Алькина Нина Федоровна
Конспект занятия по изучению мордовского языка «В гости к матрешкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «В гости к матрешкам»
Образовательная область: Познавательное развитие
Группа: разновозрастная.
Цель НОД: Вызвать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку, стремление к общению на мордовском языке.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей воспринимать и понимать мордовскую речь на слух;
- пополнить словарь детей за счет новых слов –нумоло, куяр. ал,умарь.
Публикация «Конспект занятия по изучению мордовского языка „В гости к матрешкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Мордовия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
- знакомить детей с мордовским национальным костюмом.
- способствовать накоплению мордовского словаря, формированию грамматического строя речи, навыков речевого общения.
Развивающие:
- развивать психические процессы;
- развивать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку развивать интерес к мордовскому народно-прикладному искусству;
- развивать эмоциональную отзывчивость детей, внимание, поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности;
-развивать речь, мышление, память.
Воспитательные:
- вызвать у детей желание помочь матрешкам, кукле Луше;
- воспитывать трудолюбие, желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие:, продолжать знакомить с культурой мордовского народа, формировать представления о национальностях, населяющих родное село, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа, способствовать развитию любознательности, мышления., воспитывать бережное отношение к природе, ее обитателям.
ОО «Речевое развитие» : Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, передавать свое отношение средствами поэзии, понятно для слушателя отвечать на вопросы, обогащать словарь детей.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» : Знакомить детей с характерными особенностями мордовского узора, развивать интерес к орнаментике мордовского национального костюма, развивать творческие, композиционные способности детей.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» : приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; обогащать опыт детей, формировать культуру деятельности в процессе игры; развитие свободного общения со взрослыми и детьми, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, развивать звуковую сторону речи. Развивать сообразительность, умения самостоятельно решать поставленную задачу. Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа.
ОО «Физическое развитие» : побуждать детей к двигательной активности (смена деятельности).
Словарная работа:Мон саянкши, нумоло, вирь, и др.
Предварительная работа:рассматривание альбомов о Мордовии, чтение мордовских сказок, прослушивание мордовских народных песен, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций с женской национальной одеждой: вышивка, узоры, чтение стихов, потешек, загадок, пословиц.
Материал и оборудование: продукты питания
/хлеб, яйца, огурец, сахар, лук, яблоко, молоко, соль, вода/, кукла в национальном костюме, матрёшки русские и мордовские маска-шапка зайчика, заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей, фонограмма мордовкой мелодии.
Методические приемы: сюрпризный момент –кукла Луша, художественное слово, беседа, рассказ воспитател, игра, вопросы к детям, рефлексия.
Мотив детской деятельности: в гости к Матрешкам.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, труд.
Ход занятия:
В. Здравствуйте дети. Шумрачи - дети отвечают.
В. Обращает внимание детей на присутствие гостей, здороваются Шумбрачи.
В. Ребята я сегодня встретила куклу Лушу,она искала наш д. с.
На какой улице он расположен? В каком селе? люди какой национальности у нас проживают? (ответы детей с помощью в.)
В. А кукла Луша тоже мордовочка, и она нас приглашает в гости к мордовским матрёшкам.
Они живут очень далеко, и нам предстоит долгий путь. В пути мы захотим пить и есть, поэтому я предлагаю взять с собой продукты.
На столе приготовлены: хлеб, яйца, огурец, сахар, лук, яблоко, молоко, соль, вода.
Дети подходят, берут определенный продукт, называют его на мордовском языке и кладут в корзину, проговаривая фразу:
Д. «Мон саянкши», «Мон саянкуяр» и т. д.
В. Дети, продуктами мы запаслись, теперь пора и в дорогу.
- Как надо сказать по-мордовски «Счастливого пути!».
Д. Парокиланго!
Дети идут под мордовскую мелодию, на пенёчке зайчик.
В. Дети посмотрите –зайчик,а по мордовски –нумоло (дети поторяют)
Дети здороваются с ним на мордовском языке :
Д. Шумбрачи, нумоло. (шумбачи)
В. А что нумоло такой грустный, давайте его развеселим!
хоровод «Нумоло выходи»
В. Ребята, посмотрите, как развеселился нумоло. Давайте мы ее возьмем в гости к матрешкам.
В. Ребятки, пойдем дальше, а то матрешки, наверное, заждались.
Звучит музыка.
В. Вот мы дошли до домика, где живут матрешки. Что-то их невидно. Давайте громко поздороваемся (шумбрачи)
В. А вот и сами матрешки вышли на наш шум.
- Шумбрачи, тенк!
- Ребята, старшие давайте посчитаем их на мордовском языке
Д. Вейке, кавто, колмо, ниле, вете.
В. Ребятки, матрёшка это русская игрушка, но мордовские мастера решили придумать свою матрёшку- мордовскую, она более вытянутая по форме (наглядное сравнение)
-и одеты они по разному (сравнение)
В. Ребятки а вот у этих матрёшек (показ силуэтов матрёшек) разносились фартуки и головные уборы они стали некрасивыми. Матрешки хотят, чтобы вы им подарили новые. Порадуем матрёшек?
Дети садятся за столы. (аппликация)
Показ воспитателя.
Самостоятельная работа детей. элементы одежды из цветной бумаги наклеивают, на силуэт.
Итог занятия.