Самодурова Ирина
Конспект занятия по логопедии «Здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Человек. Здоровье»
Цель. Расширение и активизация активного словаря детей; обучение детей приемам здоровьесбережения и нетрадиционным речедвигательным упражнениям.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- учить подбирать слова – антонимы;
- учить согласовывать числительное с существительным;
- закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов;
- познакомить с названиями частей тела: темя, висок, запястье, скулы, мочка.
Коррекционно-развивающие:
-развивать слуховое внимание и память;
Публикация «Конспект занятия по логопедии „Здоровье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
-развивать произвольность и самоконтроль;
-развивать привычку использовать приемы сохранения, укрепления здоровья, стимуляции работоспособности и мышления.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.
Ход
1. Организационный момент.
Игра “Назови ласково”
«К стульчикам пройдет тот, кто поймает мяч и назовет ласково:
Голова – шея – плечи
Лоб – локоть – нос
Брови – пальцы рот
Ресницы – ногти – язык
Глаза – горло – руки
2. Объявление темы. Вводная беседа «Человек».
«Догадались, о чем мы сегодня поговорим? Сегодня на занятии мы будем говорить о человеке, о строение его тела и о здоровье.
Я вам расскажу стихотворение, а вы на себе покажите все, что названо. К чему прикасаетесь – погладьте, помассируйте.
Есть на пальцах наших ногти.
На руках – запястья, локти.
Темя, шея, плечи грудь.
И животик не забудь.
Есть колени и спина.
У людей она одна.
Есть у нас на голове уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски.
И глаза, что так близки.
Взрослые и дети, девочки и мальчики – это дети. Наши тела устроены по одному принципу, но различаются между собой. Бывают одинаковые люди? А похожие?
Назовите части тела человека. Внутри тела находятся постоянно занятые работой внутренние органы (потому и назвали внутренними). Назовите их. Для чего они нужны человеку? Наше тело напоминает мудрый механизм, который способен выполнять много действий. Что может делать ваше тело? Что случится, если неправильно использовать какой-либо механизм, например, машину? А если не беречь наш организм, что с ним случится? Давайте поближе познакомимся с нашим организмом, узнаем, как о нем заботиться».
3. Самомассаж.
«Для работы мудрого механизма – тела необход массаж ладоней, ушей, волосистой части головы.
4. Игра “Скажи наоборот” с мячом.
«Вы верно сказали, что одинаковых людей не бывает. Люди отличаются друг от друга по внешним признакам: росту, цвету глаз, волос, и по характеру. Ловите мяч, на заданное слово подберите слово «наоборот»».
Добрый - (злой) Большой -… Высокий - …
Толстый -… Больной - … Старый -…
Грустный -… Аккуратный -… Чистый - …
Входит - … Залезает -… Одевается -…
Трудится - … Враг - …
5. Игра “Подбери предмет” (часть тела)
«К названным словам подберите слова, обозначающие части тела
Видят, слышат - …глаза, уши Держат, бегут -…
Переваривает, жуют - … Стоят, машут - …
Трогает, нюхают - … Говорит, пишут-…
Вы правильно определи части тела. Выполним полезные упражнения для некоторых из них».
6. Зрительная гимнастика
«Солнышко»
Солнышко с тучками в прятки играло
Солнышко тучки-летучки считало
Серые тучки, черные тучки
Легких - две штучки
Тяжелых - три штучки
Тучки попрощались, тучек не стало,
Солнце на небе вовсю засияло Закрыть, открыть глаза
Глазки вправо, глазки влево.
Глаза вверх,
Глаза вниз,
Закрыть глаза ладоням,
Широко открыть глаза.
7. Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие; развитие произвольности и самоконтроля:
«Сделаем упражнения, называемые «гимнастикой мозга», которые помогают стать внимательными, активными».
а) артикуляционная гимнастика: «Часики». «Качели». «Горка». (Выставляется фото - подсказка)
«Часики» Губы в улыбке, зубы видны. Вытянутый острый язык двигается влево / вправо, не задевая нижнюю губу. Руки двигаются в ту же сторону, что и язык (потом – в другую).
«Качели» Рот широко отрыт. Язык поднимается к верхним зубам, кисти рук поднимаются вверх; язык опускается за нижние зубы, кисти рук опускаются вниз. (Сначала язык и руки работают в одну сторону, затем - в разные стороны).
«Горка» Кончик языка прижат к нижним зубам. Язык напрягается, выдвигается вперед в форме горки. Кончик остается за нижними зубами. Язык двигается вперед, руки вытягиваются перед грудью; язык убирается в полость рта, руки прижимаются к груди. (Сначала язык и руки работают в одну сторону, затем - в разные стороны).
б) «Кулак-ребро-ладонь»
Четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется двумя руками одновременно.
Ладони вверх,
Ладони вниз,
На бочок
И в кулачок.
в) «Посчитай до 5»
На полу лежит канат. Дети продвигаются вдоль каната скрестным шагом. Руки движутся с ногой одну сторону (можно в разные) и выполняется счет: одна нога, две ноги…пять ног.
8. Оптимизация и стабилизация тонуса тела.
Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса сделаем релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара»
Цель: расслабление мышц шеи.
а) Логопед - «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.
Любопытная Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо.
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».
Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.
б) Логопед : «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
в) Логопед : «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Вы-прямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
9. Игра “Найди ошибку”.
Руками прыгают, а ногами трогают.
Глазами нюхают, а носом смотрят.
Ушами едят, а ртом слушают.
Ногами хлопают, а руками топают.
Ногтями берут, а руками царапают.
10. Итог занятия.