Светлана Суслова
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики. Счет в пределах 10»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в страну Математики»
Цель:
• Закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
Раскрыть значение порядковых числительных и закрепить навыки порядкового счета в пределах 10.
• Развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости; умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости.
Публикация «Конспект занятия по математике в подготовительной группе „Путешествие в страну Математики, Счет в пределах 10“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
• Упражнять в умении составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения людей, домов, транспорта, деревьев и т. д.
• Закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров.
• Упражнять в умении детей воспринимать задание на слух (количество хлопков, сопоставлять действия со словами; развивать внимание и быстроту реакции.
• Закрепить знания о последовательности: временах года, днях недели, названиях месяце.
Ход занятия:
В группу входит воспитатель соседней группы с конвертом в руках и говорит: «Вам письмо».
Воспитатель: «Большое спасибо. Сейчас посмотрим…»
Рассматривает конверт и удивленно говорит:
«Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет».
Читает письмо.
Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
1. Письмо Царицы Математики :
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Этот двоечник решил задачи с ошибками!
Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь.
Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.
Ваш друг Царица Математика».
Воспитатель: «Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?»
Дети: «Да, да, поможем!»
Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем непросто. Нам предстоит преодолеть много препятствий, ответить на много вопросов, решить трудные задачи. Вы готовы к этому? (Да)
Тогда в путь!
В страну «Математика» нужно на чем-то добраться.
Какие виды транспорта вы знаете? (Самолет, поезд)
А на чем мы будем путешествовать, вы узнаете, если выполните первое задание.
Задание 1.
На столе листок в клетку, на нем нарисованы кружочки и цифры. На доске крупный экземпляр задания.
Воспитатель: А на чем мы с вами отправимся, вы сейчас догадаетесь сами. Перед вами листок бумаги, а на ней цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем на чем мы с вами полетим.
Дети соединяют цифры от 1 до 10 прямой линией.
Воспитатель: Кто желает выполнять это задание у доски? Дети выполняют задание, у них получается ракета.
Воспитатель: Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось?
Дети: ракета.
(Выставляется ракета.)
Работа с геометрическими фигурами (классификации фигур) :
• по цвету;
• по форме;
• по величине.
Воспитатель: Ну вот, сядьте поудобнее, займите свои места (дети садятся за столы). Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо найти нужные кнопки и правильно нажать на них.
Перед вами на тарелочках– разноцветные геометрические фигуры. (У каждого ребенка набор геометрических фигур.) .
Выложите все фигуры перед собою на стол в один ряд.
Воспитатель:
Поднимите и покажите самый большой круг?
Теперь поменьше круг?
Еще меньше?
Сколько красных фигур?
Сколько желтых?
А сколько всего геометрических фигур?
А сейчас в правую руку возьмите желтый треугольник, а в левую красный квадрат.
Сравним их. Чем они похожи? Чем отличаются?
Осталась еще одна главная кнопочка. Вы должны ее угадать по загадке.
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад
Как зовут его (квадрат.)
Дети нажимают на квадрат.
Звучит космическая музыка.
Воспитатель: Делаем отсчет : 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 - пуск.
Вот и прилетели. Кто это нас встречает?
(На доске схема человечка для игры «Танграм»).
Задание 2.
Воспитатель: Какой интересный человечек. Давайте послушаем что он говорит: (запись) :
Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, вам предстоит стать спасателями и строителями нашего города.
Воспитатель: Давайте мы его восстановим.
Вспомните, из чего состоит город».
Дети: «Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений».
Задание 2 «Построй город из геометрических фигур»
Ход: дети конструируют на ватмане из геометрических фигур, т. е. «восстанавливают разрушенный город» : дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц.
Работа проходит в быстром темпе.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел! Идем дальше.
Но путь нам преграждает огромная куча камней. Как же нам пройти дальше.
На полу камни (кубики) разные по цвету и величине.
Задание 3 .
Дети разбирают завал из камней, разлаживают камни в ряд на столе.
Теперь выполните следующее задание:
Воспитатель:
• Сколько всего камней?
• Коля, пойди и громко сосчитай.
• Если нам надо узнать, на каком месте вот этот камень (указываю на последний, то как мы будем считать?
• Верно, мы будем считать по порядку.
• Кто хочет посчитать по порядку? (Желающие считают.)
• Который по счету красный камень?
• А на каком по счету месте вот этот большой зелёный камень? (Указывает на шестой.)
• А вот этот? (Указываю на третий.) Какого он цвета и размера? И т. д.
Воспитатель: Выслушав ответы детей, объясняет задание:
«Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены камни.
Сейчас один камень я спрячу, а вы скажете, который по счету он был.
Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает 1 из камней. (Упражнение повторяют несколько раз).
Воспитатель: Затем предлагаю желающему называть порядковый номер и цвет каждого камня:
«Первый — голубой, второй — зеленый.»
Воспитатель: Дорога расчищена. А теперь я предлагаю выполнить следующее задание.
Задание №4
Оно называется «Не зевай, на вопросы отвечай!»
Дни недели: показ модели дней недели
1. Какой сегодня день недели?
2. Какой день недели был вчера?
3. Какой день недели будет завтра?
4. Сколько всего дней в неделе?
5. Какой день идёт после четверга?
6. Как называется пятый день недели?
7. С какого дня начинается неделя?
8. Как называются «выходные» дни недели?
9. Какой день недели между понедельником и средой?
Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием.
Задание №5.
Составление и решение арифметических задач
Воспитатель открывает коробочку, в ней картинки для составления задач. Предлагаю составить по картинкам задачи. Напоминаю, что это задание самое трудное.
Составление и решение арифметических задач
Решение задач. (Составление задач детьми) .
Воспитатель: - Ребята, можно ли решить эту задачу:
«На стоянке было 6 машин. Уехала 1 машина. Какой был номер у машины?»
Дети: Нельзя.
Воспитатель:
- Как надо изменить вопрос?
- Сколько машин осталось?
- Решите еще мою задачу:
«На березе созрели три яблока, а на дубе два. Сколько яблок созрели?»
Дети: Нисколько, потому что ни на березе, ни на дубе яблоки не растут.
Воспитатель: А теперь я предлагаю поиграть в игру :
Игра «Кто самый внимательный
Ход: воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т. е. самый внимательный.
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями.
Ну, а теперь, последнее задание
Игра «Что, где?» Математический диктант.
Воспитатель: А теперь пора нам возвращаться домой.
Но чтобы лететь назад, нам опять надо найти нужные кнопки и правильно нажать на них.
Давайте возьмём листочек бумаги и карандаш в руки и выполним математический диктант :
• В левом верхнем углу нарисуем квадрат.
• В правом нижнем углу овал.
• В левом нижнем углу прямоугольник.
• В правом верхнем углу треугольник.
• А посередине круг.
Воспитатель: Какие же вы молодцы, ребята, со всеми заданиями справились.
Осталась еще одна главная кнопочка. Вы должны ее угадать по загадке.
Нет углов у меня,
И похож на блюдо я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо. (Круг)
Опять берем старт. Отсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0. Пуск! Полетели!
Подведение итогов:
Воспитатель: «Мы приземлились! Ну вот мы и дома, в детском саду.
Все математические приключения позади.
Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»
Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»
Входит воспитатель соседней группы и говорит : «Вам письмо с посылкой».
Воспитатель: «Большое спасибо. Кто бы это мог быть?»
2. Письмо Царицы Математики :
«Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный город из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок.
Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются золотые медали и самые вкусные конфеты! Надеюсь, они вам понравятся. Приятного вам чаепития».
Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного».