Ирина Кочнева
Конспект занятия по математике в старшей группе «В городке геометрических фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему «В городке геометрических фигур».
Подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Кочнева И. Н. 2016г.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Публикация «Конспект занятия по математике в старшей группе „В городке геометрических фигур“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах и их свойствах.
Задачи: Упражнять детей в определении геометрических фигур на основе словесного описания и зрительного восприятия.
Закрепить умение соотносить геометрические фигуры с окружающими предметами.
Развивать социальные навыки умения работать в группе, паре, находить решение и делать выводы. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Способствовать формированию мыслительных операций.
Воспитывать усидчивость, сдержанность, самостоятельность.
Материал : 5 конвертов (внутри карточки с загадками о геометрических фигурах, схема с изображением геометрических фигур, знаки (треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, овал, круг)- обозначение улиц геометрического городка, геометрические блоки Дьенеша.
Раздаточный материал : 1/2альбомного листа с изображением прямоугольников на каждого ребёнка, цветные карандаши, альбомные листы с изображением круга на каждого ребёнка.
Методика проведения.
Воспитатель: Ребята, нам сегодня на электронную почту пришло письмо. А вам интересно узнать что же это за письмо и от кого оно к нам пришло? Давайте тогда его прочитаем. (Включаем ноутбук)
Воспитатель: Что такое? Нет никакого изображения. Где же письмо? Может быть в наш компьютер попал вирус? Что же нам делать? Как прочитать письмо? Давайте я ещё раз попробую. Ой, ребята, а тут написано, что от вируса нам поможет избавиться антивирусник, который спрятан на одной из улиц геометрического городка. Начните поиски с улицы, о которой говорится в загадке:
Три моих стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются
Угол получается.
Что же вышло? Посмотри
Ведь углов то тоже три.
Дети : Треугольник.
Воспитатель: Правильно, треугольник. Значит поиски мы начнём с улицы треугольников.
Нужно в путь нам отправляться,
Ума, разума набраться.
Улицы все обойти,
Антивирусник найти.
Дети ищут улицу треугольников. (знак с изображением треугольника)
-А вот и улица треугольников, где живут одни треугольники. А чтобы узнать есть ли здесь антивирусник, нам необходимо выполнить задание. Перед вами схема. Вам нужно сосчитать все треугольники и назвать их количество.
(ответы детей)
Воспитатель: А давайте проверим и посчитаем треугольники все вместе. Значит сколько всего треугольников изображено на схеме? Молодцы, ребята, задание выполнили. (на столе лежит конверт). Может быть антивирусник находится в этом конверте? Посмотрим (открываем конверт). Нет ребята, здесь только подсказка куда нам двигаться дальше. Отгадайте загадку:
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи, точно родные сестренки.
Фигура знакома для многих ребят
Его вы узнали? Ведь это
Дети: Квадрат.
Воспитатель: да, это квадрат. Давайте двигаться дальше. Где у нас живут квадраты? (Дети ищут знак с изображением квадрата).Вот мы и на месте. Ну и здесь нас ждет испытание. Интересно какое? Давайте прочитаем. «Дорогие ребята, помогите пожалуйста собрать несколько квадратов, которые распались на части». Посмотрите сколько частей разных по цвету и форме. А нам нужно собрать из них квадраты. А чтобы быстрее выполнить это задание, давайте поделимся на две команды. (Дети выполняют это задание). Какие вы молодцы и с этим заданием справились. Так может быть в этом конверте мы найдем антивирусник? Нет, ребята, и тут только подсказка,куда мы должны отправиться дальше.
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд:
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим.
Не кирпич, не треугольник,
Стал квадрат?
Дети: прямоугольник.
Воспитатель: Да, это прямоугольник. И мы ищем где живут прямоугольники (знак с изображением прямоугольника). Вот мы и пришли.
-Ребята, все жители улицы прямоугольников почему-то грустные. Вы думаете почему? (ответы детей)
Воспитатель: Оказывается, все прямоугольники совершенно одинаковые и ничем не отличаются друг от друга. А давайте поможем прямоугольникам и сделаем их цветными и весёлыми. Поможем? Тогда присаживайтесь за столы. Перед каждым из вас лежит карточка с изображением прямоугольников. Сейчас мы превратим их в красочные яркие прямоугольники. Слушайте внимательно задание :
- Прямоугольник в центре раскрасьте в красный цвет.
-Прямоугольник, который находится в правом верхнем углу- в синий цвет.
-Прямоугольник, который живёт в левом нижнем углу, превратим в зелёный.
-Прямоугольник, расположившийся в левом верхнем углу, раскрасим в жёлтый цвет.
-И у нас остался нераскрашенным ещё один прямоугольник. Где он живёт (ответы детей). Правильно, в правом нижнем углу. И его мы раскрасим в оранжевый цвет.
А сейчас вы поменяетесь карточками и проверите друг друга, правильно ли выполнили задание (по образцу).
Молодцы, ребята, справились с заданием. И прямоугольники повеселели, т. к. их улица превратилась в яркую красочную.
Ну что, откроем следующий конверт? Ой, а тут сразу две загадки.
1. Он похожий на яйцо
Или на твоё лицо.
Вот такая есть окружность
Очень странная наружность.
Круг приплюснутым стал
Получился вдруг
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно овал. А вот и вторая загадка:
Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чём?
Как фигуру назовём?
(ответы детей)
Воспитатель: Да, это ромб. Отправимся искать где живут ромбы и овалы. Оказывается они соседи и живут совсем рядом. И задания тут одинаковые. Нужно собрать из всех овалов рыбку, и из всех ромбов тоже рыбку. Чтобы поскорее выполнить задание, одна команда будет составлять рыбку из овалов, а вторая- из ромбов. Работаем дружно, не ссоримся.
-Из каких геометрических фигур построила рыбку первая команда?
-Все ли овалы одинаковые? А чем отличаются?
-Все ли овалы использовали для построения рыбки?
-А команда, которая собирала рыбку из ромбов, все использовала ромбы?
Молодцы, ребята, и это испытание мы свами прошли. Откроем следующий конверт, может там найдём антивирусник. А тут снова загадка:
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня.
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, круг. А давайте ребята встанем в круг.
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся
И на место все вернёмся,
Улыбнёмся, подмигнём
И дальше на поиски пойдём.
Воспитатель: А вот и место жительства кругов. Какое же испытание приготовили нам на этой улице (задание «Оживи круги»)
- Ребята вы должны «оживить круги» - это значит вы дорисуете и превратите круг в тот или иной предмет. Подумайте, какие предметы или части предметов похожи на круг и дорисуйте.
-Во что или в кого превратила круг Лена? Родион? (ответы детей)
Воспитатель: Хорошо, ребята, и с этим испытанием справились. Продолжим поиски дальше? Откроем следующий конверт?
-Ребята, оказывается у нас остался последний пункт, где мы с вами ещё не были. Это улица геометрических блоков. Где же она? Здесь живут геометрические блоки Дьенеша. И задание такое. Нам необходимо отгадать один из блоков, о котором говорится в записке. А чтобы отгадать этот блок, мы поиграем в игру «Да- нетка». Вы мне задаёте вопросы, а я буду отвечать да или нет. Руками блоки не трогаем, друг друга не перебиваем.
Дети:-Это красный блок?
Воспитатель: нет.
Ребё нок: -Это жёлтый блок?
Воспитатель:- Да
Ребё нок: - Это жёлтый круглый блок?
Воспитатель: - Нет.
(загадан жёлтый треугольный, большой, низкий блок)
Воспитатель:- Максим, найди и возьми жёлтый треугольный большой низкий блок. Ой, ребята, а что это? (под блоком спрятана карта памяти). А давайте проверим, может здесь и спрятался антивирусник. (вставляем карту памяти в ноутбук, появляется изображение королевы геометрии). Ребята, а ведь это фотография самой королевы геометрии. Теперь мы с вами знаем как она выглядит. А ещё королева геометрии написала нам письмо. Прочитаем его?
«Дорогие ребята, я знаю, что вы любите игры-головоломки с геометрическими фигурами, такие как «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие. Я вам высылаю образцы схем этих игр, а сами игры вы сможете сделать своими руками».
Воспитатель: Вы сегодня путешествовали по улицам геометрического городка. Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями. Какие задания вам показались интересными? Какие сложными? С какими заданиями вы справились быстрее.
Ответы детей.