Ирина Шмелева
Конспект занятия по лепке в старшей группе «Солнышко, покажись»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Задачи:
1) Образовательные задачи- Учить детей создавать солнечные (солярные) образы пластическими средствами. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Продолжать освоение техники рельефной лепки;
2) Развивающие задачи – развивать активность мышления и воображения, координацию движения рук. Развивать эстетическое восприятие формы, чувство ритма, симметрии, пропорций. Развивать чувство ритма и композиции.
Публикация «Конспект занятия по лепке в старшей группе „Солнышко, покажись“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Солнце, солнышко
- Солнце, солнышко. Лепка, пластилин
- Солнце. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
3) Воспитательные задачи – воспитывать устойчивый интерес к занятиям лепкой, вызвать у детей удовольствие от того, что получается похожее изображение, а также умение любоваться своей работой и работами товарищей.
4) Систематизировать знания детей о характерных признаках весны;
5) Закрепить у детей представление о Солнце, как о Звезде.
6) Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.
Подготовка к занятию :
Оборудование – столы, дощечки для пластилина.
Материал – картонные квадратики размером 10 на 10, пластилин, стеки, красивые бусины для глаз; два-три произведения декоративно- прикладного искусства с элементами декора, например, писанка (миниатюра на яйце, вятский (дымковский) индюк, семеновская матрешка, хохломская ложка и прочее.
Содержание:
- Чтение потешки «Солнышко – ведрышко»;
- Рассматривание произведений декоративно- прикладного искусства;
- Объяснение и показ;
- Индивидуальная работа детей;
- Оформление выставки портретов весеннего солнышка;
- Беседа, чтения стихотворений, исполнение песенок о солнце;
Задачи:
Показать варианты изображения солнечных лучей (точки, круги, пятнашки, треугольники, жгутики прямые и волнистые, завитки, спирали, трилистники). Развивать чувство ритма и композиции.
Предварительная работа. Беседа о Солнце как источники жизни на Земле. Искусствоведческая беседа о солярных (солнечных) знаках в декоративно- прикладном искусстве. Рассматривание произведений декоративно- прикладного искусства (керамика, ковроделие, ткачество, вышивка, худ. Роспись и резьба по дереву и др. по возможности из коллекций или мини- музея ДОУ).
Рекомендуемые пособия, литература.
Плакаты «Весна», «Дымковская игрушка», «Писаньки», «Ложки и матрешки», «Золотая хохлома».
Таблица с вариантами солярных (солнечных) декоративных элементов.
Ход занятия:
Подхожу к окну и проговариваю детям русскую народную потешку.
«Солнышко – ведрышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко нарядись,
Красное, покажись!»
Воспитатель: Ребята, такими словами в давние времена люди звали Солнце, чтобы оно не пряталось за тучи.
Воспитатель: А что такое Солнце? ( ответ детей: это большая звезда, горячая звезда)
Воспитатель: Да, солнце – это такая же звезда, как и другие, но находится она намного ближе других звезд к Земле, поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее.
Воспитатель: Как вы думаете, какое значение имеет Солнце для нашей Земли? ( ответ детей: согревает Землю, даёт свет, растения растут на земле благодаря Солнцу, мы живем на земле благодаря Солнцу;).
Воспитатель: Народ придумал пословицы и поговорки о Солнце. Расскажите пословицы и поговорки какие знаете! (дети рассказывают).
Пословицы, поговорки:
1) Дождь прибьет, а солнышко поднимает;
2) Дождик вымочит, а красное солнышко высушит.
3) Солнце встанет, так и утро настанет.
4) Худо лето, коли солнце нету.
5) На солнышко во все глаза не взглянешь.
6) Придет солнышко и к нашим окошечкам.
7) От солнца бегать – света не видать.
8) При солнышке тепло, при матери добро.
9)Солнце как родимая матушка, никого не обидит.
Воспитатель: Люди с давних времен воспевают Солнце в своих песнях и стихах. Мы так же знаем стихотворения о Солнце. (Приглашаю детей прочитать стихи о Солнце)
Стихи про Солнце.
***
Солнышко красно,
Гори- гори ясно!
В небо пташкой залети,
Нашу Землю освети,
Чтоб сада и огородам
Зеленеть, цвести, расти!
Солнышко красно,
Гори- гори ясно!
***
В небе рыбкой поплыви,
Нашу Землю оживи.
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови!
***
Солнце брызги разбросало
Я в ладошки их собрала
Посмотрела, поиграла,
И на нитку нанизала.
***
Бусы солнечного света-
Это мне подарок лета,
Я достану их зимой –
И согреюсь теплотой!
***
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало!
Что оно горячим светом
По листам затрепетало!
***
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой!
Воспитатель: Весной все люди ждут Солнца, потому что под его теплыми лучами происходят настоящие чудеса.
-Что происходит весной под воздействием Солнца? ( ответы детей: таит снег, бегут ручьи, ото льда освобождаются водоемы, растет трава, зеленеют деревья, кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются домой перелетные птицы).
Воспитатель: Вот какое большое значение имеет Солнце для нашей планеты.
Физкультминутка «Идет матушка весна»
Идет матушка- весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел,
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь
А уж как пришел май
Солнце в терем приглашай.
• После физкультминутки дети садятся на свои места.
Воспитатель: Люди с давних времен изображали солнце на своей одежде, на посуде, на мебели, на предметах народного промысла.
Воспитатель: -Круг- это что? ( ответ детей: Солнце).
• Показываю варианты декоративного изображения Солнца. Вокруг круга точки, завитки, волнистые линии или треугольники, это все, как мы назовем? ( ответ детей: лучики).
Воспитатель: Мы с вами тоже можем изобразить портрет солнышка, который выглянул из-за туч и весело нам улыбается, с помощью пластилина. Использовать будем технику рельефной (объемной) лепки, т. е. будем налеплять солнышко на специально подготовленную пластину. На пластине наметим стеком точку в центре. Берем кусочек пластилина, раскатываем шарик (между ладонями, слегка сплющиваем лепешку (сжимаем в ладошках) и прижимаем к пластине по центру. Другой кусочек пластилина делим на 7-10 частей и превращаем их в лучики.
-Какие по форме могут быть лучики? (обратить внимание на декоративную таблицу).
Воспитатель: Мы с вами договорились лепить портрет солнышка, а что нужно обязательно слепить, чтобы получился портрет? ( ответ детей: глаза, нос, рот).
-Как показать, что солнышко улыбается? ( Ответы детей: взять жгутик и поднять его вверх).
А теперь приступаем к работе (включаю легкую музыку, п-р Чайковского «Времена года» или Моцарт «Волшебная музыка для детей».
В ходе работы помогаю детям нуждающимся в помощи. После окончания работы предлагаю поместить все работы на стенд и проговорить закличку с ребятами
«Солнышко покажись!
Красное нарядись!
Выйди поскорее
Будь к нам подобрее,
Сядь на пенек
Посвяти весь денек!»
Воспитатель: Задаю вопросы детям:
• Какой новый способ лепки вы сегодня узнали? ( Ответ детей: рельефный (объемный).
• Вам понравились солнышки? ( Ответ детей: да).
• Вы все были молодцы!
Примите в качестве поощрения конфеты, которые напоминают солнышко!