СВЕТЛАНА КОЛИНА
Конспект занятия по моральному воспитанию в подготовительной группе «Общение со сверстниками и друзьями»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по моральному воспитанию в подготовительной группе «Общение со сверстниками и друзьями»
Цели:
• Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений.
• Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев и давать им моральную оценку, развивать связную речь, мышление.
Публикация «Конспект занятия по моральному воспитанию в подготовительной группе „Общение со сверстниками и друзьями“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
• Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща. с окружающими: доброжелательности, честности, отзывчивости.
• Учить справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать культуру общения : умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами.
• Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе.
ОБОРУДОВАНИЕ: диск с песней «Настоящий друг», «Улыбка»; на всех детей контурное изображение бабочки, цветные карандаши.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
чтение детям рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Плохо», «На катке», «Хорошее», «Отомстила», «Три товарища», «До первого дождя», «Просто старушка»; Л. Н. Толстой «Косточка», «Котенок»; Н. Носов «Карасик». Заучивание пословиц о дружбе, честности.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
Здравствуйте, дорогие ребята!
Воспитатель : Давайте встанем все вместе в круг радости:
Здравствуй, солнце золотое! (Ручки вверх).
Здравствуй, небо голубое! (Ручки в стороны)
Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки).
Всех вас рада видеть Я! (Раскачивают ручки).
Воспитатель : Я очень рада тому, что у нас с вами сегодня очень весёлое, хорошее настроение.
- Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Дети и воспитатель ладошка в ладошку : любим мы свой детский сад.
Здесь полным-полно ребят,
Может 100, а может 200,
Хорошо, когда мы вместе.
(Дети садятся на места)
2. Мотивационный момент
Воспитатель : Ребята, послушайте загадку:
Кто в беде не бросит,
Лишнего не спросит?
Жить на свете очень туго
Без подруги или (друга).
3. Основная часть
Давайте поговорим о сверстниках и друзьях. Обсудим, что нужно делать, чтобы поддерживать с ними ровные, хорошие отношения.
Взрослый обращает внимание детей на то, что кто-то поет отрывок из песни старухи Шапокляк:
…Кто людям помогает,
Теряет время зря –
Хорошими делами
Прославиться нельзя.
И я вам предлагаю
Всем делать точно так,
Как делает старуха
По кличке Шапокляк.
Воспитатель :
- А что за песню мы сейчас с вами прослушали?
- А разве вы ее не знаете?
Это песенка из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена».
- Дети, а кто пел эту песенку? (Старуха Шапокляк.) Почему?
- Почему с ней никто не хотел дружить? (Потому что она была злой, вредной, всем мешала.)
Предлагаю вам, ребята, поучиться вежливости и дружбе.
Воспитатель. Кого называют хорошим товарищем? (Хороший товарищ добрый, нежадный, умеет дружно играть, не дразнится, помогает другим.) А как быть с такими ребятами, которые дразнятся, дерутся, мешают играть?
Некоторые дети считают, что драчуну нужно сдать сдачи.
Воспитатель. А как можно по-другому убедить драчуна в том, что ссоры и драки мешают жить и играть дружно?
После ответов детей педагог делает вывод:
- Если все дружно встанут на защиту обиженного, то обидчик не посмеет драться. Хороший товарищ всегда поможет, защитит, разделит радость.
Но мы знаем, что есть дети, которые всегда и во всем стремяться стать первыми, самыми лучшими, хотят, чтобы хвалили только их, чтобы окружающие постоянно восхищались ими.
Как вы думаете, легко ли общаться с такими детьми?
Общаться и дружить с ними нелегко и неинтересно. Ведь они думают только о себе.
Очень неприятная черта характера – зависть. Старайтесь не завидовать и не злиться, если кто-то делает что-нибудь лучше вас. Умейте проигрывать!
Научитесь уступать друзьям и не спорить с ними из-за пустяков, умейте радоваться их удачам и успехам!
Теперь представьте такую ситуацию: вы предлагаете другу сыграть в шашки или лото, а он говорит, что хочет поиграть с конструктором.
Как вы поступите?
Уступите другу, сначала поиграйте вместе с конструктором, а уж потом поиграйте в шашки или лото.
Послушайте стихотворение:
Я хочу испечь пирог
Я играть в песок люблю –
Я куличики леплю.
Ровные, как из печи,
Получились куличи!
Дай мне, Танечка, совок,
Я хочу испечь пирог!
- На, возьми скорей совок,
Вместе будем печь пирог.
Я пойду сорву травинку,
Выйдет пирожок с начинкой.
Как вы думаете, умеет ли дружить девочка по имени Таня?
Почему вы так решили?
А теперь представьте такую ситуацию: вы качаетесь на качелях, а вокруг стоят ребята, которые ждут своей очереди.
Что вы будете делать?
Правильно! Немного покачаетесь и уступите качели другим ребятам.
Качели
Представьте, качели – ковер-самолет,
На нем отправляюсь в далекий полет.
Лечу над полями, лечу над рекой,
А вам на прощанье махну я рукой!
Потом «приземлюсь» и друзьям во дворе
Я дам полетать на волшебном ковре.
Дети, о которых рассказывалось в стихах, умеют дружить с товарищами.
Послушайте стихотворение и подумайте, что можно сказать об этом ребенке.
Подъемный кран
У меня подъемный кран,
С ним играть я буду сам!
Кран мой новенький, блестящий,
Он совсем как настоящий.
Никому его не дам –
Это мой подъемный кран!
В стихотворение рассказывается о жадном мальчике. А ведь не зря люди приметили, что «кто жаден, тот в дружбе неладен, а кто щедрый, тот в дружбе первый».
Делитесь с товарищами тем, что у вас есть.
И, конечно, не забывайте говорить «пожалуйста», если просите у друга какую-нибудь вещь, и «спасибо», если друг выполнил вашу просьбу.
Самое главное в отношениях со сверстниками – проявлять дружелюбие к ним, понимать их внутреннее состояние, стараться поддерживать в трудную минуту.
4. Закрепление изученного
Вопросы
Расскажите о своих друзьях. Какие черты характера привлекают вас в них?
Умеете ли вы уступать друзьям?
Помогаете ли вы другу, если у того что-то не получается?
Делитесь ли вы с друзьями игрушками?
Умеете ли вы принимать советы и замечания друзей?
Игра «Закончи предложение»
– Я обижаюсь на друга, когда он … (дерется)
– Мне грустно, когда друг… (уезжает)
– Я радуюсь за друга, когда… (ему хорошо)
– Я помогаю другу, когда… (он не может одеться)
– Я люблю друга за то, … (что он мой друг)
Воспитатель. Дети, а когда вы ссоритесь с кем-нибудь, вам хочется сразу же помириться? А как вы миритесь со своими друзьями?
Затем взрослый знакомит с еще одним правилом примирения: «Дружба начинается с улыбки…»
Упражнение «Дружба начинается с улыбки…» (Под песню «Улыбка»).
Стоящие по кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).
Игра «Найди друга».
- А вы любите смотреть мультфильмы? Ведь в них тоже есть герои, которые дружат друг с другом.
На доске прикреплены картинки с героями сказок и мультфильмов. Дети выходят по 2 человека.
Задание: найди себе пару и встань рядом.
Карлсон – Малыш, Маша - медведь, Лунтик - Кузя, Винни Пух – Пятачок.
Физминутка (около столов)
Посмотри- ка ты вокруг:
Здесь твой друг, и там твой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
Предлагаю послушать детям рассказ «Конфеты»
С лучилось так, что Митя поехал летом на дачу с детьми из другого детского сада. Дача была хорошая, ребята веселые, и Митя скоро привык к ним. Они дружили с ребятами из другого города, писали друг другу письма, посылали рисунки и самодельные игрушки для новогодней елки. И вот однажды перед ужином, когда все дети были на участке, а Митя с одним мальчиком играли на террасе, появилась воспитательница с большим пакетом в руках. Он был перевязан красивыми ленточками, обклеен марками. Конечно, детям стало интересно, что это за пакет. А воспитатель говорит : "Это посылка от наших друзей из другого города, они посылают нам вкусные конфеты. Пожалуйста, распакуйте посылку, поделите конфеты на всех. Не забудьте тех, кого нет пока. Они придут на ужин и получат гостинцы". Воспитатель положил пакет на стол и ушел, а мальчики развязали ленточки и развернули бумагу. В пакете оказалось много очень вкусных конфет, и они начали их делить. Каждому положили сначала по одной конфете, и вдруг мальчик говорит. : «Митя, давай другим больше не дадим конфет, а спрячем их и потихоньку съедим сами". Митя представил себе, как много у него будет сразу конфет и как это здорово. Но потом подумал, что это нечестно: ведь ребята из другого города прислали конфеты всем, а не только им двоим. Так он и сказал, но другой мальчик не согласился: "Никто не знает, сколько конфет прислали. Воспитатель не видел. Ребята все равно будут очень довольны. Подумаешь, одна конфета или две, а у нас вон как много будет!". И он накрыл коробку бумагой. "Все равно нечестно", - сказал Митя,и тут вошел воспитатель и спросил? "Всем хватило?" "Да, по одной конфете", - отвечает мальчик. Но Митя сказал: "Нет, это не так, мы не все конфеты сосчитали. По-моему, даже по три получится". Воспитатель посмотрел и сказал : "Да, пожалуй, хватит по три, молодцы, раскладывайте скорее", - и опять ушел. Другому мальчику ничего не оставалось, как раскладывать конфеты дальше. Всем хватило по три конфеты, и еще четыре остались. "А уж эти мы возьмем себе, - сказал мальчик. - Их все равно поделить нельзя". Быстро съел одну и протянул одну Мите. Но Митя ее не взял. "Раз уж ты такой жадный, возьми и эти конфеты. Мне хватит тех, что есть", - подумал он. Вскоре на ужин пришли дети. Они очень обрадовались гостинцу и написали друзьям из другого города письмо и послали им очень красивые шишки. А ни Митя кому не рассказал про поступок мальчика, только маме, и она сказала, что он поступил как настоящий честный человек. А дружить с жадным мальчиком Митя больше не захотел.
Вопросы
Почему Митя не захотел дружить с этим мальчиком?
Что важнее – уметь быть хитрым или быть добрым и справедливым? Правильно ли поступил мальчик, хотев спрятать конфеты от других ребят?
А почему поступок мальчика можно назвать нечестным? Что он сделал неправильно?
А вы помогаете воспитателям?
Что вы заметили хорошего в поведении Мити и в его отношении к другим ребятам?
5. Подведение итогов
Заключение
- Да, ребята. Вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Я рада, что вы правильно поняли тему этого рассказа и тему нашего занятия.
- Почаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!
Я надеюсь, что вам понравился урок вежливости и дружбы, и вы все правила усвоили?
Рисование на тему.
Воспитатель предлагает детям раскрасить красивых бабочек, которых они могут подарить своим друзьям и, может быть, тем, кто сейчас в ссоре – они помогут помириться. (Под детскую песенку «Настоящий друг».)