Ирина Боткарёва
Конспект занятия по музыкально-слуховому развитию детей младшего дошкольного возраста «Первые ритмы»
▼ Скачать + Заказать документы
Ирина Боткарёва
Конспект занятия по музыкально-слуховому развитию детей младшего дошкольного возраста «Первые ритмы»
1. Упражнение по музыкально-ритмической деятельности «Первые ритмы»
Интегрируемые образовательные области: коммуникация, социализация, познание.
Формы непосредственно образовательной деятельности: игра
Цель упражнения: запомнить ритм.
Задачи: развивать слуховое восприятие
Публикация «Конспект занятия по музыкально-слуховому развитию детей младшего дошкольного возраста „Первые ритмы“» размещена в разделах
Материалы и оборудование-музыкальные инструменты : «шуршики», «озорные колпачки», «буль-бульки».
Ход деятельности:
- Дети, наши «шуршики», «озорные колпачки», «буль-бульки» сегодня поссорились между собой. Они играют вместе, но перестали слышать друг друга. Давайте их попробуем помирить между собой. (Раздаёт детям «шуршики», «озорные колпачки», «буль-бульки»). А теперь пробуем играть. (Дети играют все вместе).
- Звучат все инструменты весело, задорно, но что-то не то. А мы умеем теперь играть по очереди! (Дети играют сначала «буль-бульками», затем «шуршиками», «озорными колпачками»).
- Уже лучше. Но всё равно что-то не так. Чувствуется всё равно ссора между инструментами, а знаете почему? Им нужен ритм. «Буль-бульки» играли быстро, «шуршики» медленно очень, а «озорные колпачки» даже между собой кто медленно, а кто быстро играл. Поэтому всем инструментам нужен одинаковый ритм в мелодии. Играя на музыкальных инструментах все вместе- это уже оркестр. А кто-то один должен задавать нам ритм. Такого человека называют дирижёром. У него в руке палочка, которой он указывает ритм взмахами, а если в оркестре кто-то один должен вступить, то дирижёр указывает палочкой на него, чтобы вступление было вовремя, не отставать и не опережать других, поэтому надо внимательно смотреть на него, какой ритм он даёт. Давайте теперь попробуем играть в ритм. Я буду дирижёром, а вы мои музыканты. Смотрите, я взмахиваю рукой с дирижёрской палочкой- это вступление. Главное, правильно вступить и играть ритмично. (Дети смотрят на взмахи дирижёра и играют в ритм).
- Вот молодцы! А вы слышите? Наши музыкальные инструменты уже не ссорятся друг с другом. Играют дружно.
2. Упражнение по музыкально-ритмической деятельности «Быстрый темп»
Интегрируемые образовательные области: коммуникация, социализация, познание.
Формы непосредственно образовательной деятельности: игра
Цель упражнения: запомнить ритм.
Задачи: развивать слуховое восприятие
Материалы и оборудование-музыкальные инструменты : «шуршики», «озорные колпачки», «буль-бульки».
Ход деятельности:
- Дети, сегодня мы будем упражняться в медленном темпе. (Раздаёт детям музыкальные инструменты : «шуршики», «буль-бульки», «озорные колпачки»).
- Итак, сначала посмотрите на меня внимательно. Как я дирижирую? Вниз идёт рука-раз, вверх идёт рука-два, вверх рука, вниз, опять вверх рука, вниз. Взмахиваю неторопливо, медленно. Взмахами руки показываю, в каком ритме играть. Как я взмахиваю?
Дети: медленно.
- Правильно. А теперь наш оркестр приготовился и смотрит на дирижёра, то есть на меня. (Дети под дирижирование выполняют игру на музыкальных инструментах в медленном темпе).
- Молодцы, никто не должен ускорять темп и не отставать. А точно играть по заданному темпу. А если не будем придерживаться правилам игры, то музыка будет ломаться, музыкальные инструменты «ссориться».
3. Упражнение по музыкально-ритмической деятельности «Быстрый темп».
Интегрируемые образовательные области: коммуникация, социализация, познание.
Формы непосредственно образовательной деятельности: игра
Цель упражнения: запомнить ритм.
Задачи: развивать слуховое восприятие
Материалы и оборудование-музыкальные инструменты : «шуршики», «озорные колпачки», «буль-бульки».
Ход деятельности:
- Дети, сегодня мы будем упражняться в быстром темпе. (Раздаёт детям музыкальные инструменты : «шуршики», «буль-бульки», «озорные колпачки»).
- Посмотрите на меня ещё раз внимательно. Я дирижирую рукой вверх, вниз, снова вверх, вниз. Но обратите внимание, я уже взмахиваю быстрее, темп ускорился, значит как мы будем играть?
Дети: быстро.
-Правильно. Будем играть быстро. Приготовились! (Дети под дирижирование выполняют игру на музыкальных инструментах в быстром темпе).
-Молодцы, но следует напомнить, что никто не должен опережать в ритме, а играть ритмично по заданному темпу.
4. Совместная деятельность по музыкально-двигательной активности «Оркестр».
Интегрируемые образовательные области: коммуникация, социализация, познание.
Формы непосредственно образовательной деятельности: игра
Цель упражнения: запомнить ритм.
Задачи: развивать слуховое восприятие
Материалы и оборудование-музыкальные инструменты : «шуршики», «озорные колпачки», «буль-бульки», «музыкальные браслетики».
Ход деятельности:
Звучит классическая музыка П. Чайковского «Времена года». Дети входят под музыку, останавливаются врассыпную.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами познакомимся с другими музыкальными звуками, не звуками природы, а с инструментальными звуками, то есть звуки, которые извлекаются на музыкальных инструментах. Мы с вами уже знакомы с некоторыми инструментами- это бубенцы, «буль-бульки», «шуршики», «озорные колпачки», «браслетики на липучках», «тепики», колокольчики и даже издавали звуки бумагой. И если все эти звуки сложить, то получится необычная музыка. Но существуют и другие музыкальные инструменты. Давайте на них посмотрим. Проходите на стулья, садитесь. (На экране появляется мальчик с дудочкой, он исполняет мелодию). Посмотрите- это тоже музыкальный инструмент, называется дудочка. Мальчик в неё дует и извлекается звук, а играя разными звуками на ней, получается мелодия. Смотрим дальше (На экране появляется мальчик с барабаном, он ударяет по инструменту). Дети-это музыкальный инструмет-барабан. По нему можно ударять быстро и медленно. А ещё есть скрипки, посмотрите (На экране изображены скрипки, музыканты играют на скрипках). Вы только прислушайтесь, как красиво звучат и обратите внимание как они на них играют. В оркестре очень много музыкальных инструментов. И все они по-разному звучат. У каждого инструмента есть свой тембр. О них мы узнаем позже. У нас тоже есть свои музыкальные инструменты, какие?
Дети отвечают: «шуршики», «озорные колпачки», «буль-бульки», «музыкальные браслетики», колокольчики, бубенцы.
Музыкальный руководитель : правильно, поэтому мы создадим свой оркестр, сейчас я вам раздам эти инструменты, а я вам буду дирижировать. Мы уже с вами умеем играть по очереди, вместе, быстро, медленно, тихо и громко. Теперь встанем рядами. Первый ряд-«шуршики», второй ряд «озорные колпачки», третий ряд «буль-бульки». С левой стороны колонна-«музыкальные браслетики», с правой стороны колонна –колокольчики и бубенцы. Дирижёр стоит лицом к оркестру. Музыканты, приготовились и смотрим на дирижёра, то есть на меня. (По указанию дирижёра вступают сначала бубенцы и колокольчики. Затем играют только браслетики. Теперь играют бубенцы, колокольчики, браслетики вместе. К ним присоединяется первый ряд-«шуршики», затем второй ряд-«озорные колпачки», затем третий ряд «буль-бульки». Дирижёр показывает, когда играть тихо, а когда громко, быстро, затем медленно).
Музыкальный руководитель : молодцы, ребята, у нас настоящий, дружный оркестр.
А сейчас я вам раздам только браслетики и мы будем ими подыгрывать под музыку песни «Весёлый музыкант» слова Т. Волгиной, музыка А. Филиппенко
Музыкальный руководитель : ребята, вам понравился оркестр?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель : в следующий раз мы познакомимся с другими музыкальными инструментами и продолжим нашу с вами игру.
(Звучит классическая музыка П. Чайковского «Времена года». Дети цепочкой выходят из зала).