Надежда Денисова
Конспект занятия по математике в средней группе на тему «Счёт до четырёх. Число и цифра 4»
Тема: «Счёт до четырёх. Число и цифра 4».
Цель: Сформировать представления о числе и цифре 4. Умение считать до четырёх, соотносить цифру 4 с количеством.
Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спроси у того, кто знает».
Публикация «Конспект занятия по математике в средней группе на тему „Счёт до четырёх, Число и цифра 4“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 4. Состав числа четыре, счёт до четырех
- Темочки
Закрепить счетные умения, умения выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар, умение сравнивать и упорядочивать предметы по высоте, умение видеть и продолжать закономерности чередования фигур, отличающихся цветом.
Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.
Материалы к занятию :
демонстрационный материал : заяц, 4 зайчонка;
раздаточный материал : 4 оранжевых треугольника, 4 круга белого цвета, карточка с цифрой 4 на каждого ребёнка, тарелочки, на которых лежат цветные палочки (от 1 до 4, по две цветные полоски разной длины на каждого ребёнка.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи:
мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о животных «В лесу».
Воспитатель собирает детей около себя.
- Скажите, кто из вас был в лесу?
- Какие деревья растут в лесу? (ели, сосны)
- Какие животные живут в лесу? (белка, медведь, лиса, заяц)
- Заяц принес морковку зайчатам, но волнуется, хватит ли им. Ребята, поможем зайцу?
- Сможем?
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Собери морковку» (начало).
Дидактические задачи:
актуализировать счет до трёх, сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар и пересчётом, сравнение и упорядочивание предметов по высоте:
тренировать мыслительные операции анализ и сравнение.
Дети садятся за столы, на 3 оранжевых треугольника и 3 белых круга на каждого ребёнка.
Воспитатель говорит, белые круги – это зайчата, а оранжевые треугольники – это морковки.
- Сколько зайчат у зайца? (3)
- Заяц принес морковку, но волнуется, хватит ли на всех зайчат.
- Как это узнать? (дети могут сосчитать зайчат и морковки, зайчат – 3, морковок - 3, их поровну).
- Как зайцу показать, что морковок действительно хватит? (нужно дать каждому зайчонку по одной морковке).
3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра «Собери морковку» (продолжение).
Дидактические задачи:
создать мотивационную ситуацию для введения числа 4, счета до четырёх;
сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Воспитатель рассказывает, что заяц нашел ещё одну морковку, на стол кладутся треугольники по количеству детей. Каждый ребёнок берёт по одному треугольнику.
- Сосчитайте, сколько у вас всего морковок?
Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждого треугольника: один, два, три. После этого некоторые дети могут сбиться, так как не все еще знают счет до четырёх. Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше?
- Смогли вы сосчитать морковку? (Нет, да)
- Почему не смогли? (потому, что не знаем, как считать дальше).
4. Открытие нового знания.
Игра «Собери морковку» (окончание).
Дидактические задачи:
закрепить представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе четырёх, умение считать до четырех, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из четырёх предметов;
сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
Воспитатель выслушивает все версии детей, подбадривает тех, кто их высказывает, создает доброжелательную, творческую атмосферу. Если в ответах появились правильные версии, то воспитатель хвалит детей. Затем он просит детей посчитать до четырёх. Дети считают хором, согласовывая числительные с существительными : одна морковка, две морковки…
Если же никто из детей не ответил правильно, можно закрепить с ними способ преодоления затруднения «спроси у того, кто знает».
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (надо спросить у того, кто знает).
- При счете за числом 3 идет число 4.
- Как получили 4 морковки? (было 3, нашли ещё одну).
- Поровну ли теперь морковок и зайчат? (нет).
- Чего больше? (морковок больше, зайчат меньше).
- Что нужно сделать, чтобы их было поровну? (надо пригласить еще одного зайчонка или убрать одну морковку).
Воспитатель кладет на стол дополнительные круги белого цвета, дети должны взять по одному кругу и уравнять группы зайчат и морковок.
- Сколько зайчат? (четыре).
Воспитатель фиксирует внимание детей на технике счета до четырёх : при счёте надо дотрагиваться до каждого предмета один раз, проговаривая: один, два, три, четыре. Затем надо обвести все предметы рукой и сказать: «всего четыре предмета».
- Как получилось 4 морковки? (было 3, нашли еще одну, стало 4).
- Сколько зайчат? (тоже 4).
- Морковок – 4, зайчат – 4.
Делается вывод: четыре и четыре поровну.
5. Затруднение в игровой ситуации.
5.1. Игра «Веселые зайчата».
Дидактические задачи:
организовать активный отдых детей, развивать фантазию;
закрепить умение сравнивать предметы по длине, развивать внимание.
Воспитатель предлагает детям отдохнуть и поиграть вместе с зайчатами «Веселые зайчата», но для этого им нужно разделить на пары. На столе лежат полоски разной длины, детям нужно отыскать полоску одинаковой длины, а для этого им нужно их сравнить.
5.2 Игра «Заготовим морковку для встречи гостей» (начало).
Дидактические задачи:
создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 4 :
сформировать опыт руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать речь, логическое мышление, инициативность.
Дети садятся на свои места. Воспитатель рассказывает, что зайчата решили спрятать морковку до прихода гостей. И чтобы не забыть, где их искать они решили подписать норки. Самый маленький зайчонок спрятал морковку в норку под цифрой 1. Другой зайчонок спрятал в норку с цифрой - 2, третий спрятал в норку с цифрой - 3. А четвёртый зайчонок не может спрятать свою морковку.
- Что надо сделать, чтобы последний зайчонок нашел норку под цифрой 4? (надо найти норку с такой надписью).
Воспитатель предлагает выбрать такую карточку. Может возникнуть затруднение.
- Почему не смогли? (потому что не знаем, как записывается число четыре).
6. Преодоление затруднения.
Игра «Заготовим морковку для встречи гостей» (продолжение).
Дидактические задачи:
познакомить детей с цифрой 4 :
закрепить умение преодолевать затруднения способом «спроси у того, кто знает» :
тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать речь.
- Что нужно сделать, если не знаешь, но очень хочется узнать? (надо спросить у того, кто знает).
После вопроса воспитатель показывает цифру четыре.
- Этот значок говорит о том, что предметов четыре.
Дети выбирают из цифр, лежащих на столе, цифру четыре.
7. Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Найди капусту».
Дидактические задачи:
закрепить счет до четырех, умение соотносить цифру 4 с количеством.
Дети собираются около воспитателя. Воспитатель рассказывает, что зайчатам нужно собрать капусту и ее нужно искать по группе. Каждый ребёнок получает карточку, на которой написана цифра 4. На столах лежат палочки (от 1 до 4, тарелочек с палочками столько, столько детей. Дети должны подойти к столам и выбрать цветную полоску с тем количеством кубиков, как показано на карточке с цифрой 4.
После проверки дети повторяют, что цифра 4 показывает, что предметов 4.
8. Итог занятия.
Дидактические задачи:
восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Кому вы сегодня помогли? (зайчатам)
- Смогли ли вы помочь зайчатам?