Шопова Елена Анатольевна
Конспект занятия по математике в старшей группе на тему «Образование числа 10»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с образованием числа 10.
Задачи:
Образовательные :
1. учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?»
2. закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.
3. совершенствовать представления о треугольнике, познакомить с видами треугольников.
Развивающие: развивать наглядно-действенное мышление, произвольное внимание.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к раздаточному материалу, усидчивость, терпение.
Публикация «Конспект занятия по математике в старшей группе на тему „Образование числа 10“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
Словарь: «насколько», «сутки», «равносторонний», «равнобедренный», «разносторонний», «треугольник».
Оборудование:
Демонстрационный материал : мяч, магнитная доска, магниты, треугольники и квадраты (по 10 штук, треугольники трех видов, указка).
Раздаточный материал : наборы треугольников, картинки с изображением частей суток, обручи, веревочки, круги красного и черного цвета (по 10 штук на каждого, карточки с двумя свободными полосками.
Предшествующая работа: игра «Считай дальше», игра «Собери правильно треугольники», измерение с помощью условной меры разных видов треугольников.
Ход занятия:
Вводная часть.
Обращаю внимание детей на себя и говорю, что сегодня мы с вами отправимся в интересную страну математики, но для этого нам нужно сначала, с помощью игры «Считай дальше» попасть туда. Сделаем большой круг, слушайте правила игры: я кидаю вам мяч и называю любое число до 9, вы должны назвать число за названным. Каждый кто назовет правильно число попадет в страну математики.
После игры подвожу итог: все молодцы, мы вспомнили и повторили количественный счет от 1 до 9 и попали в волшебную страну математики.
Основная часть.
Игровое упражнение «Составь сутки».
Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (утро, день, вечер, ночь). Воспитатель вводит обобщающее понятие «сутки».
Воспитатель предлагает еще раз составить сутки от названной им части. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки.
Игра повторяется 2—3 раза.
Счет в пределах 9 (повторение изученного материала).
На нашем пути встретилось препятствие, которое мы должны преодолеть. Сядьте за столы и внимательно слушайте задание, которое нам дала царица математики. Предлагаю посмотреть на магнитную доску, прошу одного ребенка отсчитать 9 квадратов и прикрепить их в верхнем ряду, говорю:
- Есения, прикрепи на магнитную доску в верхнем ряду 9 квадратов. Посчитай тихо и скажи громко, сколько всего квадратом в верхнем ряду ты отсчитала? (в верхнем углу всего 9 квадратов).
- Костя, прикрепи на магнитную доску в нижнем ряду 9 кругов. Посчитай тихо и скажи громко, сколько всего кругов в нижнем ряду? (в нижнем ряду всего 9 кругов).
По сколько квадратов и кругов? Квадратов и кругов поровну по 9.
Счет в пределах 10 (изучение нового материала).
- Саша, прикрепи на магнитную доску еще1 круг. Считаю сколько теперь получилось кругов: один, два… 10. Всего 10 кругов.
Сколько всего кругов (Всего 10 кругов).
- Алиса, посчитай тихо и скажи громко сколько всего кругов? (Всего 10 кругов).
Какое число мы получили? Мы получили число 10. Как мы получили 10 кругов? Правильно, 10 кругов мы получили, когда к 9 кругам прибавили еще 1. (Скажите, чего больше 10 кругов или 9 квадратов? 10 кругов больше чем 9 квадратов. Чего меньше, 9 квадратов или 10 кругов: 9 квадратов меньше чем 10 кругов.
Физкультминутка
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться. Подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.
Игровое упражнение «Какие разные кружочки».
Закрепление умения считать в пределах 10 на раздаточном материале.
Посмотрите, в стране математики в беспорядке разбросаны красные и черные круги, мы должны их собрать и посчитать.
Положите на верхнюю полоску карточки 9 красных кружков? Сколько красных кругов на верхней полоске карточки? На верхней полоске карточки 9 красных кругов.
Положите на нижнюю полоску 9 черных кругов. Сколько на нижней полоске карточки черных кругов. На нижней полоске карточки 9 черных кругов.
По сколько красных и черных кругов? Красных и черных кругов поровну по 9. Положите на верхнюю полоску карточки еще 1 красный круг. Сколько красных кругов стало на верхней полоске? На верхней полоске карточки стало 10 красных кругов.
Чего больше 10 красных кругов или 9 черных кругов? 10 красных кругов больше, чем 9 черных кругов. Чего меньше 9 черных кругов или 10 красных кругов? 9 черных кругов меньше чем 10 красных кругов.
Какое число больше 10 или 9? Число 10 больше числа 9.
Какое число меньше 9 или 10? Число 9 меньше числа 10.
Насколько 10 красных кругов больше 9 черных кругов? Красных кругов больше черных на 1.
На сколько 9 черных кругов меньше 10 красных кругов? Черных кругов меньше красных на 1.
На сколько число 10 больше числа 9? Число 10 Больше 9 на 1.
На сколько число 9 меньше числа 10? Число 9 меньше числа 10 на 1.
Что нужно сделать чтобы черных и красных кругов стало поровну по 10? К 9 черных кругов прибавить еще 1 красный круг.
Положите на нижнюю полоску 1 черный круг и посчитайте их. (сколько всего черных кругов? Всего 10 черных кругов. Как мы получили 10 черных кругов? К 9 черным кругам прибавили еще 1черный круг. Как мы получили число 10? К 9 прибавили 1. Поскольку красных и черных кругов? Их стало поровну по 10.
Вы научились образовывать число 10.
Игровое упражнение «Найди свой домик».
Посмотрите, царица математики оставила нам разные треугольники.
Треугольник - это такая геометрическая фигура, у которой 3 стороны, 3 угла и 3 вершины (показываю). Треугольники бывают разные. Треугольник, у которого все стороны равны, называется равносторонним. Треугольник, у которого 2 стороны равны, называется равнобедренным. Треугольник, у которого все стороны разные, называется разносторонним. (Показываю треугольники). Для того, чтобы нам определить равные стороны треугольника или разные мы будем использовать веревочку. Для этого мы прикладываем веревочку поочередно к каждой стороне треугольника. Подойдите к магнитной доске и покажите равносторонний треугольник (разносторонний и равнобедренный).
Посмотрите, у вас лежат треугольники, возьмите их в правую руку. Если я покажу равнобедренный треугольник, то поднимают руку те, у кого равнобедренный треугольник (и т. д.). Мы поиграем в игру на различие разных видов треугольников. Послушайте правила игры. Ваши треугольники - это ключики от домиков. Когда играет музыка, вы бегаете, а когда она замолкает вы должны встать каждый у своего домика-обруча. У кого равнобедренный треугольник бегут к красному обручу, разносторонний треугольник к зеленому обручу, а равносторонние треугольники - к желтому обручу.
Дети бегают по группе, когда музыка затихаем встают у нужного домика.
Спрашиваю: Почему вы встали у этого домика? (К красному обручу подходит ключик равнобедренный. треугольник. К зеленому разносторонний треугольник. к желтому равносторонний треугольник. Игра повторяется 2-3 раза.
Мы видим, что у красного обруча собрались все равнобедренные треугольники, у зеленого - разносторонний треугольник, у желтого – разносторонний треугольник.
А теперь специальное задание для того, кто сегодня активно работал: нужно собрать все цифры, которые перепутались на станции «Математическая мозаика». Для того, чтобы собралась мозаика, нам надо расположить все цифры по порядку.
Заключительная часть.
Вывод. Мы научились считать до 10, правильно отвечать на вопросы, вы сумели различить разные виды треугольников, повторили части суток.