Cветлана Лескова
Конспект занятия по математике для детей с ОНР «Идём в музей»
▼ Скачать
Конспект занятия по математике для детей с ОНР
Тема: «Идём в музей»
Программные задачи: формирование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 7 с участием слухового, зрительного, двигательного анализаторов. Совершенствование навыка сравнения множеств. Формирование навыка сравнения трёх предметов по длине на глаз; умения пользоваться сравнительными прилагательными (длиннее, короче); ориентировки на плоскости. Закрепление представлений о смене времён года и их очерёдности.
Публикация «Конспект занятия по математике для детей с ОНР „Идём в музей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Коррекционно – развивающие задачи. Развитие мыслительной и речевой деятельности, координации речи с движением, речевого слуха.
Воспитательные задачи. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества.
Оборудование:интерактивная доска или фланелеграф, плоскостные изображения семи кувшинов и семи ложек, картинки с изображением лент на каждого ребёнка, карандаши, игра «Найди девятое», игра Н. Нищевой Играйка 11.
Предварительная работа: освоение счёта от 1 до 6, сравнение предметов разной длины, знакомство с временами года, сравнение предметов по признакам сходства и различия.
Ход занятия:
1. Организационный момент. (Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает обратить внимание на доску или фланелеграф, дети располагаются перед ним. Воспитатель располагает плоскостные изображения на доске.)
2. Упражнение «Чего больше»
Вот собрали мы друзей.
И отправились в музей.
Любой музей есть память о веках.
Творенья от начала мирозданья,
Любое человечества созданье.
В картинах, письменах, стихах.
Педагог: догадались ребята, куда мы сегодня направляемся
Дети: в музей.
Педагог: музеев великое множество : технический, исторический, археологический, музей игрушки, музей одежды. А мы отправимся в этнографический, который знакомит с историей народа, его бытом.
(педагог располагает на доске плоскостные изображения семи кувшинов и шести ложек.)
Педагог: можете ли вы, не считая, сказать чего больше – кувшинов или ложек?
Что для этого нужно сделать?
Дети: нужно разложить предметы парами.
Педагог: разложите. (Дети выполнят задание.)
Педагог: что вы можете сказать о количестве кувшинов и ложек.
Дети: кувшинов больше, а ложек меньше.
Педагог: верно. Сосчитайте ложки.
Дети: 1,2,3,4,5,6. Всего шесть ложек.
Педагог: Сосчитайте кувшины.
Дети: 1,2,3,4,5,6,7. Всего семь кувшинов.
Педагог: чего больше?
Дети: больше кувшинов, их семь.
Педагог: чего меньше?
Дети: меньше ложек, их шесть.
Педагог: на сколько семь больше шести? (педагог показывает лишний кувшин.)
Дети: семь больше шести на один.
Педагог: как сделать так, чтобы кувшинов и ложек стало поровну?
Дети: нужно добавить одну ложку.
(Педагог добавляет одно плоскостное изображение ложки).
Педагог: сколько стало ложек? Сосчитайте.
Дети: 1,2,3,4,5,6,7. Всего семь ложек.
Педагог: что теперь можно сказать о количестве кувшинов и ложек?
Дети: их поровну, одинаковое количество.
Педагог: по сколько кувшинов и ложек?
Дети: их по семь.
(Педагог убирает одно изображение кувшина.)
Педагог: как можно уровнять количество кувшинов и ложек по – другому?
Дети: нужно убрать одну ложку.
(Педагог убирает одно плоскостное изображение ложки.)
Педагог: сколько стало ложек? Сосчитайте.
Дети: 1,2,3,4,5,6. Всего шесть ложек.
Педагог: что можно теперь сказать о количестве кувшинов и ложек?
Дети: их поровну, одинаковое количество.
Педагог: по сколько кувшинов и ложек?
Дети: по шесть.
Педагог: верно.
3. Двигательное упражнение «Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь»
Топ – топ – топ! - бежит Серёжка, Дети бегут
Спешат ножки по дорожке! в медленном темпе.
Чтоб домой попасть скорей,
Забежал в подъезд Сергей.
«Раз, два, три, четыре, пять!» Ходьба на месте с высоким
Стал ступеньки он считать. Подниманием колен.
Ох, и трудно же Серёжке –
Слишком маленькие ножки!
«Шесть и семь!»- считает он.
И закончился подъём!
Семь ступенек прошагал, Руки на пояс, приседания с поворотом
Прошагал – и сосчитал! влево и вправо.
Сегодня ножки отдохнут, Дети спокойно стоят.
А завтра снова побегут! Лёгкий бег на месте.
4. Упражнение «Разноцветные ленты».
Педагог: в давние времена на Руси женщины украшали себя цветными лентами.
У вас на столах картинки с изображением лент. В какой части листа располагается лента?
Дети: посередине листа, в центре.
Педагог: верно. Нарисуйте справа ленту, которая будет короче её, а слева – ленту, которая будет длиннее её.
(Дети выполняют задание.)
Педагог: сравните её с лентой, которую нарисовал художник.
Дети: лента слева длиннее, чем лента в середине листа. Лента в середине листа короче, чем лента слева.
Педагог: какая лента нарисована справа?
Дети: самая короткая.
Педагог: сравните её по длине с той лентой, которую нарисовал художник.
Дети: лента справа короче, чем лента посередине листа. Лента посередине листа длиннее, чем лента справа.
(Педагог оценивает работу детей. Дети убирают карандаши и картинки.)
5. Упражнение «Кого не хватает?» (игра «Найди девятое»)
(Педагог обращает внимание детей на доску.)
Педагог: В одном из музеев выставляли древние чашки. Но случилось так, что одну из чашек забыли в хранилище. Вам необходимо найти какую из них.
(Педагог показывает на доске, лист разделён на девять квадратиков (три ряда по три).
Педагог: какой чашки не хватает во втором ряду? Как вы думаете?
(Дети объясняют своё решение. Педагог предлагает им нарисовать эту чашку.
Дети выполняют задание.)
6. Упражнение «Стихотворный календарь» (игра Н. Нищевой
Играйка 11Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста)
Педагог: проходит время, а чем люди измеряют время?
Дети: днями, сутками, неделями, годами, минутами, часами.
Педагог: верно вы сказали. Самая большая мера измерения времени из тех, что вы назвали, какая?
Дети: самая большая - год.
Педагог: Давайте соберём круг, чтобы правильно показать чередование времён года и назовём их по порядку.
(По ходу выполнения задания дети собирают круг, соединяя сектора голубого, зелёного, красного, жёлтого цветов)
Педагог: Верно, молодцы. Слушайте стихи.
Белый снег покрыл поля и сёла,
Улицы, деревья и дома.
Я качу с горы такой весёлый!
Здравствуй, раскрасавица – зима!
В. Нищев
Подберите картинку к стихотворению.
(Дети выполняют задание)
Педагог: почему вы выбрали эту картинку?
Дети: на этой картинке мальчик, который едет на санках с горки.
Педагог: на часть круга, какого цвета вы положите эту картинку?
Дети: светло – голубого, он означает зиму.
Педагог: хорошо. Слушайте ещё стихотворение
Птицы стаями летят.
Грустно. Дождь и листопад.
Мы с тобою зонтик носим,
Потому, что это осень.
В. Нищев
Подберите картинку к этому стихотворению.
(Дети выполнят задание)
Педагог: почему вы выбрали именно эту картинку?
Дети: на этой картинке дети под зонтом, они прячутся от осеннего дождя.
Педагог: на какую часть круга вы положите картинку?
Дети: на часть круга жёлтого цвета. Она обозначает осень.
Педагог: а вот ещё одно стихотворение.
Вот жара! Вот солнцепёк!
От жары асфальт потёк.
На улице прохожие
Спасаются мороженым.
Н. Нищева
Подберите картинку.
(Дети выполняют задание.)
Педагог: на какую часть круга вы положите её?
Дети: на часть круга красного цвета. Она обозначает лето. А на картинке изображены дети, которые спасаются мороженым от жары.
Педагог: и вот последнее стихотворение.
Прилетели сто грачей,
Побежал в саду ручей.
Мы кораблики пускали
И встречали птичьи стаи.
Н. Нищева
(Дети берут последнюю картинку и помещают её на сектор светло – зелёного цвета, а потом дают объяснение)
Дети: на картинке нарисованы дети, которые пускают кораблики в весеннем ручейке. Мы поместили их на часть круга зелёного цвета.
Педагог: у нас получилась модель года. Назовите времена года по порядку.
Дети: зима, весна, лето, осень.
Педагог: молодцы! вы справились с заданием!
7. Окончание занятия. Оценка работы детей (педагог предлагает вспомнить и рассказать чему они научились на занятии, что было сложно, что легко.