Наталья Грузинцева
Конспект занятия по лепке в старшей группе «Гусеничка на кленовом листике»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление технических навыков и приемов лепки из пластилина шариков одинакового размера и соединение их между собой.
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить со свойствами пластилина.
Учить делить пластилин на части, располагать шарики аккуратно друг за другом.
Развивающие: Развивать мелкую моторику, внимание и зрительно-двигательную координацию, зрительное восприятие;
Продолжать знакомить детей с разнообразным миром насекомых;
Уточнить представления детей о внешнем виде гусениц;
Публикация «Конспект занятия по лепке в старшей группе „Гусеничка на кленовом листике“» размещена в разделах
- Гусеница. Лепка, занятия с пластилином
- Гусеницы и червячки
- Дерево Клен, кленовые листья
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Деревья. Лепка, пластилин
- Кленовый лист. Лепка, пластилин
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Насекомые. ИЗО, поделки, рисование
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Осенние листья. Лепка, пластилин
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
Развивать чувство формы и цвета.
Воспитательные: Воспитывать терпеливость, усидчивость, доброжелательное отношение к насекомым.
Материалы и оборудование: Образец поделки «Гусеничка на кленовом листике», «Сказка про гусеницу» Дарьи Мясниковой; для каждого ребёнка: пластилин, подкладная доска, стека, полотенце для рук, кленовый лист, вырезанный из оранжевого (жёлтого, красного) картона.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Дети сидят на рабочих местах.
Воспитатель:
- Дети, какое сейчас время года? (Ответы детей).
- Правильно, осень. На улице становится прохладнее с каждым днём. Листья на деревьях меняют свои цвета. На какие? (Жёлтые, красные, оранжевые).
- Что ещё происходит с листочками осенью? (Опадают с ветвей деревьев и укрывают землю красочным ковром).
- Это одна из примет осени. Скажите, а что происходит осенью с насекомыми? Много или мало их сейчас можно встретить на улице? (Ответы детей).
- Насекомых практических нет. Но, куда же они подевались? (Ответы детей).
- Правильно. Они все нашли себе укромные места в коре деревьев, под пнями, в траве, в щелях зданий и заснули до тёплых солнечных дней. Когда выглянет тёплое солнышко, то некоторые из них проснутся. И тогда, мы сможем за ними ещё немного понаблюдать.
Сегодня на занятии мы с вами будем лепить насекомое, которое спрячется от холодов в листике клёна и проспит так до весны. Вам интересно, кто это насекомое? (Да).
- Послушайте про него маленькое стихотворение.
О берёзовый листочек
Зубки гусеница точит.
Сейчас листик догрызёт,
И на новый поползёт.
- О ком говорится в этом стихотворении? (О гусенице).
- Вот её мы с вами и будем сегодня лепить «Гусеничку на кленовом листике».
Воспитатель демонстрирует образец поделки.
2. Чтение детям отрывка из «Сказки про гусеницу» Дарьи Мясниковой.
Воспитатель:
- Но в начале, я вам предлагаю послушать отрывок из сказки про жизнь нашей гусенички. Садитесь поудобнее, я начинаю:
«Жила – была на свете маленькая, пухленькая гусеница. Её зелёная мохнатая спинка с чёрными точечками то поднималась, то опускалась, так она ползала. Кушала малышка всё подряд: и листья, и траву, и молодые побеги. Наевшись вдоволь, она ложилась на спинку и смотрела в небо. Мечты уносили её далеко, далеко. Ей казалось, что она легка и свободна, как порхающая разноцветная бабочка, но, проснувшись, гусеница понимала, что это сон, и её судьба, прижавшись к земле, ползти дальше.
Так прошло тёплое лето. Дни становились всё короче и короче. Чаще дул ветер и капал холодный дождик, ударяя по пузатому тельцу нашей подросшей гусеницы. Ей стало совсем страшно, и она решила куда – нибудь спрятаться. Она нашла упавший, свернувшийся в трубочку кленовый листок, вползла внутрь. Листок стал ей уютной квартиркой на всю зиму. Но и там ей было холодно, и тогда гусеница начала вертеться, создавая вокруг себя тёплый кокон из тонких нитей своего тельца. Наконец спальный мешочек был готов. Теперь никакие морозы ей были не страшны! Наша малышка сладко заснула до весны».
- Почему гусеница заползла на кленовый листочек? Зачем он ей? Ответьте на мои вопросы. (Ответы детей).
Воспитатель:
- Правильно. А вот, что произойдёт дальше с гусеницей, после зимы, мы с вами узнаем в конце занятия.
3. Физкультминутка «Гусеница».
Воспитатель:
- А пока пришло время отдыха. Пора немного размяться. Вставайте на физкультминутку.
Этот странный дом без окон (Руки над головой сцеплены)
У людей зовется «кокон». (Обхватываем руками себя)
Свив на ветке этот дом (Вращение пальцем в воздухе)
Дремлет гусеница в нем. (Поочередно прижимаем все пальцы к большому пальцу)
Спит без просыпа всю зиму. (Ладони под голову)
Но зима промчалась мимо- (Трясем ладонями)
Март, апрель, капель, весна… (Загибаем пальцы)
Просыпайся, соня - сонюшка! (Руки поднимаем кверху)
Под весенним ярким солнышком (Образуем руками круг).
4. Практическая часть. Лепка гусеницы детьми по показу воспитателя.
Рассматривание образца поделки и его анализ.
Воспитатель:
- Отдохнули. Ребята, рассмотрим образец нашей поделки. Какого цвета гусеница? (Зелёного).
- Сосчитаем из скольких шариков (сегментов) состоит её тело? (8).
- Что ещё есть у гусеницы? (Рожки, глаза, рот).
- Какого они цвета?
- Для чего гусенице рожки, кто знает? (Ответы детей).
- С помощью рожек гусеница отпугивает своих врагов. Торчащие сзади головы рога испускают неприятный запах. С чего мы начнём свою работу, как вы думаете?
(Ответы детей).
- Открываем коробочку с пластилином. Напоминаю основные правила работы с пластилином.
Правила работы с пластилином:
1. Нельзя брать пластилин в рот.
2. Нельзя тереть глаза грязными руками.
3. Помни, что стека – это нож, инструмент и она острая.
4. Работать нужно на клеёнке или дощечке.
5. Согрей кусок пластилина в руках. Чтобы он стал мягким.
6. По окончании работы хорошо вытри руки сухой тряпкой и только потом вымой их с мылом.
Работа над поделкой.
Воспитатель:
- Ребята, для лепки гусеницы желательно использовать именно зеленый пластилин, ведь в природе мы можем чаще всего увидеть именно зеленых гусениц. Хотя бывают серые, оранжевые или красные разновидности, но мы считаем их экзотическими. Достанем из коробочек кусок пластилина тёмно – зелёного цвета. Положим перед собой на доску.
Возьмём в руки стеку. Разрежем наш кусок пополам. Мы получили две одинаковые по размеру половинки. Каждую из этих половинок разрежем ещё раз пополам. Сколько получили теперь одинаковых кусочков пластилина? (4).
- Каждый из четырёх кусочков разрежем ещё раз пополам. Сколько теперь получили одинаковых по размеру кусочков? (8).
- Мы разделили пластилин на 8 равных по размеру кусочков. Теперь будем разогревать и разминать каждый кусочек в руках.
- Далее необходимо каждый кусочек превратить в маленький шарик. Положите кусочек пластилина на ладонь и прикройте другой ладонью, круговыми движениями с усилием вращайте верхнюю ладонь по часовой стрелке. Получается шарик. Раскатывать пластилин можно точно также, только на доске. Тоже самое проделайте с остальными кусочками пластилина (это составные части извивающегося тельца насекомого).
- Скрепите все шарики между собой. Сдавите первый и последний шарики пальцами, чтобы скрепить тельце гусеницы.
- На передний шарик - мордочку налепите глазки. рожки, рот.
Чтобы украсить насекомое, сделать его более ярким, налепите на спинку красные или оранжевые лепешки. Контрастные детали сделают поделку более выразительной. Но можно и не делать.
- Полученная гусеница может ползать, достаточно просто согнуть ее. Посадите ее на кленовый листик, который послужит ей домик на всю зиму. Наша поделка готова.
Во время работы воспитатель помогает детям, у которых плохо развита мелкая моторика рук.
5. Рефлексия.
Воспитатель:
- Ребята, у вас получились замечательные гусенички. Они нашли свои домики для зимовки. Листочки высохнут, свернутся, и гусеничке будет уютно и тепло. Поставим поделки на выставку. Пусть ваши папы и мамы полюбуются нашими работами. Вы молодцы!
6. Чтение детям продолжения «Сказки про гусеницу» Дарьи Мясниковой.
Воспитатель:
- А теперь, ребята, садитесь на ковёр. Я думаю, вам будет интересно узнать, что же произойдёт с гусеницей весной. Слушаем окончание «Сказки про гусеницу».
Воспитатель читает:
«Первые лучи теплого весеннего солнышка разбудили гусеницу, и она начала просыпаться. За зиму ее тельце изменилось и что-то сзади, на спинке, очень мешало ей спокойно спать. Она открыла глазки, сладко зевнула и потянулась. Спальный мешочек лопнул, и за спиной у нее расправились очаровательные красно - коричневые крылышки с черными бархатными пятнышками.
- Я стала бабочкой! Какое счастье! Этого не может быть! Это точно не сон? – рассматривая себя, думала она.
Бабочка вспорхнула и поднялась высоко-высоко. Красавица летела и радовалась солнцу, голубому небу, своим прекрасным крылышкам. Она садилась на цветочки, пила ароматный нектар и в каждой росинке любовалась своим отражением. Она была счастлива, но больше всего на свете ей хотелось увидеть гусениц. Наконец, ей это удалось.
- Милые мои сестренки! - кричала она, - не грустите и не плачьте, глядя на свои толстенькие животики, жизнь прекрасна как сказка, Вы тоже очень, очень скоро будете летать, как я!
Но мохнатые подружки ее не слышали, ползли куда-то по своим делам, и только одна пузатая кроха посмотрела в небо, и улыбнулась».
Воспитатель:
- Вам понравилась сказка? Что же, ребята, станет весной с гусеницей? (Она превратится в прекрасную бабочку).
- Вот теперь, вы точно знаете и запомните: первое, почему нельзя трогать и убивать гусениц, встречая их в природе и пугаясь, второе, почему нельзя сжигать опавшие листья осенью. Потому, что в них спрячутся от холода насекомые и проспят там до весны. Берегите и охраняйте родную природу, братьев наших меньших! А наше занятие окончено. Всем спасибо.