оксана павлова
Конспект занятия по лепке для детей 5–6 лет «Олешка» по мотивам дымковской игрушки
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать и закреплять знания детей о народном декоративном искусстве.
Задачи:
- Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек.
- Учить лепить фигуру из целого куска, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания.
- Обогащать и расширять художественный опыт детей.
- Развивать творческие способности.
- Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Старшая группа
- Темочки
Материалы и атрибуты. Дымковские игрушки, технологические карты по лепке.
Техническое обеспечение. Запись русских народных песен: «Ой, мороз, мороз», «Барыня».
Для каждого ребенка: пластилин, стека, вода, доски, салфетки (бумажные, влажные).
Предварительная работа. Беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; просмотр детских презентаций о народных промыслах декоративно-прикладного искусства. Организация выставки детских рисунков, поделок. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.
Ход занятия.
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку.
Сорока – белобока по лесу летала,
По веткам скакала, Детский сад искала.
Принесла в клюве письмо.
(Показывает детям письмо) .
От кого оно?
(Открывает конверт) .
«Здравствуйте, ребятки, -
Ульянки и Ванятки,
Полины, Саши, Пети и другие дети!
Если любите играть,
Лепить и рисовать,
Приезжайте в гости!
Милости просим!
Игрушка из Дымково».
Беседа с детьми. Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам? Так давайте полетим. На чем летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов) .
Воспитатель: Предлагаю воспользоваться ковром – самолетом. На нем мы все сможем уместиться (приглашает детей сесть на ковер) .
-Вы готовы? Ковер взлетает.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал наш ковер взлетать
Над полями, над горами,
Над высокими лесами,
Мы быстрее ветра мчимся,
Глядь – и мигом приземлимся!
Рассказ воспитателя: Звучит тихо мелодия на народную тему.
Смотрите-ка река! А по берегам реки – город. Реку Вяткой называют, и город такое же название носит. Вятка – город старинный. С высокого берега реки Вятки видно заречную слободу Дымково. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.
Вначале были свистульки. Лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.
Свое умение бабушки передавали внучкам, внучки – своим внучкам. Так и дошло оно до наших дней.
Звучит русская народная музыка. На столе появляются дымковские игрушки.
Воспитатель: Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становимся в круг. Как только я называю какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.
Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий произносит: «Конь!», и дети скачут, как лошадка. Ведущий произносит: «Индюк!», и дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками-крыльями, надувая щеки.
Обсуждение способов лепки.
Воспитатель: Молодцы! С заданием справились. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.
Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы.
-Из чего делают дымковские игрушки?
-Какие еще нужны материалы?
-какие нужны инструменты для работы?
Мастерская открывается. Дети входят и садятся на рабочие места.
Воспитатель: Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают). Отгадайте мою загадку и узнайте, что вы будете лепить.
Стоит на стройных ножках –
Вся краса в рожках.
Правильно, это олешек.
Обратите внимание на схему!
(на плакате – образцы и приемы лепки) .
Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.
Физкультминутка.
Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну-ка за работу, чудо – мастера! (руки вперед, в стороны)
Слепим, высушим – и в печь! (лепят «ладошками»)
А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)
Будем мы игрушки «печь», (лепят «ладошками»)
Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают)
А в печи не калачи, (машут указательным пальцем)
А в печи игрушки! (руки вперед) .
-Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова:
«Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь».
Вот теперь можно приступить к работе.
Самостоятельная работа.
-А сейчас я посмотрю, чьи пальчики самые ловкие и умелые.
Индивидуальная работа. Дети приступают к работе. Воспитатель следит за работой, советует, показывает приемы работы.
Итог занятия.
Анализ работ. Дети заканчивают работу, вытирают руки, ставят оленей на подставку.
Воспитатель: Посмотрим, как наши мастера справились с работой.
-все ли игрушки ладные?
-Чья работа больше всех нравится? Почему?
-Какая игрушка самая аккуратная?
- Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорее на ковер. Еще минута – и он оторвется от земли.
Раз, два, три!
Лети!
-Повторяйте за мной прощальные слова:
Мы о дымковской игрушке
Будем вспоминать не раз.
А сейчас, друзья – подружки,
Мы закончим свой рассказ.