое оно!
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки
Воспитатель: Ну, что ребята продолжим выполнять задания?
Дети: Да.
Все подходят к мешочку и достают клубок, в нем находятся вопросы. Воспитатель читает, а дети отвечают.
• Одежда на Руси у женщин (сарафан)
• Одежда на Руси у мужчин (рубаха, штаны)
• Как называли жилище на Руси (изба)
• Кто оберегал русское жилище (домовой)
• Какая посуда была раньше (деревянная)
• Обувь в которой ходили летом (лапти)
• Обувь в которой ходили зимой (валенки)
• Русские народные музыкальные инструменты (дудка, рожок, бубен, балалайка)
• Что водили (устраивали) летом молодежь? (хороводы)
Воспитатель: Ребята, а давайте все вместе поводим хоровод.
Дети с воспитателем исполняют хоровод, а затем возвращаются к мешочку и достают последнюю вещь, платок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой он красочный, красивый с интересным и ярким рисунком. Издавна по народной традиции платок был самым желанным подарком. Платок не просто головной убор, а символ любви и красоты. А давайте мы тоже сделаем свой платок, украсим его и подарим их бабушке Варварушке.
Дети садятся за свои рабочие места и раскрашивают платочки, затем дарят их бабушке.
Бабушка Варварушка: Спасибо мои дорогие ребята, вижу многое знаете вы про наше с вами прошлое. И на память о нашей встрече хочу вас угостить пирогами, которые я испекла для вас. А теперь настала пора и прощаться. До свидания!
Дети: До свидания!
Бабушка отдает пироги и уходит.
Воспитатель: Ребята вам понравилось, а теперь мы с вами пойдем в группу и отведаем угощение бабушки Варварушки.