Марина Дюбенко
Конспект занятия по математике «Свойства предметов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов. Уточнить представления о формах геометрических фигур - квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
Материалы к занятию :
Демонстрационный – презентация к занятию
Публикация «Конспект занятия по математике „Свойства предметов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Раздаточный - карандаши, листочки бумаги с заданием, наборы фигур: 5 кругов - красный, желтый, зеленый, оранжевый и синий, 5 овалов, 5 квадратов. 5 треугольников и 5 прямоугольников тех же цветов.
Ход занятия:
Воспитатель показывает картинку с изображением Карандаша (слайд 1) :
- Ребята, наш Веселый Карандаш рассказал мне удивительную историю! Оказывается, карандаши умеют разговаривать и даже хвастаться. Вот этот карандаш сказал (красный карандаш) : Я могу быть маком, огнем, флагом!» (слайд 2)
Затем воспитатель просит их рассказать, чем похвастались остальные карандаши:
- Угадайте, что рассказали эти карандаши? (слайд 3)
Примерные ответы детей: - Оранжевый: «Я апельсин, морковь!» (слайд 4)
- Желтый: Я цыпленок, солнце, репа!» (слайд 5)
- Зеленый: Я трава, листва, целый лес) (слайд 6)
- Голубой: Я незабудка, небо, лед) (слайд 7)
- Синий: Я чернила, море, василек) (слайд 8)
- Фиолетовый: Я слива, сирень, сумерки, колокольчик! (слайд 9)
Воспитатель благодарит детей за помощь и загадывает загадку.
-Веселый Карандаш шепнул мне одно словечко. Догадайтесь какое.
Через поля, через луга
Встала нарядная дуга. (Радуга) (слайд 10)
-А кто знает uвета радуги? Дети называют: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
- Рассмотрите картинки. Что нарисовано на первой картинке? (Кукла и мишка.) (слайд 11)
- Сравните куклу и мишку: что у них общего и чем они отличаются?
Воспитатель, в случае необходимости, может начать сравнение: общее у куклы и мишки назначение - это игрушки; одинаковый размер; общее то, что и у куклы, и у мишки есть ленточки, а отличаются они тем, что. И дети называют признаки различия самостоятельно.
- Сравните воздушный шар, на котором летит Незнайка, и мячик: что у них общего и чем они отличаются? ( У них одинаковая форма: и мяч, и воздушный шар имеют форму шара. А отличаются они цветом: мяч - желтого и синего цвета, а воздушный шар - желтый и красный. Еще они отличаются размером: мяч - маленький, а воздушный шар - большой. Назначение у них тоже разное: мяч - игрушка, а воздушный шар - летательный аппарат.)
- Сравните ежа и елку. («Ель на ежика похожа: еж- в иголках, елка - тоже, и "живут" они в лесу». Отличаются они размером: еж маленький, елка больше ежа. Еще они разного цвета: еж серый, а елка зеленая. Ежик - животное, елка - растение.)
- Рассмотрите картинку. Как вы думаете, почему ниточкой соединены лиса и морковка? (Они оба оранжевого цвета.) (слайд 12)
- Молодцы! А теперь возьмите свои «волшебные» карандаши и соедините «волшебными ниточками» предметы одного цвета. Дети в течение 1-2 мин проводят линии самостоятельно. Затем вслух обсуждают, кто как выполнил задание.
- Расскажите, какие картинки вы соединили? Почему? Примерные ответы детей: - Морковка и лиса оранжевые. - Я соединил цыпленка и луну, потому что они желтые. - Помидор и божья коровка красные. - Лягушка и яблоко зеленые.
Воспитатель помогает детям исправить свои ошибки. В завершение важно похвалить тех, кто старался: «Миша молодец - все линии провел правильно! Аня тоже молодец – нашла и исправила свою ошибку!»
Беседа об овощах. Отгадывание загадок (слайд 13)
- Какие овощи вы знаете?
- Что растет у вас на огороде (например, на даче?
- Про какие овощи так говорят? Как вы догадались?
а) Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)
б) Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это? (Репка)
в) Летом в огороде –
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке –
Желтые, соленые. (Огурцы)
г) Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что за шар это? (Арбуз)
Дети объясняют, по каким признакам они догадались, о чем идет речь: по цвету, форме, размеру, вкусу и т. д.
На доске - картинки с изображением овощей. (слайд 14)
- Молодцы! Вы очень хорошо отгадываете загадки. А теперь рассмотрите внимательно картинки и выберите геометрические фигуры, которые напоминают эти овощи. Примерные ответы детей: - Морковь оранжевого цвета, по форме напоминает треугольник, - я положу оранжевый (красный) треугольник.
- Репа желтая и круглая. Я выбираю желтый кружок. И т. д.
Иrра-путешествие в Царство геометрических фигур. (слайд 16)
Воспитатель просит детей сосчитать фигуры, рассказать о них. Выбираются экскурсоводы по Царству-государству геометрических фигур. Они называют фигуры и свойства этих фигур : цвет, размер, форму.
1-й экскурсовод: - Это маленький красный кружок.
2-й экскурсовод: - Это маленький синий квадрат.
3-й экскурсовод: - Это маленький зеленый треугольник. (слайд 17)
Воспитатель рассказывает историю: - Сегодня у наших фигурок праздник. Они отправляются в парк. Там их ждут самые различные аттракционы. Они будут качаться на качелях, кататься на каруселях, зайдут в комнату смеха». (слайд 18)
Давайте посмотрим и мы на наши фигурки в «кривые» зеркала. На доске меняются картинки. Экскурсоводы описывают произошедшие изменения. Примерные ответы детей:
1-й экскурсовод: - Мой маленький красный кружок превратился сначала в большой красный круг. Изменился размер, а форма и цвет не изменились. (слайд 19)
- Потом маленький красный кружок превратился в большой красный овал, изменились размер и форма, а цвет не изменился. (слайд 20)
2-й экскурсовод: - Мой маленький синий квадрат оказался очень шустрым: он побывал сразу в нескольких комнатах смеха». Сначала изменился размер, а форма и цвет не изменились.
- Потом изменились размер и форма, а цвет, количество углов и количество сторон не изменились.
- Потом изменились размер и цвет, а форма не изменилась. (слайды 21-23)
3-й экскурсовод: - Я гулял по «комнате смеха» с маленьким зеленым треугольником. Сначала изменился размер, а форма и цвет не изменились.
- Потом изменились размер и форма, а цвет не изменился.
- Потом изменились размер, форма и цвет, он превратился в красный большой квадрат. (слайды 24-26)
Воспитатель сообщает, что Незнайка прислал три конверта с геометрическими фигурами и просит помочь определить признаки сходства и различия этих фигур. (слайд 27)
Примерные ответы детей: - В первом конверте две синие фигуры. Обе фигуры синего цвета, но одна из них - квадрат, а вторая - круг. Они отличаются формой.
- Во втором конверте два треугольника. У них одинаковые форма и размер. Но у этих треугольников разный цвет: первый - красный, второй - желтый.
- В третьем конверте прямоугольник и овал. У них общее свойство - размер. А отличаются они друг от друга по цвету и по форме: прямоугольник - зеленый, а овал - оранжевый.
- В Царстве геометрических фигур очень любят составлять мозаику из геометрических фигур. Догадайтесь, из каких фигур составлены картинки. (слайды 28-29)